Агитационные советские плакаты о воспитании детей – явление неоднозначное.
С одной стороны, они были направлены на улучшение личностных черт подрастающего поколения, формирование отрицательного отношения к вредным привычкам и снижение преступности среди молодежи. С другой – ставили во главу угла хорошее поведение в обществе, а не внутрисемейные и личные ценности. Кроме того, реальная жизнь редко соответствовала агитационным лозунгам, и многие с детства страдали от общепринятых двойных стандартов и жизни «напоказ». Но несомненно одно – советские печатные издания до сих пор не забыты, они интересуют людей.
Советский плакат – наследник лубочного рисунка. Интересно, что первые просоветские афиши появились еще до возникновения СССР, в 1917 году, когда большевики пришли к власти в России. Однако массовый выпуск начался в середине 30-х. В те годы велась активная агитационная работа по популяризации социалистических идей на территории СССР. Основной темой была дружба республик и народная сила. Именно тогда на рисунках стали появляться дети.
Далее пришел черед антифашистских сатирических и героико-патриотических печатных изданий. Обе формы выпускались параллельно и сохранились до конца Второй мировой. Советская молодежь фигурировала на картинах второго типа. Перед войной на них обычно изображали спортсменов и юных комсомольцев. Во время боевых действий спортсменов сменили бойцы, работающие женщины и дети-герои.
Пик выпуска воспитательных картин пришелся на послевоенный период. Темы изображений вновь сменились и расширились, приняли общественно-политический характер. Все чаще появлялся образ идеального советского человека: трудолюбивого патриота, преданного вождю. Молодежь и дети изображались за общественно-полезной работой, картинку сопровождал яркий лозунг.
Почему сейчас, спустя десятилетия после развала Союза печатные издания того времени все еще интересуют людей? В первую очередь потому, что они отражают ушедшую эпоху. То, как менялись темы, риторика и качество рисунка, показывало надежды людей, актуальные для них проблемы. По агитплакатам можно детально восстановить политическую картину и общественное сознание прошлых лет.
Вторая, не менее важная причина заключается в авторах рисунков. Изображения создавались лучшими художниками, в основном работавшими в жанре соцреализма. Многие из них начинали свой путь в агитационном искусстве с оформления многотиражных плакатов. Сейчас некоторые работы считаются шедеврами и украшают залы Третьяковской галереи, Музея плаката в Амстердаме, Берлинского музея и многих других, они включены в мировые частные коллекции.
Большинство коллекционеров интересуются только оригинальными и малотиражными изданиями, а так же работами известных плакатистов. В перечне популярных живописцев около 200 мастеров. Например, охотно покупают работы Арсения Айвазяна, Ивана Буева, Федора Антонова, Марии Бри-Бейн, Николая Купреянова, Екатерины Зерновой…
Кроме коллекционеров, в воспитательных плакатах заинтересованы некоторые популярные дизайнеры интерьера. Ностальгия по прошлому привела к тому, что многие обеспеченные люди используют эти постеры для украшения интерьера в стиле лофт. Иногда они заказывают печать сюжета на холсте, но чаще предпочитают найти настоящий советский плакат на нужную им тематику.
Плакаты о воспитании детей оставили яркий след в истории советской живописи. Они не всегда соответствуют современным понятиям о красоте и полезности, но в прошлом сыграли большую роль в формировании патриотизма и допустимых норм поведения. Вероятно, что плакаты 20 века будут еще долго интересовать коллекционеров и историков.
Проверить и оценить стоимость антикварных постеров, плакатов и прочих печатных изданий прошлого на сайте http://skupkamonet.com.ua/buying-antiques/