До кризиса 26-летний веб-дизайнер Петр Бондаревский трудился на благо одного из крупнейших украинских интернет-порталов. В 2007-м, когда молодой человек пришел в компанию, ему казалось, что это второй Google.
Текст: Константин ДРУЖЕРУЧЕНКО, Контракты
«Спустя год стало ясно: я переоценил проект. Мотивация пропала. Я продолжал бы ходить на работу по инерции, если бы не внезапно наступивший кризис», — признается он. Петру, как и другим сотрудникам портала, в начале 2009-го снизили зарплату, что и заставило его заняться собственным делом. Молодой бизнесмен вместе с тремя единомышленниками — Алексеем Счастливым, Иваном Абламским и Сергеем Зленко — создает свой бизнес в интернете. Первый проект — сайт прогноза погоды. Вложив в бизнес 12 тыс. грн, предприниматели уже через четыре года ожидают ежемесячный доход в размере $100–150 тыс. Помочь в этом им должен переток рекламы из таких дорогих носителей, как телевидение и печатные СМИ, в более дешевый сегмент — интернет.
Рекламодатели, существенно сократившие бюджеты из-за кризиса, увеличивают рекламную активность в сети. Петр Бондаревский утверждает, что размеры интернет-аудитории и интернет-рекламы в ближайшие годы будут увеличиваться на 20– 30% ежегодно. И все они хотят знать, какой будет погода. Пять лет назад Петр Бондаревский разрабатывал дизайн для нового погодного ресурса. Работа над сайтом близилась к концу, но заказчики внезапно изменили планы, решив создавать другой портал. «Сайт оказался никому не нужным. Его фактически подарили мне и моему партнеру как бесполезную вещь, — вспоминает веб-дизайнер. — С 2005 года мы в свободное время поддерживали weather.co.ua как могли, но много сил уделять ему не удавалось из-за высокой загруженности на основной работе».
Однако осенью 2008 года Петр Бондаревский понял, что при грамотной раскрутке из обузы портал может превратиться в успешный бизнес-проект. Несмотря на то что ресурсом никто всерьез не занимался, он попал в пятерку популярных украинских погодных проектов (по количеству уникальных посещений пользователей). На сайт заходит до 10 тыс. человек в день (для сравнения: у конкурентов — до 200 тыс.). Кроме того, ниша погодных ресурсов в Украине практически не заполнена — активно работают лишь Gismeteo.ua и Meteoprog.ua. Предприниматели уверены, что конкурентов еще можно потеснить с олимпа.
Зарабатывать на погодных порталах можно как за счет размещения баннерной рекламы, так и за счет продаж информации о прогнозе погоды. В таких данных нуждаются в первую очередь интернет-порталы (они размещают прогноз на своих страницах), а также производители программ с прогнозом погоды для мобильных телефонов. Молодые предприниматели используют все возможности. Около 65% доходов — пока $3–4 тыс. ежемесячно — им приносит распространение погодных данных, еще около 30–35% — размещение рекламы, которая в будущем должна стать основным источником заработков.
По словам бизнесмена, кризис не осложняет жизнь, а наоборот, открывает новые возможности. Основные затраты: реклама, зарплата сотрудникам и аренда офиса — значительно подешевели за последние полгода. «Как это ни цинично звучит, но нашему бизнесу нестабильная ситуация в стране выгодна», — полагает Петр Бондаревский.