Контракти.ua

83137  —  30.06.09
Игорь Литовченко: если Киевстар не получит лицензию на 3G, то построит сеть 4G LTE
Игорь Литовченко: если Киевстар не получит лицензию на 3G, то построит сеть 4G LTE

В интервью Контрактам президент Киевстар Игорь Литовченко рассказал о том, что: 1) если Киевстар не получит в ближайший год лицензию на 3G, то построит сеть 4G на базе технологии LTE 2) основная борьба между операторами развернется за долю рынка в мобильном интернете и услугах на базе сетей третьего поколения 3) рынок мобильной связи начнет расти в конце 2010 года.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, Контракты

Когда рынок мобильной связи Украины вновь начнет расти?

— Мой прогноз — в конце 2010 года. В 2009-м рынок услуг мобильной связи в доходах может просесть на 15–20%. И дело не только в кризисе. Мы в любом случае не наблюдали бы роста в 2009-м и I половине 2010 года — просто не было бы падения. Дело в том, что бурный рост рынка в последние годы происходил за счет голосовых услуг, а этот сегмент уже достиг насыщения. У большинства абонентов есть по 2–3 SIM-карты. Мобильной связью пользуются в среднем 75% украинцев, а тот максимум, до которого может вырасти пользование, — 82%, остальным мобильная связь или не нужна в силу их возраста, или не нужна в принципе. Будущее рынка — за услугами передачи данных и мобильным интернетом. Плюс мультимедийные услуги: цифровая мобильная музыка, мобильная реклама, платежи. Естественно, на формирование массового спроса на эти услуги потребуется несколько лет.

А какими будут основные тенденции развития рынка в ближайшие годы?

— Я бы выделил три тенденции. Первая: сокращение доли голосовых услуг в доходах. Сегодня мобильные операторы основные доходы получают «от голоса», на который приходится 80% предоставленных услуг. От дополнительных услуг — 12%, от интернет и музыки — 8%. Такая структура сохранится еще год-полтора, вплоть до развертывания сетей третьего поколения. Вторая: бурный рост широкополосного доступа в интернет. В 2010 году велика вероятность массового внедрения услуг 3G или 4G. Еще одна тенденция: в сегменте голосовой связи борьба будет вестись за второе и третье места, но главная битва развернется уже за долю рынка в мобильном интернете, в третьем поколении связи, в новых услугах.

Время покупать

До кризиса на счетах Киевстар было более $2 млрд свободных средств. Инфляция и выплаты по евробондам значительно уменьшили эту сумму?

— При курсе 5,5 UAH/USD на наших счетах было около $2,5 млрд. Инфляция съела приблизительно $400 млн. Примерно такая же сумма ушла на выплату дивидендов за 2004–2005 годы. Зато кредитные проблемы нас не коснулись, потому что мы развивались за собственные средства. У нас немного еврооблигаций, которые мы должны вернуть, но 90% средств, которые мы вкладывали и продолжаем вкладывать в свое развитие, — это наши собственные оборотные средства. У Киевстар значительный запас прочности. Наш собственный капитал позволяет реализовать любую инициативу: и построение сети 3G, и покупку профильных телекоммуникационных активов, и сохранение стоимости услуг на нынешнем уровне.


В интернете еще много рыбных мест


В 2007–2008 годах говорили, что активы на рынке телекоммуникаций переоценены. Сейчас ситуация изменилась — самое время покупать. Что интересует Киевстар?

— Сегодня все компании реальнее оценивают действительность. Всегда есть реальная стоимость, подразумевающая, что покупатель сможет вернуть деньги, вложенные в актив, за три-пять лет. Мы рассматриваем разные варианты развития бизнеса, в том числе и за счет приобретения новых компаний. Мы готовы покупать. В частности, ведем переговоры с компаниями, работающими в сфере интернет- и мультимедийных сервисов.

С сентября 2008-го Киевстар потерял около 1 млн абонентов, доля компании на рынке уменьшилась почти на 1%. Это угроза для лидерства компании?

— Сокращение нашей доли рынка в абонентах — прогнозируемое. Мы потеряли 1 млн абонентов, но это в основном «малоговорящие» клиенты. При этом доля рынка Киевстар в доходах даже выросла — с 50% до 52%. И, кстати, рост и снижение абонентских баз разных операторов сравнивать не всегда корректно, потому что все считают по разным методикам, и не всегда честно. Борьба во втором эшелоне операторов не прекращается. Есть абоненты, для которых неважно качество, а вот стоимость — на первом месте. Мы готовы к тому, что наша база может еще немного сократиться. Но такое уменьшение — не доказательство того, что Киевстар теряет лидерские позиции. Наоборот, мы закончили прошлый год с лучшими показателями на рынке. Доход увеличился на 10%, маржа EBITDA составила 57%. Доход с одного абонента вырос до $8,83 (с $7,83), а AMPU — до 158 мин (с 139 мин). 2008-й был одним из лучших для компании. Киевстар укрепил свои позиции и находится в отличной бизнес-форме. В целом очевидно, что весь рынок во многом зависит от того, как будет вести себя наша компания, которая является лидером рынка. Теоретически мы можем  снизить тарифы до нуля, и все абоненты пойдут к нам. Но мы не будем так делать, потому что не хотим  разрушать финансовую политику других операторов, да и свою в том числе, не хотим снижать качество связи. Наша политика — честные ценовые предложения для абонентов.

Мобильная связь — услуга, на которую кризис повлияет минимально и с некоторой отсрочкой. Так говорили эксперты. На практике этот прогноз оправдался?

— Да. Заметные изменения — отток абонентов и снижение доходов — начались в конце зимы 2009 года, а не осенью 2008-го, как по другим отраслям. Если говорить о рынке мобильной связи, то доходы нашей компании в I квартале 2009 года сократились лишь на 5,6%. Это значительно меньшее снижение, чем в целом по рынку, что подтверждает и наш запас прочности, и качество нашей абонентской базы.

Качественная база — это корпоративные клиенты?

— Преимущественно это частные подключения, но в том числе и корпоративные. До кризиса удельный вес продаж корпоративным клиентам составлял около 30%, сегодня эта доля не изменилась. Действительно, корпоративные абоненты экономят на голосовых услугах, переводят мобильные телефоны в личное «содержание» сотрудников. Но количество наших корпоративных абонентов — юридических лиц — растет. К примеру, в I квартале 2009 года в Киевстар их стало на 33 тыс. больше. Всего их уже более 900 тыс.

Корпоративный сегмент давно поделен. Как вы привлекаете таких клиентов?

— Корпоративные клиенты первыми ощутили кризис и были вынуждены сокращать расходы. Мы сделали ставку на малый и средний бизнес, в том числе позволив пользоваться связью в кредит.

Звезда интернета

Сегодня все минимизируют затраты. Как это делаете вы?

— С ноября 2008-го начали жестко контролировать затраты и перешли на поквартальное планирование. Часть работ передаем на аутсорсинг, часть затрат откладываем на квартал, на полгода. Киевстар ведет переговоры по снижению цен с поставщиками оборудования. Общее правило при уменьшении затрат простое: если планировали заработать 100 грн, а заработали 90 грн, значит, нужно на 10 грн сократить затраты, иначе бизнес станет убыточным. А в целом мы подготовили и постоянно обновляем три сценария развития рынка: негативный, взвешенный, позитивный. Соответственно, у нас есть три варианта среднесрочной стратегии развития Киевстар.

В чем суть этой стратегии?

— Наша задача — в последующие три года сделать интернетчастью жизни обычных людей и быть лидером в сегменте мобильного интернета. Эту задачу мы уже решили в мобильной связи, ее достигнем и в интернете. Сегодня у нашей компании 1,35 млн интернет-пользователей и 4,8 млн WAP-пользователей. Киевстар — крупнейший провайдер легальной цифровой музыки, на нашем музыкальном портале DJUICE можно скачать 50 тыс. музыкальных композиций — это в пять раз больше, чем у конкурентов.

Но для реализации таких планов нужно разворачивать сеть 3G, а у вас все еще нет лицензии…

— В ближайший год мы либо получим лицензию на построение 3G-сети, либо построим сеть четвертого поколения на базе технологии LTE. Киевстар найдет возможности для развития, потому что твердо нацелен в ближайшие три года стать лидером в сегменте мобильного интернета и мультимедийных сервисов. В случае получения лицензии на 3G мы в течение полугода предложим абонентам широкополосный доступ — технологически наша сеть уже готова к предоставлению таких услуг. Ждем только соответствующих действий государства.

А такие банальные варианты минимизации расходов, как сокращение сотрудников, урезание зарплат и рекламных бюджетов использовали?

— Зарплаты сохранили на прежнем уровне, для сотрудников продолжает работать бонусная программа. Это не означает, что мы не оптимизируем структуру. Оптимизируем, конечно. Например, сокращение абонентской базы приводит к оптимизации штата в call-центре. Но людей увольнять нет необходимости — открываются новые направления бизнеса и их можно перенаправить туда. Рекламные бюджеты остались на уровне прошлого года — это позволяет воплощать все наши маркетинговые планы.

Каких последствий кризиса так и не удалось избежать?

— Инфляции и снижения платежеспособности населения. На эти факторы мы влиять не можем. Но все, что зависит от Киевстар, мы успешно воплощаем с максимальной эффективностью.

 

Статьи по теме
Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера
Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера

Іо покритий вулканами, що вивергаються, тому що він постійно відчуває тяжіння декількох найближчих об'єктів, включаючи величезний Юпітер.
18.04 — 264

За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити
За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити

Microsoft вже оголосила, що підтримка Windows 10 закінчиться 14 жовтня 2025 року. Після цього для безпечного користування операційною системою потрібно буде щороку платити.
04.04 — 215

Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя
Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя

Такий прорив дає можливість вченим вивчити найбільш ранні еволюційні стадії життя.
18.03 — 417