В интервью Контрактам президент Киевстар Игорь Литовченко рассказал о том, что: 1) если Киевстар не получит в ближайший год лицензию на 3G, то построит сеть 4G на базе технологии LTE 2) основная борьба между операторами развернется за долю рынка в мобильном интернете и услугах на базе сетей третьего поколения 3) рынок мобильной связи начнет расти в конце 2010 года.
Когда рынок мобильной связи Украины вновь начнет расти?
— Мой прогноз — в конце 2010 года. В 2009-м рынок услуг мобильной связи в доходах может просесть на 15–20%. И дело не только в кризисе. Мы в любом случае не наблюдали бы роста в 2009-м и I половине 2010 года — просто не было бы падения. Дело в том, что бурный рост рынка в последние годы происходил за счет голосовых услуг, а этот сегмент уже достиг насыщения. У большинства абонентов есть по 2–3 SIM-карты. Мобильной связью пользуются в среднем 75% украинцев, а тот максимум, до которого может вырасти пользование, — 82%, остальным мобильная связь или не нужна в силу их возраста, или не нужна в принципе. Будущее рынка — за услугами передачи данных и мобильным интернетом. Плюс мультимедийные услуги: цифровая мобильная музыка, мобильная реклама, платежи. Естественно, на формирование массового спроса на эти услуги потребуется несколько лет.
А какими будут основные тенденции развития рынка в ближайшие годы?
— Я бы выделил три тенденции. Первая: сокращение доли голосовых услуг в доходах. Сегодня мобильные операторы основные доходы получают «от голоса», на который приходится 80% предоставленных услуг. От дополнительных услуг — 12%, от интернет и музыки — 8%. Такая структура сохранится еще год-полтора, вплоть до развертывания сетей третьего поколения. Вторая: бурный рост широкополосного доступа в интернет. В 2010 году велика вероятность массового внедрения услуг 3G или 4G. Еще одна тенденция: в сегменте голосовой связи борьба будет вестись за второе и третье места, но главная битва развернется уже за долю рынка в мобильном интернете, в третьем поколении связи, в новых услугах.
Время покупать
До кризиса на счетах Киевстар было более $2 млрд свободных средств. Инфляция и выплаты по евробондам значительно уменьшили эту сумму?
— При курсе 5,5 UAH/USD на наших счетах было около $2,5 млрд. Инфляция съела приблизительно $400 млн. Примерно такая же сумма ушла на выплату дивидендов за 2004–2005 годы. Зато кредитные проблемы нас не коснулись, потому что мы развивались за собственные средства. У нас немного еврооблигаций, которые мы должны вернуть, но 90% средств, которые мы вкладывали и продолжаем вкладывать в свое развитие, — это наши собственные оборотные средства. У Киевстар значительный запас прочности. Наш собственный капитал позволяет реализовать любую инициативу: и построение сети 3G, и покупку профильных телекоммуникационных активов, и сохранение стоимости услуг на нынешнем уровне.
В интернете еще много рыбных мест
В 2007–2008 годах
говорили, что активы на рынке телекоммуникаций переоценены. Сейчас ситуация
изменилась — самое время покупать. Что интересует Киевстар?
— Сегодня все компании реальнее оценивают действительность. Всегда есть реальная стоимость, подразумевающая, что покупатель сможет вернуть деньги, вложенные в актив, за три-пять лет. Мы рассматриваем разные варианты развития бизнеса, в том числе и за счет приобретения новых компаний. Мы готовы покупать. В частности, ведем переговоры с компаниями, работающими в сфере интернет- и мультимедийных сервисов.
С сентября 2008-го Киевстар потерял около 1 млн абонентов, доля компании на рынке уменьшилась почти на 1%. Это угроза для лидерства компании?
— Сокращение нашей доли рынка в абонентах — прогнозируемое. Мы потеряли 1 млн абонентов, но это в основном «малоговорящие» клиенты. При этом доля рынка Киевстар в доходах даже выросла — с 50% до 52%. И, кстати, рост и снижение абонентских баз разных операторов сравнивать не всегда корректно, потому что все считают по разным методикам, и не всегда честно. Борьба во втором эшелоне операторов не прекращается. Есть абоненты, для которых неважно качество, а вот стоимость — на первом месте. Мы готовы к тому, что наша база может еще немного сократиться. Но такое уменьшение — не доказательство того, что Киевстар теряет лидерские позиции. Наоборот, мы закончили прошлый год с лучшими показателями на рынке. Доход увеличился на 10%, маржа EBITDA составила 57%. Доход с одного абонента вырос до $8,83 (с $7,83), а AMPU — до 158 мин (с 139 мин). 2008-й был одним из лучших для компании. Киевстар укрепил свои позиции и находится в отличной бизнес-форме. В целом очевидно, что весь рынок во многом зависит от того, как будет вести себя наша компания, которая является лидером рынка. Теоретически мы можем снизить тарифы до нуля, и все абоненты пойдут к нам. Но мы не будем так делать, потому что не хотим разрушать финансовую политику других операторов, да и свою в том числе, не хотим снижать качество связи. Наша политика — честные ценовые предложения для абонентов.
Мобильная связь — услуга, на которую кризис повлияет минимально и с некоторой отсрочкой. Так говорили эксперты. На практике этот прогноз оправдался?
— Да. Заметные изменения — отток абонентов и снижение доходов — начались в конце зимы 2009 года, а не осенью 2008-го, как по другим отраслям. Если говорить о рынке мобильной связи, то доходы нашей компании в I квартале 2009 года сократились лишь на 5,6%. Это значительно меньшее снижение, чем в целом по рынку, что подтверждает и наш запас прочности, и качество нашей абонентской базы.
Качественная база — это корпоративные клиенты?
— Преимущественно это частные подключения, но в том числе и корпоративные. До кризиса удельный вес продаж корпоративным клиентам составлял около 30%, сегодня эта доля не изменилась. Действительно, корпоративные абоненты экономят на голосовых услугах, переводят мобильные телефоны в личное «содержание» сотрудников. Но количество наших корпоративных абонентов — юридических лиц — растет. К примеру, в I квартале 2009 года в Киевстар их стало на 33 тыс. больше. Всего их уже более 900 тыс.
Корпоративный сегмент давно поделен. Как вы привлекаете таких клиентов?
— Корпоративные клиенты первыми ощутили кризис и были вынуждены сокращать расходы. Мы сделали ставку на малый и средний бизнес, в том числе позволив пользоваться связью в кредит.
Звезда интернета
Сегодня все минимизируют затраты. Как это делаете вы?
— С ноября 2008-го начали жестко контролировать затраты и перешли на поквартальное планирование. Часть работ передаем на аутсорсинг, часть затрат откладываем на квартал, на полгода. Киевстар ведет переговоры по снижению цен с поставщиками оборудования. Общее правило при уменьшении затрат простое: если планировали заработать 100 грн, а заработали 90 грн, значит, нужно на 10 грн сократить затраты, иначе бизнес станет убыточным. А в целом мы подготовили и постоянно обновляем три сценария развития рынка: негативный, взвешенный, позитивный. Соответственно, у нас есть три варианта среднесрочной стратегии развития Киевстар.
В чем суть этой стратегии?
— Наша задача — в последующие три года сделать интернетчастью жизни обычных людей и быть лидером в сегменте мобильного интернета. Эту задачу мы уже решили в мобильной связи, ее достигнем и в интернете. Сегодня у нашей компании 1,35 млн интернет-пользователей и 4,8 млн WAP-пользователей. Киевстар — крупнейший провайдер легальной цифровой музыки, на нашем музыкальном портале DJUICE можно скачать 50 тыс. музыкальных композиций — это в пять раз больше, чем у конкурентов.
Но для реализации таких планов нужно разворачивать сеть 3G, а у вас все еще нет лицензии…
— В ближайший год мы либо получим лицензию на построение 3G-сети, либо построим сеть четвертого поколения на базе технологии LTE. Киевстар найдет возможности для развития, потому что твердо нацелен в ближайшие три года стать лидером в сегменте мобильного интернета и мультимедийных сервисов. В случае получения лицензии на 3G мы в течение полугода предложим абонентам широкополосный доступ — технологически наша сеть уже готова к предоставлению таких услуг. Ждем только соответствующих действий государства.
А такие банальные варианты минимизации расходов, как сокращение сотрудников, урезание зарплат и рекламных бюджетов использовали?
— Зарплаты сохранили на прежнем уровне, для сотрудников продолжает работать бонусная программа. Это не означает, что мы не оптимизируем структуру. Оптимизируем, конечно. Например, сокращение абонентской базы приводит к оптимизации штата в call-центре. Но людей увольнять нет необходимости — открываются новые направления бизнеса и их можно перенаправить туда. Рекламные бюджеты остались на уровне прошлого года — это позволяет воплощать все наши маркетинговые планы.
Каких последствий кризиса так и не удалось избежать?
— Инфляции и снижения платежеспособности населения. На эти факторы мы влиять не можем. Но все, что зависит от Киевстар, мы успешно воплощаем с максимальной эффективностью.