«Ярмарка тщеславия» закрыта на неопределенный срок до начала нового периода экономического роста… За последние десять лет почти у всех международных luxury-марок появились товарные предложения для среднего класса. Причем для многих компаний такие продажи стали основным источником прибыли. Кризис вынудил миллионы потребителей в Европе, США, в России и Украине, урезать семейные бюджеты и надолго перевести свою жизнь в режим экономии.
«Деньги — вознаграждение для тех, кто умеет производить хорошее впечатление», — утверждала Ребекка Шарп, героиня хрестоматийного произведения Уильяма Мейкписа Теккерея «Ярмарка тщеславия». Этой фразой дочь учителя рисования объясняла знакомым, как ей удается арендовать шикарные апартаменты и покупать бриллианты.
Вряд ли классик, опубликовавший роман в середине XIX века, догадывался, что полтора столетия спустя множество бизнесменов возьмут на вооружение основной жизненный принцип его персонажей.
О том, что современный рекламный рынок напоминает теккереевскую ярмарку тщеславия в годы экономического роста, не сговариваясь, упоминали гуру атакующего брендинга Адам Морган, легендарный модельер Ив Сен-Лоран и даже торговец недвижимостью Чарльз Кушнер.
Неудивительно. До кризиса почти во всех сферах бизнеса хорошее впечатление весьма легко конвертировалось в деньги. Потребители активно искали возможности улучшения качества жизни. Если рекламистам удавалось правдоподобно преподнести целевой аудитории такую возможность — объемы продаж стремительно росли. Маркетологи приучили население к мысли: чтобы улучшить собственное благосостояние, нужно убедить окружающих в том, что улучшение уже достигнуто. Имидж стал едва ли не самым ходовым товаром. Массовый рынок наводнили вещи, традиционно считавшиеся предметами роскоши. За последние десять лет почти у всех международных luxury-марок появились товарные предложения для среднего класса. Причем для многих компаний такие продажи стали основным источником прибыли. Люди среднего достатка платили за признаки богатства охотнее, чем толстосумы.
По данным международной аналитической службы Inter Research, еще в 2007-м более 40% общего объема мировых потребительских рынков приходилось на долю товаров импульсного спроса, то есть тех вещей, которые покупают не раздумывая — под влиянием «хорошего впечатления». Однако с недавних пор ситуация изменилась. Кризис вынудил миллионы потребителей в Европе, США, в России и Украине, урезать семейные бюджеты и надолго перевести свою жизнь в режим экономии.
По прогнозам того же Inter Research, к концу текущего года удельный вес импульсных продаж составит около 6,5%, а в следующем — и того меньше.
Имидж все еще стоит недешево, вот только платить за него готовы немногие.
Как следствие: постепенно исчезает реклама, обещающая улучшение качества жизни и акцентирующая внимание на статусности бренда. Агентства, еще недавно специализирующиеся на организации product placement в голливудских фильмах и привлечении звезд для роликов и презентаций, переключаются на более простые и дешевые промоинструменты.
«Ярмарка тщеславия» закрыта на неопределенный срок до начала нового периода экономического роста…