На украинском рынке мобильных телефонов сбылись худшие прогнозы: если в мире в I кв. 2009-го продажи упали на 13%, в Украине — более чем на 50%. Изменились и цены: если годом ранее средняя стоимость мобильного составляла $188, в начале 2009-го этот показатель опустился до $127. При этом более половины всех продаж пришлось на трубки по цене до $130, а треть покупателей остановили выбор на устройствах стоимостью до $70.
«Потребители
начнут экономить, обращать внимание на дешевые, уцененные и подержанные
модели либо предпочтут ремонтировать телефоны»
Андрей КАЛМЫКОВ, управляющий
директор консалтинговой компании Trade Help
Контракты, № 15
от 13.04.2009
По результатам I
квартала 2009-го продажи мобильных терминалов в натуральном выражении упали на
58,0% год к году, в деньгах — более чем на 70%, данные Unitrade Group. Всего в
январе–марте было продано лишь 860 тыс. устройств на сумму $109,2 млн.
Изменились и цены: если годом ранее средняя стоимость мобильного составляла $188, в начале 2009-го этот показатель опустился до $127. При этом более половины всех продаж в I квартале текущего года пришлось на трубки по цене до $130, а треть покупателей остановили выбор на устройствах стоимостью до $70 — преимущественно уцененной продукции 2008-го, а то и 2007 годов выпуска.
Падение продаж — прямое следствие сложной экономической ситуации. В 2007–2008 годах рынок мобильных телефонов, разогреваемый кредитными деньгами, демонстрировал неплохие показатели роста, несмотря на насыщение. С прекращением потребительского кредитования осенью 2008-го этот драйвер продаж сошел на нет.
А в начале 2009-го на спрос перестал влиять и реплейсмент — украинцы прекратили менять вполне рабочие, но устаревшие модели на новые, дорогие и статусные аппараты. В 2008-м, по данным Trade Help, средний срок службы мобильника составлял всего год. Но уже в начале 2009-го, как показало исследование компании InMind, более 60% жителей крупных городов не собирались менять телефон на новый в ближайшие два года. Не исключено, что по итогам нынешнего года срок службы мобильного превысит показатели 2004-го, а тогда трубка, как правило, использовалась владельцем более 2,5 лет.
Падение доходов заметно изменило ценовые предпочтения потенциальных покупателей. Так, сегмент самых дешевых аппаратов в I квартале 2009-го вырос до 30% всех продаж по сравнению с 20% в январе–марте 2008 года. Доля устройств стоимостью более $200, напротив, уменьшилась: до 27% в I квартале 2009 года по сравнению с почти 40% в начале 2008-го.
Изменение потребительских предпочтений менее всего ударило по продажам Nokia: если в I квартале прошлого года компания контролировала около 41% рынка, то теперь ее доля выросла до половины всех продаж (+9 п. п.). Samsung, по подсчетам Unitrade Group, занимала в I квартале текущего года 27% рынка (-10 п. п. год к году). На долю Sony Ericsson приходилось 14% (-1 п. п.). Интересно, что расклад сил на украинском рынке заметно отличается от мирового. По данным исследования компании Strategy Analytics, в I кв. 2009-го тройка лидеров на мировом рынке выглядела так: Nokia (36,1% всех продаж), Samsung (17,9%) и LG (8,8%). Sony Ericsson в мировом рейтинге занимала лишь пятое место с 5,6%, пропустив вперед американскую Motorola c 5,7%.
Исходя из неутешительных результатов I квартала нынешнего года, по итогам 2009-го аналитики Unitrade Group прогнозируют продажу всего 4 млн мобильных терминалов на сумму $540 млн.
Продажи
Почти на 50% — с 7,9 млн в 2008-м до 4 млн в 2009-м — упадут продажи мобильных телефонов в 2009 году, прогноз Unitrade Group. В 2008-м, по данным компании, падение продаж составило 7,6% год к году.
Производители
До 50% увеличила в I кв. 2009 года рыночную долю финская Nokia. В целом пятерка крупнейших вендоров контролировала около 98% украинского рынка мобильных терминалов.
Цены
Треть украинцев, приобретавших мобильные аппараты в I кв. 2009 года, покупали трубки по цене до $70. На втором месте по популярности — устройства стоимостью $130–200 (22% продаж), на третьем — терминалы ценового сегмента $200–500 (17%).