Производители мобильных телефонов пытаются преодолеть кризис, наращивая выпуск многофункциональных смартфонов. Все крупнейшие производители телефонов, за исключением разве что Nokia, выпускают или готовят выпуск телефонов на базе операционной системы Android.
К рождественским праздникам Motorola выпустит сразу два смартфона с поддержкой Android (операционная система от Google с открытым исходным кодом). Сотрудничество с Google может поправить финансовое положение некогда крупнейшего производителя мобильных телефонов.
Последние годы модельный ряд телефонов Motorola обновлялся вяло. Это и привело к тому, что американцы потеряли второе, а впоследствии и третье места в списке мировых вендоров. Ныне эти позиции занимают корейские компании Samsung и LG. Из-за кризиса в I квартале 2009-го продажи Motorola упали на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. По данным исследовательской компании Strategy Analytics, рыночная доля компании уменьшилась с 10% до 6%.
Зато по самым оптимистичным прогнозам, мировые продажи Android-смартфонов в нынешнем году вырастут в девять раз. Неудивительно, что все крупнейшие производители телефонов, за исключением разве что Nokia, выпускают или готовят выпуск телефонов на базе операционной системы Android.
Андроидный бум
Среди причин растущей популярности гуглофонов (от англ. gPhone, как окрестили телефоны с этой операционной системой): доступ к базам данных и ПО от Google, возможность устанавливать программы сторонних разработчиков, достаточно удобный интерфейс с поддержкой сенсорных экранов, а главное — независимость от операторов мобильной связи.
Дело в том, что практически все смартфоны на основе операционной системы Android, помимо сетей EDGE/GPRS/3G, также работают со связью стандарта Wi-Fi. Этот стандарт даже в Украине достаточно широко используется для организации беспроводных точек доступа к сети интернет, многие из которых работают бесплатно.
Таким образом, владелец Android-трубки может без лишних затрат закачивать музыку, фильмы, а при желании и говорить с обычными абонентами мобильной связи, используя VoIP-программы, подобные Skype. Конечно, операторы сотовой связи стараются ограничить использование аппарата «не по назначению» (то есть вне собственных сетей), но благодаря открытому коду и программам сторонних разработчиков эти ограничения достаточно легко обойти. В итоге трубка с операционной системой Android может обеспечить своему хозяину значительную экономию, самостоятельно переключаясь на относительно дешевый Wi-Fi для выхода в интернет.
Первые Android-смартфоны G1, выпущенные в октябре прошлого года тайваньским производителем HTC по заказу оператора T-Mobile для рынка США, уже купили более миллиона американцев. Сейчас G1 принадлежит 6% североамериканского рынка смартфонов. Конечно, до успеха iPhone от Apple, занимающего около 50% рынка смартфонов в США, телефонам с операционной системой от Google еще далеко. Однако менеджмент поисковой империи уверен, что расширение географии сбыта поможет Android если не превысить, то хотя бы на равных соперничать по популярности с «яблочными» телефонами. Пока G1 продается исключительно в Штатах, однако в ближайшее время он появится в Европе и Азии. В Strategy Analytics считают, что операционная система Android имеет все шансы стать в ближайшие два-три года лидером на рынке смартфонов.
После первого гуглофона G1 был анонсирован выпуск шести смартфонов на базе Android — в основном это были разработки неизвестных массовому потребителю производителей. Но сейчас в гонку включились мировые лидеры.
К примеру, в апреле этого года свой первый смартфон i7500 на базе Google Android представила Samsung. Как заверил Джей Кей Шин, исполнительный вице-президент компании, устройство является наиболее инновационным среди всех Android-телефонов. Смартфон оснащен 3,2-дюймовым сенсорным экраном и 5-мегапиксельной камерой, работает как в обычных GSM-сетях, так и в сетях третьего поколения и Wi-Fi, имеет встроенный разъем для наушников, который отсутствует в модели G1. Объем встроенной памяти смартфона — 8 ГБ; за счет карты памяти его можно увеличить еще на 32 ГБ. Кроме того, в i7500 есть веб-браузер Google и доступ к сервисам Google Search, Google Maps, Gmail, YouTube, Google Calendar и Google Talk. На европейский рынок i7500 поступит уже в июне, продавать его будет оператор О2. Цена смартфона, по предварительным оценкам, составит около EUR300. В Украине модель появится осенью этого года.
Вслед за Samsung и Motorola разработкой моделей Android-трубок занялись LG и Sony Ericsson, что в общем-то неудивительно: на пятки производителям телефонов наступают операторы мобильной связи и компании, ранее не занимавшиеся выпуском мобильников. Так, о запуске новых Android-телефонов, в дополнение к первому гуглофону G1 от НТС, объявил оператор T-Mobile — все модели будут работать в сетях третьего поколения.
В мае «андроидный» телефон Magic начал продавать оператор Vodafone. Выпуск сразу двух коммуникаторов с операционной системой, разработанной Google, анонсировала компания Lenovo — крупнейший китайский производитель ноутбуков.
Мировая рецессия негативно отразилась на продажах и прибыли всех вендоров. Чтобы продать новый смартфон, поставщикам приходится постоянно предлагать все более функциональные устройства. В противном случае пользователи предпочитают старые трубки, а вендорам остается лишь констатировать падение продаж.
Телефонный кризис
По данным Strategy Analytics, в I квартале 2009-го мировые продажи мобильных телефонов сократились на 13% — до 245 млн устройств. Это антирекорд последних восьми лет. Еще более пессимистично оценивают ситуацию в IDC: по подсчетам исследовательской компании, в I квартале нынешнего года рынок сократился на 15,8% (по отношению к аналогичному периоду 2008-го). По словам аналитика IDC Райена Рейта, чтобы стимулировать покупку новых аппаратов, производителям и мобильным операторам приходится проявлять чудеса изобретательности и маркетинговой гибкости, особенно на рынках США и Европы, где у 85–90% населения уже есть сотовые телефоны.
Список крупнейших вендоров по итогам I квартала текущего года не изменился. Первое место по-прежнему занимает финская Nokia, за ней следуют корейские Samsung и LG Electronics, затем Motorola, а замыкает пятерку шведско-японское предприятие Sony Ericsson.
Несмотря на сохранение лидерской позиции, дела у Nokia в первой четверти нынешнего года шли не так хорошо, как хотелось бы финнам. Nokia не смогла продать запланированные 100 млн устройств, остановившись на отметке в 93,2 млн телефонов. Доля рынка уменьшилась на 3% и, по разным оценкам, составляет 36–38%. Впервые за последние десять лет финансовые результаты финнов были более чем скромными: чистая прибыль вендора по итогам I квартала насчитывала всего EUR4 млн — в несколько сот раз меньше, чем за аналогичный период 2008-го. Основная причина — убытки подразделения Nokia Siemens Networks (производство телеком-оборудования). Кроме того, операционная прибыль от продаж сотовых телефонов понизилась на 71% — до EUR1,9 млрд — за счет падения средней цены телефонов. Проседание было бы более существенным, если бы не выпуск популярной модели 5800 XpressMusic. Одновременно компания открыла интернет-сервисы Comes With Music, Nokia Messaging, Ovi Store и Point and Find.
По сути, финский вендор самостоятельно продвигает онлайн-приложения — от музыкального магазина до прогноза погоды, — тогда как конкуренты, объединившись с Google в консорциум Open Handset Alliance, делают ставку на аналогичный контент и ПО, предоставляемое поисковой компанией. Финансовое положение финнов (располагающих более чем $8,1 млрд свободных средств) позволяет им самостоятельно финансировать разработку и сайтов, и телефонов. Более того, аналитики ABI Research предполагают, что продажи Nokia могут существенно вырасти за счет смартфона N97, обладатели которого смогут воспользоваться всеми новыми сервисами.
Прибыль мобильного направления Samsung в I квартале 2009-го увеличилась на 11% год к году, объем продаж достиг $7,27 млрд, консолидированная операционная прибыль — $833,83 млн. Корейский вендор сохранил объемы продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008-го — поставки телефонов в I квартале текущего года составили 45,8 млн устройств. На фоне падения общемировых продаж Samsung продемонстрировала результаты, превосходящие среднеотраслевые показатели, благодаря чему нарастила присутствие на мировом рынке. Секрет успеха — широкое использование новинок в сфере ПО и «железа» — от всех существующих мобильных операционных систем до Mobile WiMAX и сенсорных экранов.
Топ-10 самых продаваемых* телефонов
в апреле 2009 года
Нажмите, чтобы увеличить
*По версии компании Krusell
Корейской LG, несмотря на снижение продаж, удалось добиться обнадеживающих финансовых результатов. В I квартале 2009-го компания продала 22,6 млн устройств на сумму $2,8 млрд, заняв в итоге третье место в списке крупнейших мировых вендоров. Правда, падение оборота составило 12% по сравнению с I кварталом 2008-го и 7% относительно последней четверти прошлого года. Тем не менее успешные продажи моделей KP500 и премиальной KM900 Arena позволили компании пережить сложный I квартал 2009 года без существенных потерь рыночной доли. В II квартале менеджмент LG планирует нарастить доход на 10% за счет продаж моделей премиум-класса — Arena, Xenon и Neon, Viewty Smart и GD900.
С серьезными проблемами столкнулась Sony Ericsson. В I
квартале 2009-го продажи устройств шведско-японского концерна упали более чем
втрое. Причем уменьшение оборотов во многом было вызвано ограниченным выбором
бюджетных моделей. В итоге из-за снижения спроса за первые три месяца 2009-го
Sony Ericsson удалось продать всего 14,5 млн телефонов — приблизительно на
треть меньше, чем за аналогичный период 2008-го. Скорее всего, именно чистый
убыток, составивший EUR293 млн, позволил Карлу-Хенрику Сванбергу, CEO Ericsson,
заявить о возможном выходе шведов из состава Sony Ericsson, то есть о продаже
50% акций. Среди приоритетных покупателей он назвал компанию Sony, но там пока
никак не комментируют это заявление.