Украина уже несколько лет пытается отсудить трубопровод, по которому российская компания "Транснефть" через украинскую территорию транспортировала нефтепродукты для продажи в Европу.
Пока дело в судах выходит на очередной круг, продуктопровод простаивает и не приносит никому пользы. Аналогичный трубопровод, право собственности на который было урегулировано Россией и Латвией вскоре после распада СССР, работает с прибылью.
Наследство СССР
Спору между Украиной и Россией идет за участок трубопроводов "Самара-Западное направление" и "Грозный-Армавир-Трудовая" общей длиной 1433 км, который был построен в период 1957-1968 годов. Этот трубопровод предназначен для транспортировки нефтепродуктов, в первую очередь – дизельного топлива, и был построен еще в советское время для поставок топлива в Восточную Европу, в том числе – для снабжения им группировки советских войск в странах соцлагеря. Трубопровод связывает систему российских продуктопроводов с Мозырским НПЗ (Беларусь) и позволяет транспортировать нефтепродукты, произведенные на российских и Беларусском НПЗ, через западную границу Украины в Венгрию. В былые годы по этой трубе в Европу и на украинский рынок поставлялось в общей сложности около 1,7 млн т дизельного топлива.
После обретения Украиной независимости в 1991 году продуктопровод отошел под управление России. Но в 1995 году Украина предъявила свои права на трубу и стороны договорились определить статус этого актива на межправительственных переговорах. Однако многочисленные заседания межправительственных комиссий и комитетов не дали никакого результата, поэтому в 2005 году Генеральная прокуратура Украины обратилась в Ривненский хозяйственный суд с иском о признании права собственности на трубопровод за государством Украина – урегулирование спора перешло в судебную плоскость.
Украинскую сторону в судебном споре представляет Генеральная прокуратура в интересах Фонда госимущества, российскую – дочернее предприятие (ДП) "ПрикарпатЗападтранс" российской компании "Транснефтепродукт", которая, в свою очередь, является 100%-ой дочкой российской "Транснефть". Именно на балансе ДП "ПрикарпатЗападтранс" находится злосчастная труба и вся сопутствующая ей инфраструктура.
В марте 2011 года этот суд удовлетворил иск украинской стороны и оставил трубу в собственности Украины. В ноябре 2014 года Ривненский апелляционный хозяйственный суд это решение подтвердил. В марте 2015 года Высший хозяйственный суд также рассмотрел это дело и стал на сторону государства Украина. Казалось бы – дело решено. Однако в апреле того же года дочернее предприятие "ПрикарпатЗападтранс" обратилось в тот же Ривненский хозяйственный суд с просьбой пересмотреть это дело в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. С тех пор дело пошло на второй круг.
Продать шкуру неубитого медведя
Пока в украинских судах идут баталии, "Транснефть" пытается "сбагрить" проблемный актив. Первая попытка предпринималась еще в 2014 году, когда покупателем планировала выступить российская компания "Лукойл". Эту сделку якобы даже одобрил сам Путин. Однако дальше сообщений в прессе, дело о продаже трубы "Транснефтью" "Лукойлу" не пошло. Но уже в конце прошлого года антимонопольные ведомства Украины и России выдали швейцарской компании International Trading Partners AG (Санкт-Галлен) разрешение на приобретение акции компании АО "Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов", в собственности которого теперь находится "ПрикарпатЗападтранс". При этом Федеральная антимонопольная служба России сообщила, что International Trading Partners контролируется гражданином Германии Анатолием Шефером. Однако публичной эту компанию назвать нельзя – о ней мало что известно, как, впрочем, и о ее собственнике. По некоторой информации, он проживает в Москве. Эксперты считают, что продажа "Транснефтью" спорной трубы компании, зарегистрированной в Европе, позволит избежать влияния на этот актив санкций, которые Европейский Союз наложил на российскую "Транснефть". Однако пока дело все еще в украинских судах, такая продажа мало поможет. Тем более, что, похоже, сами россияне затягивают рассмотрение дела – Хозсуд Ривненской области по просьбе истцов (ДП "ПрикарпатЗападтранс") решил провести экспертизу. Но большинство вопросов, которые с подачи истца поставлены судом перед экспертом, больше технические: например, "какая длина продуктопроводов?", "какой диаметр трубы?", "когда они были построены и введены в эксплуатацию?". Определенно, российская сторона банально затягивает время, дожидаясь более благоприятного для себя политического климата в Украине.
Латыши оказались умнее
Пока Россия и Украина ломают копья в залах судебных заседаний, латыши на аналогичных активах, доставшихся им в наследство от СССР, зарабатывают деньги. Дело в том, что система трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов проходила и по территории Латвии, которая после обретения независимости также оказалась владельцем трубы, наполнение которой зависело от российских производителей топлива. Однако в Латвии уже в 1994 году было создано акционерное общество "ЛатРосТранс", в котором на основании договоренностей двух правительство 66% уставного капитала получила латвийская сторона и 34% - российская в лице той же "Транснефтепродукт", которая судится за трубу в Украине. Совместное детище латышей и россиян работает и приносит прибыль – по итогам 9 месяцев 2015 года "ЛатРосТранс" прокачала в порт Вентспилс почти 3 млн т нефтепродуктов. Доход компании составил только в первой половине 2015 года составили 8,65 млн. евро, а прибыль - 6,51 млн. евро.
Где выход?
Неработающая труба (а транспортировка дизтоплива сейчас не осуществляется) никому не приносит прибыли, наоборот – только генерирует убытки. И хотя эти убытки ложатся на плечи российских компаний, Украина, кроме головной боли, пока ничего не имеет с этого. Однако этот продуктопровод может быть очень выгоден Украине - через эту трубу наш рынок получал около трети всего потребляемого в стране дизельного топлива. И от того, работал ли в Новоград-Волынском наливной терминал, запитанный на эту трубу, часто зависела стабильность цен на украинском топливном рынке. Тем более, что перекачка топлива по трубопроводу – это самые низкие расходы на транспортировку. Однако до сих пор ни одного заявления серьезного украинского чиновника о том, что необходимо договориться с российскими компаниями о взаимовыгодном использовании трубопрода, урегулировав многолетний спор, не последовало. Очень сомнительно, что оно прозвучит на фоне взрывов в восточной Украине – никто не захочет брать на себя ответственность за переговоры с бизнесом страны-агрессора. Поэтому даже если украинская сторона выиграет в суде, ей вполне может достаться пустая труба в земле.
Автор: Александр Колосовский