Контракти.ua

7292  —  01.03.16
Украина и Россия не могут поделить трубу
Украина и Россия не могут поделить трубу

Украина уже несколько лет пытается отсудить трубопровод, по которому российская компания "Транснефть" через украинскую территорию транспортировала нефтепродукты для продажи в Европу.

Пока дело в судах выходит на очередной круг, продуктопровод простаивает и не приносит никому пользы. Аналогичный трубопровод, право собственности на который было урегулировано Россией и Латвией вскоре после распада СССР, работает с прибылью.

Наследство СССР

Спору между Украиной и Россией идет за участок трубопроводов "Самара-Западное направление" и "Грозный-Армавир-Трудовая" общей длиной 1433 км, который был построен в период 1957-1968 годов. Этот трубопровод предназначен для транспортировки нефтепродуктов, в первую очередь – дизельного топлива, и был построен еще в советское время для поставок топлива в Восточную Европу, в том числе – для снабжения им группировки советских войск в странах соцлагеря. Трубопровод связывает систему российских продуктопроводов с Мозырским НПЗ (Беларусь) и позволяет транспортировать нефтепродукты, произведенные на российских и Беларусском НПЗ, через западную границу Украины в Венгрию. В былые годы по этой трубе в Европу и на украинский рынок поставлялось в общей сложности около 1,7 млн т дизельного топлива.

После обретения Украиной независимости в 1991 году продуктопровод отошел под управление России. Но в  1995 году Украина предъявила свои права на трубу и стороны договорились определить статус этого актива на межправительственных переговорах. Однако многочисленные заседания межправительственных комиссий и комитетов не дали никакого результата, поэтому в 2005 году Генеральная прокуратура Украины обратилась в Ривненский хозяйственный суд с иском о признании права собственности на трубопровод за государством Украина – урегулирование спора перешло в судебную плоскость.

Украинскую сторону в судебном споре представляет Генеральная прокуратура в интересах Фонда госимущества, российскую – дочернее предприятие (ДП) "ПрикарпатЗападтранс" российской компании "Транснефтепродукт", которая, в свою очередь, является 100%-ой дочкой российской "Транснефть". Именно на балансе ДП "ПрикарпатЗападтранс" находится злосчастная труба и вся сопутствующая ей инфраструктура.

В марте 2011 года этот суд удовлетворил иск украинской стороны и оставил трубу в собственности Украины. В ноябре 2014 года Ривненский апелляционный хозяйственный суд это решение подтвердил. В марте 2015 года Высший хозяйственный суд также рассмотрел это дело и стал на сторону государства Украина. Казалось бы – дело решено. Однако в апреле того же года дочернее предприятие "ПрикарпатЗападтранс" обратилось в тот же Ривненский хозяйственный суд с просьбой пересмотреть это дело в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. С тех пор дело пошло на второй круг.

Продать шкуру неубитого медведя

Пока в украинских судах идут баталии, "Транснефть" пытается "сбагрить" проблемный актив. Первая попытка предпринималась еще в 2014 году, когда покупателем планировала выступить российская компания "Лукойл". Эту сделку якобы даже одобрил сам Путин. Однако дальше сообщений в прессе, дело о продаже трубы "Транснефтью" "Лукойлу" не пошло. Но уже в конце прошлого года антимонопольные ведомства Украины и России выдали швейцарской компании International Trading Partners AG (Санкт-Галлен) разрешение на приобретение акции компании АО "Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов", в собственности которого теперь находится "ПрикарпатЗападтранс". При этом Федеральная антимонопольная служба России сообщила, что International Trading Partners контролируется гражданином Германии Анатолием Шефером. Однако публичной эту компанию назвать нельзя – о ней мало что известно, как, впрочем, и о ее собственнике. По некоторой информации, он проживает в Москве.  Эксперты считают, что продажа "Транснефтью" спорной трубы компании, зарегистрированной в Европе, позволит избежать влияния на этот актив санкций, которые Европейский Союз наложил на российскую "Транснефть". Однако пока дело все еще в украинских судах, такая продажа мало поможет. Тем более, что, похоже, сами россияне затягивают рассмотрение дела – Хозсуд Ривненской области по просьбе истцов (ДП "ПрикарпатЗападтранс") решил провести экспертизу. Но большинство вопросов, которые с подачи истца поставлены судом перед экспертом, больше технические: например, "какая длина продуктопроводов?", "какой диаметр трубы?", "когда они были построены и введены в эксплуатацию?". Определенно, российская сторона банально затягивает время, дожидаясь более благоприятного для себя политического климата в Украине.

Латыши оказались умнее

Пока Россия и Украина ломают копья в залах судебных заседаний, латыши на аналогичных активах, доставшихся им в наследство от СССР, зарабатывают деньги. Дело в том, что система трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов проходила и по территории Латвии, которая после обретения независимости также оказалась владельцем трубы, наполнение которой зависело от российских производителей топлива. Однако в Латвии уже в 1994 году было создано акционерное общество "ЛатРосТранс", в котором на основании договоренностей двух правительство 66% уставного капитала получила латвийская сторона и 34% - российская в лице той же "Транснефтепродукт", которая судится за трубу в Украине. Совместное детище латышей и россиян работает и приносит прибыль – по итогам 9 месяцев 2015 года "ЛатРосТранс" прокачала в порт Вентспилс почти 3 млн т нефтепродуктов. Доход компании составил только в первой половине 2015 года составили 8,65 млн. евро, а прибыль - 6,51 млн. евро.

Где выход?

Неработающая труба (а транспортировка дизтоплива сейчас не осуществляется) никому не приносит прибыли, наоборот – только генерирует убытки. И хотя эти убытки ложатся на плечи российских компаний, Украина, кроме головной боли, пока ничего не имеет с этого. Однако этот продуктопровод может быть очень выгоден Украине - через эту трубу наш рынок получал около трети всего потребляемого в стране дизельного топлива. И от того, работал ли в Новоград-Волынском наливной терминал, запитанный на эту трубу, часто зависела стабильность цен на украинском топливном рынке. Тем более, что перекачка топлива по трубопроводу – это самые низкие расходы на транспортировку. Однако до сих пор ни одного заявления серьезного украинского чиновника о том, что необходимо договориться с российскими компаниями о взаимовыгодном использовании трубопрода, урегулировав многолетний спор, не последовало. Очень сомнительно, что оно прозвучит на фоне взрывов в восточной Украине – никто не захочет брать на себя ответственность за переговоры с бизнесом страны-агрессора. Поэтому даже если украинская сторона выиграет в суде, ей вполне может достаться пустая труба в земле.

Автор: Александр Колосовский

Статьи по теме
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики

Після війни українцям доведеться довше працювати, щоб себе забезпечувати
01.05 — 256

На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень
На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень

Яку пенсію можна отримати із заробітною платою 10 тисяч гривень і певним стажем роботи.
29.04 — 322

Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024
Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024

Традиційний великодній кошик в який входить паска, яйця, сало, домашня ковбаса, буженина, курятина, твердий сир, вино, огірки, помідори, яблука і ще декілька інгредієнтів святкового столу, став дорожчим.
28.04 — 329