В I квартале 2009-го зарплата в Украине составляла в среднем 1736 грн, или всего около $220 в месяц. Низкие заработки сотворили экономическое чудо в Китае, Японии, Южной Корее и некоторых других странах, могут ли они подтолкнуть вперед развитие экономики в Украине?
Горсть риса в день — таково распространенное представление о зарплате рабочих в Китае. На самом деле это не так. В течение последних 15 лет заработки китайцев быстро росли — в этом году средняя зарплата на предприятиях Поднебесной достигла $360 в месяц. Теперь в качестве эталона дешевой рабочей силы лучше приводить украинцев — после девальвации гривни оклады в КНР заметно выше, чем в Украине. По данным Госкомстата, в I квартале 2009-го зарплата в нашей стране составляла в среднем 1736 грн, или всего около $220 в месяц. Если низкие заработки сотворили экономическое чудо в Китае, Японии, Южной Корее и некоторых других странах, могут ли они подтолкнуть вперед развитие экономики в Украине? Могут, но лишь при определенных условиях.
Страна дешевого труда
Если быть точным, средняя зарплата на уровне $360 зафиксирована не во всем Китае, а только в городах. Доходы жителей сельской местности подсчитываются отдельно, и они значительно меньше — около $80 в месяц. Однако сравнение заработков украинцев с зарплатой рабочих в китайских мегаполисах все же корректно. В городской местности проживают 45% населения Китая, и именно там расположена основная часть производственных мощностей страны. К сельской местности относятся поселения с числом жителей не более 3 тыс., занятых прежде всего в аграрном производстве. Поэтому доходы на уровне $80 в месяц отражают низкие заработки крестьян.
Оклады в промышленности и сфере услуг в Поднебесной значительно выше. В целом они превышают уровень Украины даже с учетом распространенных в нашей стране теневых зарплат (которые оцениваются в сумму от 15% до 45% от официального фонда заработной платы). К примеру, в прошлом году средняя зарплата на китайских предприятиях, выпускающих ткани и одежду, составляла $195 в месяц. А работники швейных фабрик в Украине получали 1011 грн. До девальвации гривни это было также приблизительно $200. Однако с конца минувшего года — только $120–130. «Зарплата на китайских швейных предприятиях сейчас больше, чем в Украине», — подтверждает данные статистики Валентина Изовит, президент ассоциации «Укрлегпром».
Средняя зарплата
в промышленности в некоторых странах Восточной Европы
Украина и раньше была страной с самой дешевой рабочей силой в Европе (за исключением Молдовы). Однако падение гривни значительно увеличило отставание государства от соседей, ведь валюты других держав подешевели по отношению к доллару за последние полгода не на 60–80%, как украинский дензнак, а только на 20–40%. К примеру, в феврале этого года средняя зарплата в промышленности в Украине уменьшилась до $234 за месяц, в Беларуси — до $376, в России — до $426, а в Румынии — до $448. Ниже, чем в Украине, оклады только в большинстве африканских стран, во многих азиатских государствах (таких как Вьетнам, Малайзия, Индия, Пакистан), а также в некоторых странах Латинской Америки (Парагвай, Эквадор). Но от большинства из них Украину отличает сочетание выгодного географического положения, развитой инфраструктуры и относительно высокого уровня базового образования населения. В такой ситуации отечественные компании должны были бы активно отвоевывать рынки у зарубежных конкурентов, а иностранные инвесторы стоять в очереди, чтобы получить право на строительство предприятий в Украине. Но этого не происходит, по крайней мере пока.
Коэффициент бесполезного действия
«В Польше, чтобы обрабатывать 500 га земли, нужен один работник. А в Украине — пять», — рассказывает английский бизнесмен Ричард Спинкс, директор компании Landkom International, выращивающей рапс и пшеницу в Украине. Основная проблема, которая не позволяет большинству украинцев претендовать на высокие заработки, — низкая производительность труда. По расчетам Министерства экономики, в 2002– 2007 годах она росла достаточно быстро — в среднем на 6,7% в год. Однако по сравнению с другими странами производительность труда в Украине все еще очень низкая. Об этом косвенно свидетельствует ВВП на душу населения. По данным МВФ, по этому показателю наше государство занимает 95-е место в списке 179 стран мира (ВВП на душу населения — $3,920 тыс. в 2008 году).
Речь не идет о том, что украинские работники ленивы или недисциплинированны. «Конечно, Украине сложно конкурировать, например, с Японией. Но зарубежные инвесторы, обеспечивающие хорошую рабочую атмосферу, отмечают, что украинцы очень лояльны и трудолюбивы», — отмечает Тронд Моэ, глава киевского представительства норвежской компании Telenor и президент Европейской бизнес-ассоциации. Его слова подтверждают и данные опроса, проведенного при подготовке отчета о конкурентоспособности Украины перед Всемирным экономическим форумом в Давосе 2008 года. Лишь 3,1% опрошенных топ-менеджеров компаний назвали недобросовестное отношение к работе в числе пяти главных проблем ведения бизнеса в Украине. Согласно данным этого же отчета, по соотношению оплаты и производительности труда Украина занимала достаточно высокое 26-е место в мире, опережая Румынию (59-е место), Польшу (72-е) и Турцию (83-е). Иностранные инвесторы справляются и с воровством работников. По словам Ричарда Спинкса, для этого достаточно отладить систему контроля. Правда, при этом Landkom International платит сотрудникам агрохозяйств зарплату вдвое больше средней — минимум 2 тыс. грн в месяц.
Одно из наиболее очевидных объяснений низкой производительности в Украине — устаревшее оборудование. На тех предприятиях, где используются новые технологии, объем выпуска продукции на одного работника не отличается от уровня других стран. «На всех без исключения заводах нашей компании в мире действуют одни и те же стандарты производительности», — говорит Ирина Шамплинская, менеджер по персоналу табачной компании «Джей Ти Интернешнл Украина». Несмотря на кризис, эта компания смогла повысить оклады своим сотрудникам на 15%. Ведь по мировым меркам средняя зарплата на предприятии невелика — 3,2 тыс. грн в месяц. Благодаря высокой производительности труда неплохие заработки у сотрудников, занятых в IT-индустрии. «Сегодня Украина — один из самых развитых рынков IT-аутсорсинга и уже давно конкурирует с Индией и Тайванем не за счет низкой цены рабочей силы, а благодаря высокому профессиональному уровню программистов», — констатирует Эрик Франке, советник вице-президента Microsoft по Центральной и Восточной Европе.
Средняя
ежемесячная зарплата в Украине и в Китае, $
Но это исключения из правил. По словам руководителя Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, физический и моральный износ основных фондов в промышленности достигает 60–70%. Металлургические комбинаты используют устаревшие высокозатратные технологии, такие как мартеновское производство стали. Еще часть предприятий специализируется на выпуске полуфабрикатов с низкой добавленной стоимостью или продукции, конкурентоспособной только на некоторых рынках (например, продукцию машиностроительных предприятий трудно продать за пределами СНГ).
Впрочем, недостаток нового оборудования далеко не в полной мере объясняет причины низкой производительности труда. Ведь Украина проигрывает другим странам даже в тех отраслях, где велика доля затрат на рабочую силу в себестоимости продукции, а обновление основных средств не требует гигантских капиталовложений. Несмотря на низкие зарплаты украинских швей, полки отечественных магазинов заполняет китайская и турецкая одежда. Почему же так происходит?
Слишком много менеджеров
«Когда курс гривни снизился, на швейные предприятия пошли заказы. Но увеличивать производство трудно — не хватает оборотных средств, банки не кредитуют», — жалуется Валентина Изовит. Однако нехватка оборотного капитала — не единственная проблема. По словам г-жи Изовит, зарубежная продукция более конкурентоспособна за счет неполной уплаты налогов при импорте. Поэтому украинские фабрики шьют одежду для Западной Европы, а на внутренний рынок работают прежде всего мелкие предприятия, выживающие за счет упрощенной системы налогообложения. Но с серым импортом им не справиться. Объяснение Валентины Изовит косвенно подтверждают данные первого заместителя главы Секретарита президента Александра Шлапака: по его словам, в этом году средняя таможенная стоимость импортируемых в Украину товаров существенно снизилась по сравнению с минувшим годом.
Пример легкой промышленности частично иллюстрирует главную причину низкой производительности труда в Украине — высокую степень монополизации рынков. В случае с швейными фабриками часть игроков рынка (импортеры) получили преимущества перед остальными (производителями). Подобную ситуацию можно увидеть во многих секторах экономики, только там может идти речь о доминировании определенной группы производителей. Высокая концентрация бизнеса является причиной неэффективной организации труда. Зачем повышать производительность или обновлять оборудование, если монополисты или участники олигополии и так могут получать высокую прибыль — за счет завышения цен или получения субсидий и льгот от государства.
Штат таких компаний может быть раздутым. По оценке консалтинговой компании McKinsey, среди причин невысокой производительности российских сталелитейных комбинатов (которые испытывают те же проблемы, что и украинские) — неэффективное использование ремонтного и вспомогательного персонала, дублирование функций различных служб, а также «слишком большая доля менеджеров среднего звена». «В среднем по российским сталелитейным компаниям доля административного персонала в 1,5–2 раза выше, чем на передовых международных предприятиях — соответственно 22–29% и 14–16%», — говорится в опубликованном в апреле этого года исследовании производительности труда в России McKinsey Global Institute.
Зарплаты в
Украине и в Китае в январе–марте 2009 года, $ за месяц
По оценкам исследователей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Кристиана Джианеллы и Вильяма Томпсона, степень концентрации игроков на украинских рынках в 2007 году была высокой — даже выше, чем почти во всех секторах российской экономики (оценка проводилась с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, который учитывает количество компаний на отдельных рынках, а также доли основных игроков). При этом, по оценке ОЭСР, концентрация на региональном уровне в два-три раза превышала общеукраинский показатель. Самыми конкурентными рынками были признаны производство продуктов питания и сектор услуг предпринимателям, а наиболее монополизированными — энергетика, финансовый сектор, отельный и ресторанный бизнес. Главной причиной недостаточной конкуренции в Украине ОЭСР назвала чрезмерное госрегулирование экономики (барьеры для вхождения в рынок новых фирм и их развития, отсутствие эффективной процедуры банкротства).
Эти выводы не противоречат результатам опросов руководителей иностранных компаний, которые называют главными проблемами ведения бизнеса в Украине коррупцию, высокие налоговые ставки и неудобную систему взимания налогов (а также политическую нестабильность). «Даже в Беларуси намного легче организовать производство по сравнению с другими странами, которые уже находятся в составе Евросоюза (Польша, Румыния, Словакия и др.)», — говорит Тронд Моэ.
Если монополизация бизнеса уменьшится, низкие зарплаты помогут ускорить рост экономики в Украине. В противном случае, придется ждать следующего кредитного бума на мировых финансовых рынках, который снова зальет страну потоком дешевых денег.