Одна из главных опор украинской экономики входит в период спада, по тяжести и рискам значительно превосходящий провал первых двух лет глобального кризиса – конца 2008–начала 2010 годов. Как и в то время, это приведет к свертыванию смежных и вспомогательных производств, существенному сокращению налоговых и валютных поступлений, росту безработицы и дальнейшему обеднению граждан.
В 2015 году, несмотря на войну в Донбассе и ухудшающуюся конъюнктуру мировых рынков, в металлургической отрасли Украины чистый доход от реализации продукции по сравнению с 2014 годом вырос на 14% и составил 194,5 млрд грн. «Однако, поскольку из-за девальвации гривны кредиты сталелитейных компаний были переоценены, все они понесли соответствующие потери из-за курсовой разницы, – поясняют в ПХО «Металлургпром». – Вследствие этого финансовые итоги прошлого года оказались для отечественной металлургии отрицательными». А именно: объем убытков в отрасли по сравнению с 2014 годом увеличился на 31,6% и достиг 31,2 млрд грн.
Общемировые тенденции
Недавно специалисты всемирной ассоциации стали – World Steel Association (WSA) – подвели итоги хозяйственно-финансовой деятельности мировой металлургической отрасли в 2015 году. Прежде всего, они констатировали, что в этот период объем производства металлопродукции в мире впервые с начала глобального кризиса, то есть – с 2009 года, снова стал сокращаться. Так, в 66 странах, подающих соответствующие данные в WSA, было выплавлено на 2,9% меньше стали, чем годом ранее.
Среди ведущих мировых держав, положение дел в которых и послужило толчком к нынешнему кризису, наибольший спад производства металлопродукции произошел в США и Японии. Так, в 2015 году объем выплавки стали в США, занимающих третье место в рейтинге мировых металлопроизводителей, по сравнению с 2014 годом уменьшился на 10,5%, что уже оказалось наихудшим показателем с 2009 года. Однако в декабре, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, спад еще увеличился – до 16,3%. В Японии, занимающей второе место, по итогам года объем производства стали сократился на 5%. И, наконец, в Европейском Союзе (ЕС) объем выплавки стали уменьшился на 1,8%. При этом в декабре спад достиг уже 8,3%.
Наряду с этим, в 2015 году в фазу рецессии начали входить и развивающиеся страны, которые, – как с осени 2008 года и еще до недавнего времени полагали эксперты, – должны были, наоборот, стать движущей силой выхода мировой экономики из тупика. Так, в Китае, занимающем первое место в рейтинге мировых металлопроизводителей, по итогам года объем выплавки стали сократился на 2,3%, а по итогам декабря – на 5,3%, что оказалось наихудшим результатом с июля 2009 года. В Российской Федерации (РФ), из стран, входящих в десятку крупнейших мировых металлопроизводителей, по итогам года уровень спада оказался наименьшим – 0,5%, однако по итогам декабря он составил уже 3,3%.
Таким образом, если до недавнего времени проявления глобального кризиса, которым были охвачены, прежде всего, развитые страны, уравновешивались интенсивным ростом экономик развитых стран, то, начиная с прошлого года, и они вошли в фазу спада. Более того, если до сих пор тенденция к ухудшению конъюнктуры охватывала лишь рынки металлопродукции, то теперь она распространилась и на рынки металлургического сырья. Как констатируют специалисты аналитического агентства MEPS International Ltd., теперь уже и в странах БРИКС спрос и цены на то и другое неуклонно снижаются. И это окончательно замыкает порочный круг глобального перепроизводства.
Ситуация в Украине
Вполне закономерно, что в 2015 году из-за войны в Донбассе, которая привела к резкому сокращению объемов производства в этом регионе, а также снижения спроса и цен на сталь и металлургическое сырье на мировых рынках, общий объем экспорта всех товаров из Украины по сравнению с 2014 годом уменьшился более чем на 30%. «Суммарное влияние спада объемов производства в двух областях – Донецкой и Луганской – на уровень сокращения общего объема экспорта составило 40,6%», — уточняют в Министерстве экономического развития и торговли Украины (МЭРТ).
При этом объем экспорта собственно металлопродукции уменьшился в натуральном выражении на 15,3%, до 17,1 млн тонн, а в денежном – почти на 40%, до 6,4 млрд долларов. В результате, вероятно, впервые за всю историю независимой Украины основной статьей ее экспорта оказалась не продукция базовых отраслей экономики – металлургии и машиностроения, а продукция сельского хозяйства. Так, страна продала на внешних рынках с/х продукции на 13 млрд долларов, а металлопродукции и продукции машиностроения всего на 8,8 млрд и 4,1 млрд соответственно.
Следует подчеркнуть, что отечественный горно-металлургический комплекс (ГМК) ориентирован преимущественно как раз на внешние рынки и вследствие этого крайне зависим от малейших колебаний конъюнктуры. «В 2015 году из всего объема произведенной в стране металлопродукции на экспорт было отправлено 85,5%, а на внутреннем рынке реализовано всего 14,5%, что вполне соответствует традиционным показателям», – напоминает заместитель генерального директора ПХО «Металлургпром» Николай Абросимов. Из чего следует, что тупиковая ситуация, сложившаяся в мировом ГМК, – в которой из-за свертывания рынков сбыта металлопродукции началось, в свою очередь, критическое снижение цен на сырье, – чревата гибелью для многих, в том числе наиболее устойчивых, украинских компаний.
Именно поэтому 29 января представители предприятий отечественного горно-металлургического комплекса (ГМК) направили в Кабинет министров, МЭРТ, Министерство инфраструктуры и Государственную регуляторную службу Украины ходатайство о введении – как и в ноябре 2008 года – моратория на рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, а также о снижении портовых сборов и тарифов на перевалку в портах и об установлении соответствия рентных платежей ценам на железорудное сырье. «Обвал цен на металлопродукцию и металлургическое сырье, а также значительные логистические расходы уже привели к тому, что большинство отечественных экспортеров работает в убыток, — констатировали авторы документа. – При этом дальнейшее ухудшение конъюнктуры мировых рынков и сокращение диапазона возможностей реализации продукции внутри страны неизбежно повлечет за собой сокращение объемов производства, вплоть до полной остановки целых цепочек предприятий».
С целью предотвращения подобного коллапса авторы документа предложили правительству создать постоянную рабочую группу, в состав которой вошли бы представители бизнеса, МЭРТ, Мининфраструктуры и Государственной регуляторной службы. «Она должна будет вырабатывать взвешенную государственную политику, направленную на создание предпосылок для возобновления промышленного роста, который, в свою очередь, обеспечил бы восстановление и рост объемов отчислений в бюджет, а также сохранение и увеличение числа рабочих мест», – резюмируют авторы документа.
Особенности госрегулирования
Примерно в это же время – в середине января – Президент Украины Петр Порошенко заявил о том, что отечественный ГМК больше не входит в число приоритетов украинской экономической политики. «На сегодня приоритетными сферами являются агропромышленный комплекс (АПК), IT-индустрия, энергетика… А металлургия? – Больше нет», – уточнил он. Уже в конце месяца г-н Порошенко, так сказать, отредактировал это заявление, подчеркнув, что металлургия хотя и входит в число приоритетов власти, но является неэффективной, неконкурентоспособной и слишком капиталоемкой.
При этом он особо отметил, что одним из главных новых приоритетов экономической политики государства становится развитие военно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества. «В условиях глобальной дестабилизации спрос на продукцию украинского ВПК, которая на сегодня – к сожалению! – апробирована в боевых условиях, огромен. А потому – инвестиции в эту область являются крайне востребованными и очень полезными», – пояснил он.
Разумеется, в этой связи он не мог не упомянуть о том, что для развития отечественного ВПК нужна как раз металлургическая продукция, преимущественно – высокотехнологичная. «Мы, например, выпускаем бронированные машины для армии, для чего нам нужна металлокерамическая броня, однако ее в Украине не производят», – отметил глава государства. Однако, для появления высокотехнологичной металлургической продукции необходимы инвестиции, а для их появления – обоснованная экономическая политика, а, наконец, для ее появления – правильно определенные приоритеты. А пока этого нет – украинский ГМК, а вместе с ним и бОльшая часть отечественной экономики, будет оставаться заложником общемирового тренда, на сей раз – как никогда неблагоприятного.
Автор: Елена Герасимова