Торговая война между Украиной и Россией набирает обороты. Год только начался, а наш северный сосед уже успел не только ввести запрет на ввоз продовольствия и пошлины на промышленные товары, но и перекрыть транзит украинских товаров через свою территорию в третьи страны.
Непредсказуемость России вынуждает украинское правительство искать новые караванные пути и активно создавать коалицию сторонников для будущих разбирательств во Всемирной торговой организации.
Российские капризы
Пока вся страна в Новый год стреляла в потолок пробками от шампанского, экспортеры, отправляющие грузы в Россию или же в третьи страны через ее территорию, не находили себе места: пострадает ли их бизнес вследствие обещанных санкций со стороны РФ? Негативные ожидания оправдались: с 1 января начало не только действовать эмбарго на поставку продовольствия из Украины и были введены пошлины на ряд товаров, но Россия также прекратила принимать грузы, которые украинские компании отправляли в Казахстан. По словам заместителя министра экономического развития и торговли – торгового представителя Украины Натальи Микольской, Россия даже вернула обратно в Украину почти две сотни железнодорожных вагонов, которые уже успели пересечь ее границу. Украинские грузоотправители вынуждены были отправлять эти грузы по железной дороге уже по новому маршруту – через Беларусь. Однако самые неприятные новости коснулись тех, кто перевозит грузы через территорию России автомобильным транспортом – этот вид перевозок усложнился неимоверно. По словам Натальи Микольской, российская сторона настаивает, чтобы фуры с грузами следовали только под конвоем таможенников, при этом сопровождение одной машины обходится перевозчику в $350. Мало того, российская сторона выдвинула еще одно абсурдное требование: если машины с грузом должны попадать на территорию России только через территорию Беларуси, то водители, которые поведут их далее по российским просторам, должны въезжать на территорию России по другому маршруту – через украино-российские пункты пропуска! Можно только представить себе, какие расходы должны нести перевозчики, если им придется отправлять машины и водителей в Россию разными маршрутами. Но даже если будет выполнено и это абсурдное требование, Россия придумает еще какое-нибудь новшество, ведь цель у нее одна – максимально усложнить передвижение украинских товаров через ее территорию.
Наш ответ Чемберлену
Украина не будет в ответ ограничивать транзит российских товаров через свою территорию, или товаров, которые следуют в Россию из третьих стран. По словам Натальи Микольской, транзит в международной торговле является некоей священной коровой, которую не принято обижать, даже если отношения с соседом у тебя испортились. Однако РФ это неписанное правило нарушила, и теперь Украине остается лишь искать союзников для будущего рассмотрения спора по транзиту с РФ в рамках Всемирной торговой организации. О координации усилий в этом споре только на прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе Петр Порошенко и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Там же вопросы будущего союзничества проговорили министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус и министр торговли США Пенни Притцкер. Официальные сообщения об этих встречах выписаны закругленными канцеляризмами и за дипломатически сдержанными оборотами пока сложно увидеть, о чем конкретно договорились стороны. Однако общий фронт против РФ в сфере внешней торговли будет сформирован с высокой долей вероятности – непредсказуемый торговый партнер, как говорили на Руси, "хуже татарина". Уже в конце февраля в ВТО пройдет так называемый Генеральный совет, на котором будет рассматриваться все действия России, нарушающие требования этой организации.
Первый пошел
Не дожидаясь, пока в ВТО будут решены споры о транзите, торговые партнеры решили проложить новые маршруты для поставки грузов. В субботу, 23 января, в Бакинский международный морской торговый порт прибыл первый тестовый контейнерный поезд, который двигается по Транскаспийскому международному транспортному маршруту из Украины в Китай. Он состоит всего из 10 вагонов и перевозит лишь два десятка 40-футовых контейнеров. Поезд вышел 15 января из украинского Ильичевского порта, 20 января был уже в грузинском порту Поти, и теперь через Каспийское море отправится в Казахстан, и далее – в Китай.
Этот хитромудрый маршрут – через два моря – появился после того, как Россия до неимоверности усложнила следование украинских грузов через свою территорию в третьи страны. К слову, экспортные поставки украинских товаров через Россию составляли ранее около $1,8 млрд в год, однако введенные ограничения повысили транспортные расходы на доставку в Азию товаров на 23-50% в зависимости от вида товара, поскольку длина маршрута увеличилась на 500 км.
Чтобы упросить новый, технологически сложный маршрут, 14 января Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении на нем конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки. Благодаря установлению сквозного тарифа стороны рассчитывают, что стоимость перевозки по новому маршруту будет не выше, чем прежде – по территории РФ. По словам заместителя министра инфраструктуры Владимира Омеляна, благодаря договоренностям с этими странами о едином льготном тарифе, стоимость отправки товаров контейнерным поездом будет конкурентной по цене с российским маршрутом при той же продолжительности транзита.
В 2015 году экспорт товаров из Украины в Китай составил 25 млн тонн и доставка осуществлялась преимущественно морем. Владимир Омелян отметил, что морской путь был нацелен на поставку товаров преимущественно в южный Китай, тогда как новый железнодорожно-паромный маршрут позволит экспортерам увеличить поставки на динамично развивающийся северный Китая. Однако оценить мощности нового маршрута пока сложно. Для ориентира, отправка в Китай 1 млн т груза, отметил замминистра инфраструктуры – это четыре поезда в месяц.
Организаторы альтернативного маршрута пытаются заручиться и политической поддержкой – на прошлой неделе в Давосе Президент Украины Петр Порошенко и президент Азербайджана Ильхам Алиев скоординировали свои действия для развития маршрута транзита через Каспийское море в направлении Китая и Ирана.
Автор: Александр Колосовский