Контракти.ua

7602  —  25.01.16
Торговая война с Россией: Украина собирает группу поддержки
Торговая война с Россией: Украина собирает группу поддержки

Торговая война между Украиной и Россией набирает обороты. Год только начался, а наш северный сосед уже успел не только ввести запрет на ввоз продовольствия и пошлины на промышленные товары, но и перекрыть транзит украинских товаров через свою территорию в третьи страны.

Непредсказуемость России вынуждает украинское правительство искать новые караванные пути и активно создавать коалицию сторонников для будущих разбирательств во Всемирной торговой организации.

Российские капризы

Пока вся страна в Новый год стреляла в потолок пробками от шампанского, экспортеры, отправляющие грузы в Россию или же в третьи страны через ее территорию, не находили себе места: пострадает ли их бизнес вследствие обещанных санкций со стороны РФ? Негативные ожидания оправдались: с 1 января начало не только действовать эмбарго на поставку продовольствия из Украины и были введены пошлины на ряд товаров, но Россия также прекратила принимать грузы, которые украинские компании отправляли в Казахстан. По словам заместителя министра экономического развития и торговли – торгового представителя Украины Натальи Микольской, Россия даже вернула обратно в Украину почти две сотни железнодорожных вагонов, которые уже успели пересечь ее границу. Украинские грузоотправители вынуждены были отправлять эти грузы по железной дороге уже по новому маршруту – через Беларусь. Однако самые неприятные новости коснулись тех, кто перевозит грузы через территорию России автомобильным транспортом – этот вид перевозок усложнился неимоверно. По словам Натальи Микольской, российская сторона настаивает, чтобы фуры с грузами следовали только под конвоем таможенников, при этом сопровождение одной машины обходится перевозчику в $350. Мало того, российская сторона выдвинула еще одно абсурдное требование: если машины с грузом должны попадать на территорию России только через территорию Беларуси, то водители, которые поведут их далее по российским просторам, должны въезжать на территорию России по другому маршруту – через  украино-российские пункты пропуска! Можно только представить себе, какие расходы должны нести перевозчики, если им придется отправлять машины и водителей в Россию разными маршрутами. Но даже если будет выполнено и это абсурдное требование, Россия придумает еще какое-нибудь новшество, ведь цель у нее одна – максимально усложнить передвижение украинских товаров через ее территорию.

Наш ответ Чемберлену

Украина не будет в ответ ограничивать транзит российских товаров через свою территорию, или товаров, которые следуют в Россию из третьих стран. По словам Натальи Микольской, транзит в международной торговле является некоей священной коровой, которую не принято обижать, даже если отношения с соседом у тебя испортились. Однако РФ это неписанное правило нарушила, и теперь Украине остается лишь искать союзников для будущего рассмотрения спора по транзиту с РФ в рамках Всемирной торговой организации. О координации усилий в этом споре только на прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе Петр Порошенко и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Там же вопросы будущего союзничества проговорили министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус и министр торговли США Пенни Притцкер. Официальные сообщения об этих встречах выписаны закругленными канцеляризмами и за дипломатически сдержанными оборотами пока сложно увидеть, о чем конкретно договорились стороны. Однако общий фронт против РФ в сфере внешней торговли будет сформирован с высокой долей вероятности – непредсказуемый торговый партнер, как говорили на Руси, "хуже татарина". Уже  в конце февраля в ВТО пройдет так называемый Генеральный совет, на котором будет рассматриваться все действия России, нарушающие требования этой организации.

Первый пошел

Не дожидаясь, пока в ВТО будут решены споры о транзите, торговые партнеры решили проложить новые маршруты для поставки грузов. В субботу, 23 января, в Бакинский международный морской торговый порт прибыл первый тестовый контейнерный поезд, который двигается по Транскаспийскому международному транспортному маршруту из Украины в Китай. Он состоит всего из 10 вагонов и перевозит лишь два десятка 40-футовых контейнеров. Поезд вышел 15 января из украинского Ильичевского порта, 20 января был уже в грузинском порту Поти, и теперь через Каспийское море отправится в Казахстан, и далее – в Китай.

Этот хитромудрый маршрут – через два моря – появился после того, как Россия до неимоверности усложнила следование украинских грузов через свою территорию в третьи страны. К слову, экспортные поставки украинских товаров через Россию составляли ранее около $1,8 млрд в год, однако введенные ограничения повысили транспортные расходы на доставку в Азию товаров на 23-50% в зависимости от вида товара, поскольку длина маршрута увеличилась на 500 км.

Чтобы упросить новый, технологически сложный маршрут, 14 января Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении на нем конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки. Благодаря установлению сквозного тарифа стороны рассчитывают, что стоимость перевозки по новому маршруту будет не выше, чем прежде – по территории РФ. По словам заместителя министра инфраструктуры Владимира Омеляна, благодаря договоренностям с этими странами о едином льготном тарифе, стоимость отправки товаров контейнерным поездом будет конкурентной по цене с российским маршрутом при той же продолжительности транзита.

В 2015 году экспорт товаров из Украины в Китай составил 25 млн тонн и доставка осуществлялась преимущественно морем. Владимир Омелян отметил, что морской путь был нацелен на поставку товаров преимущественно в южный Китай, тогда как новый железнодорожно-паромный маршрут позволит экспортерам увеличить поставки на динамично развивающийся северный Китая. Однако оценить мощности нового маршрута пока сложно. Для ориентира, отправка в Китай 1 млн т груза, отметил замминистра инфраструктуры – это четыре поезда в месяц.

Организаторы альтернативного маршрута пытаются заручиться и политической поддержкой – на прошлой неделе в Давосе Президент Украины Петр Порошенко и президент Азербайджана Ильхам Алиев скоординировали свои действия для развития маршрута транзита через Каспийское море в направлении Китая и Ирана.

Автор: Александр Колосовский

Статьи по теме
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики
Після війни пенсія в 60 років, скоріш за все, буде не доступна, зазначають в Мінсоцполітики

Після війни українцям доведеться довше працювати, щоб себе забезпечувати
01.05 — 264

На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень
На яку пенсію варто розраховувати із зарплатою 10 тисяч гривень

Яку пенсію можна отримати із заробітною платою 10 тисяч гривень і певним стажем роботи.
29.04 — 326

Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024
Скільки коштуватиме Великодній кошик-2024

Традиційний великодній кошик в який входить паска, яйця, сало, домашня ковбаса, буженина, курятина, твердий сир, вино, огірки, помідори, яблука і ще декілька інгредієнтів святкового столу, став дорожчим.
28.04 — 333