Ситуация с авиасанкциями меняется молниеносно. Честно говоря, я не ожидал, что россияне пойдут на переговоры сейчас. Я думал, что 25 октября прямое авиасообщение остановится, будет обмен разными выпадами в публичной сфере, а попытки восстановить работу будут не раньше, чем к Летнему расписанию-2016. Однако, Росавиация вчера предложила переговоры.
О чем это говорит? Во-первых, о том, что для России прямое авиасообщение, видимо, имеет большую ценность, чем для Украины, т.к. именно Россия - инициатор переговоров. Поэтому можем передать привет министру транспорта РФ, который всего месяц назад рассказывал, что Украина санкциями "выстрелила себе в ногу".
Во-вторых, видимо, идет какой-то закулисный торг, в котором авиасанкции - это лишь одна из карт, и Россия стремится закрыть этот вопрос, не дожидаясь следующих ходов нашей стороны. Или хотя бы обозначить миролюбие и конструктивный подход.
Еще раз можно отметить, что Украине пока что удалось навязать противной стороне свою игру - Россия сейчас бежит за ситуацией и играет вторым номером. Обычно у нас все было наоборот - вспомните любые наши торговые войны, где РФ ограничивала импорт каких-либо украинских товаров, а потом ждала к себе украинцев на поклон с уступками в разных сферах. Либо перекрывала газ и выкручивала нам руки.
Нужно ли ехать на переговоры? Обязательно! Хотя бы для того, чтоб избежать обвинений в игнорировании интересов простых людей в угоду политическим амбициям.
Ну а вообще - ехать, чтоб договориться. Но для этого нужно четко понимать, к какой цели мы стремимся, на какие уступки готовы идти, и какова стратегия переговоров.
Какие результаты могут быть получены?
1. Нулевой (вероятный).
Стороны остаются при своих мнениях, согласия нет, авиасообщение прекращается с 25-го октября. Также возможен запрет транзита россиян над Украиной.
2. Выполнение требований Украины (фантастический).
Россияне прекращают полеты в Крым и выплачивают штрафы Госавиаслужбе, все ограничения на полеты между двумя странами взаимно аннулируются.
В такой вариант я не верю вообще.
В Крым им летать нужно по массе причин (прежде всего - политических), а любая выплата штрафов Украине хоть одной российской авиакомпанией-нарушителем будет официальным свидетельством того, что Россия признает свои нарушения международного законодательства, и признает Крым и воздушное пространство над ним - украинским, как и говорят о том ООН и ИКАО.
То есть я не понимаю, как они технически могут уплатить нам эти штрафы даже при полном своем желании. Проще войска вывести с полуострова и извиниться.
3. Компромисс, вариант "Зрада" (вероятный).
Мы разрешаем летать россиянам, не засвеченым в Крыму, они разрешают летать кому угодно из наших, кроме МАУ, Днеправиа и Мотор-Сичи, уже попавших под российские контрсанкции.
Абсолютно проигрышный вариант для Украины - наши цели по Крыму не достигаются, обоснования остановки МАУ и компании нет по прежнему (из-за чего, собственно, и возник полный запрет полетов), происходит передел рынка, причем сильно не в пользу Украины.
Россия на коне - прямое авиасообщение (а значит связи двух стран) сохранили, тему Крыма замяли, своим согражданам показали, что Путин всех переиграл. Цена вопроса - убытки Аэрофлота.
4. Компромисс, вариант "Перемога" (равновероятный с вариантом №3).
Авиасообщение восстанавливаем, причем от нас летают все, кто хочет, от них - только те, кто не засвечен в Крыму. Могут нашим даже транзит над РФ разрешить.
При этом полеты в Крым продолжаются, штрафы нам никто не платит.
В краткосрочной перспективе это неплохо - особенно для обычных пассажиров и для Привата, но нормальной работы всё равно не будет, т.к. вопрос незаконных полетов Крым не решен, и в любой момент возможно новое обострение и новые запреты.
Какой вариант сработает в итоге зависит от умения вести переговоры и общих целей Украины, где авиация - только кусочек мозаики.
Объективно: любой вариант, кроме третьего будет для нас приемлем.
Сергей Кадученко, совладелец компании "ТРЕВЕЛДЕСК"