Игорь Францкевич, возглавлявший не один украинский банк, считает, что до конца 2009-го ситуация в банковском секторе ухудшится. В интервью Контрактам он рассказал о том, что: 1) украинские банки не виноваты в кризисе 2) дно кризиса еще не пройдено.
Плохих все больше
За первые четыре месяца 2009 года украинская банковская система (впервые с 2001-го) получила существенный убыток — 9,2 млрд грн. Почему?
— В начале этого года значительно ухудшилось качество кредитного портфеля банковской системы. Заемщики все чаще не платят по ссудам, и банки вынуждены формировать все большие резервы под проблемные кредиты.
Если бы банки адекватно оценивали риски платежеспособности заемщиков при предоставлении кредитов, сегодня качество кредитного портфеля не ухудшалось бы так стремительно?
— Вовсе нет. До кризиса банки проводили адекватную экономической ситуации политику. В стране был экономический бум: финучреждения вели свой бизнес сообразно экономической ситуации. Было бы глупо не кредитовать стремительно развивавшуюся экономику, медлить с развитием. Для отдельных банков это означало бы потерю доли рынка. При этом ничто не предвещало бури: макроэкономические прогнозы в 2006–2007 годах во всем мире, в том числе и в Украине, были позитивными. О возможном кризисе за рубежом стали активно говорить только в I половине 2008-го, а в Украине еще позже.
Как изменилось качество банковского кредитного портфеля с начала этого года?
— До кризиса доля проблемных ссуд в корпоративных кредитных портфелях составляла 1–3,5% в зависимости от банка. Плохие активы в автокредитовании также были невелики: 2,5– 5%, в потребительском секторе — 5–15%, ипотечном — 1–2%. Все это стандартные для международной банковской практики показатели: кредитные портфели украинских финучреждений в среднем соответствовали глобальной статистике стран с переходными экономиками. По моему мнению, с начала кризиса доля проблемных активов в корпоративных кредитных портфелях банков ухудшилась как минимум до 10%, причем не платят в первую очередь компании из проблемных секторов экономики: недвижимость, строительство, горно-металлургический комплекс. Думаю, уровень просрочки по долгам физлиц составляет минимум 15%.
Период адаптации
В I квартале этого года, впервые с начала 2000-х, произошло уменьшение активов банков. С чем это связано?
— Сокращение активов — это объективный, закономерный процесс. Экономика сжимается, и банки приспосабливаются к ее новым объемам. Однако сжатие активов означает существенное сокращение объемов кредитования производства: по сути, на данный момент оно практически полностью приостановлено. По окончании кризиса возобновится экономический рост, однако финорганизациям будет очень сложно поддержать его ввиду отсутствия средств. На первых порах расширение банковской системы сразу после кризиса будет происходить медленно и болезненно для финучреждений. В 2009 году банки должны погасить $16–17 млрд внешних долгов. При этом предположительно около 50% задолженности будет реструктуризировано.
Насколько сумма $8–8,5 млрд критична для банковской системы?
— Банки активно привлекали средства иностранных кредиторов, поскольку рассчитывали на дальнейший экономический рост. В условиях развития экономики вернуть такую сумму не составило бы труда. Однако сейчас сумма $8–8,5 млрд велика для финучреждений, погасить свои обязательства им будет очень тяжело, в течение года могут произойти дефолты банков. Безусловно, реорганизовать или погасить долги легче будет финорганизациям, принадлежащим крупным финансовым и промышленным группам, однако в нынешнем кризисе даже наличие больших «мам» не гарантирует отсутствия проблем.
Спасет ли рекапитализация банковскую систему?
— Рекапитализация поможет выжить банковской системе в целом. Однако непонятно, что государство будет делать с приобретенными банками. С моей точки зрения, Украине не нужно 9–10 государственных финучреждений — правительству просто нечем их озадачить. Поэтому после рекапитализации банков, очевидно, возникнет вопрос о продаже этих учреждений. Пример Проминвестбанка позволяет надеяться на то, что ныне проблемные банки в конечном итоге (после рекапитализации) будут проданы инвесторам.
Ждем инвесторов
Украинская банковская система уже достигла дна кризиса?
— Думаю, нет. Мы пережили первый шок, в банковской системе он характеризовался недостатком краткосрочной ликвидности. Сейчас банковская система несколько стабилизировалась: в апреле прекратился отток средств из финучреждений, их пассивы пополнились на 1 млрд грн за счет депозитов населения. Однако теперь назревают новые проблемы: ухудшение кредитного портфеля, дальнейшие убытки банков. Возможен также очередной отток средств из системы по причине сокращения доходов населения.
Какими будут признаки дна кризиса для украинской экономики?
— Прекратится сокращение объемов производства, стабилизируется объем ВВП, экспорт, доходы населения и другие макроэкономические показатели. Один из признаков достижения дна кризиса — активизация иностранных инвесторов на украинском рынке. Деньги у инвесторов по-прежнему есть, украинские активы им интересны. Однако стоимость наших активов еще не достигла своей нижней точки. Как только достигнет, в Украине активизируется скупка компаний, недвижимости, ценных бумаг. Впрочем, не думаю, что Украина начнет выходить из кризиса быстрее развитых стран. Пока предпосылок для скорого восстановления нашей экономики нет.