Контракти.ua

5161  —  16.09.15
Владимир Костерин: «Киев должен стать примером для других городов Украины по переходу на экологические виды транспорта»
Владимир Костерин: «Киев должен стать примером для других городов Украины по переходу на экологические виды транспорта»

В мае 2015 года в Верховной Раде Украины в первом чтении были приняты  законопроекты для развития экологических видов транспорта. Законодательные решения предусматривают освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизного налога операции по ввозу в Украину транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями сроком до 1  января 2020 года, а также отмену таможенных пошлин на ввоз транспорта, оснащенного электрическими двигателями.

Несмотря на противодействие со стороны нефтяного лобби, инициаторам законопроектов в лице общественных организаций удалось найти поддержку среди парламентариев. Дальнейшее замедление по данному вопросу для депутатов было бы чревато имиджевыми рисками, так как в развитых странах электромобили поддерживаются на государственном уровне уже около десяти лет.

Экономично выгодно то, что экологически безопасно

Рынок электромобилей – один из самых быстроразвивающихся в мире, таких машин – уже более полумиллиона единиц, их ежегодный рост составляет 70%. Основной фактор покупательного спроса – удешевление аккумуляторных батарей. За последние 3-4 года они подешевели вдвое, а ведь изначально аккумулятор составлял 50% от общей стоимости авто. По прогнозам экспертов, к 2020 году количество электромобилей в мире превысит 24 млн., а ежегодные продажи составят 7 млн. Это мощнейшая мировая отрасль экономики с сотнями компаний и десятками тысяч сотрудников.

Украина пока только на начальной стадии экологизации транспорта. В 2014 году в страну было импортировано около 500 электромобилей, причем почти все они ввезены частными компаниями или отдельными лицами.

Преимущества электромобиля для внутригородских поездок – бесспорны. «Приехал вечером домой, поставил авто в гараж, соединив с электророзеткой или таймерным устройством, и пошел спать. Утром авто готово к эксплуатации. Если для продвижения электролегковушек автокомпании начнут формировать сети подзарядочных станций, используя придорожные кафе, рестораны, автостоянки, офисные центры и т.д., дело пойдет очень быстро. И даже автозаправки со временем не побрезгуют дополнительным заработком в виде подзарядки потока электроавто», – писала газета «Зеркало недели» еще в 2010 году.

Действительно, электромобили гораздо дешевле в эксплуатации: стоимость 100 км пути для электромобиля составит всего 5-7 грн. К примеру, Skoda SuperB на 100 км тратит 10 литров бензина, что равно около 200 грн, экономия на топливе – очевидна.

Первые электрозаправки появились в Украине в 2012 году, сейчас их более 50 штук. По словам вице-президент сети АЗС ОККО Александра Гегедиша, раньше электрокаров было мало, поскольку не было пунктов для их комфортной зарядки, и наоборот. Сеть электрозаправок ОККО со своими 34 станциями разорвала этот порочный круг, создав целостную инфраструктуру для «зеленых» машин. Инициатором проекта стало украинское сообщество владельцев и фанов электрокаров Tesla Club Ukraine.

Новые электрозаправки размещены на трассах Киев-Чоп, Киев-Харьков, Киев-Одесса, Киев-Днепропетровск, Ровно-Люблин, Львов-Перемышль. Теперь подзарядиться можно практически в любом направлении. В июле 2015 года компания E-Line установила очередную электрозаправку на территории Киеврады. Ее мощность составляет 22 кВт, одновременно от нее может заряжаться до 4 электромобилей. Таких инициатив с каждым месяцем становится все больше – от открытия новых заправок до запуска сервиса по аренде элетромобилей в Одессе и электротакси во Львове.

По мнению одного из лидеров электромобильного движения, инвестбанкира Константина Евтушенка, вопрос инфраструктуры вторичен по сравнению с налогами. «В развитых странах налогообложение на электротранспорт отсутствует. Более того, правительства предоставляют существенные льготы покупателям электромобилей. Так, сумма компенсации за приобретение электромобиля в США составляет $7.500, во Франции — €7.000, в Эстонии — до 50%, но не более €18.000, в Китае — на легковое авто $10.000. Как только мы сделаем такие авто доступными в Украине, вопрос инфраструктуры решится моментально».

Когда законодательство по льготному налогообложению для электромобилей полноценно вступит в силу, можно прогнозировать рост количества «зеленых» машин и развитие соответствующей инфраструктуры,  что окажет положительное влияние на экономику страны и экологию городов. Темп этого процесса теперь во много зависит от муниципалитетов – насколько они сумеют воспользоваться новыми возможностями и обеспечить комфортный и дешевый транспорт одновременно.

Как вернуть Киеву «зеленый» статус

По мнению главы международного фонда «Сокращение рисков» (Risk Reduction Foundation) Владимира Костерина переход на экологические виды транспорта это показатель ответственности национальной и местной власти за продолжительность жизни, здоровье и экономическое благосостояние граждан.

«Столица должна стать примером для других городов по переходу общественного транспорта на транспорт с нулевым загрязнением атмосферы. Киев способен задавать тренды, показывать положительную динамику устойчивого развития, – считает Владимир Костерин – Переход на электрический транспорт для Украины это возможность использовать ночную энергию атомных станций, которая имеет отрицательную стоимость. И главное, это позволит улучшить экологическую ситуацию, так как сегодня количество токсичных веществ в атмосфере превышает норму в разы и представляет угрозу для жизни и здоровья киевлян».

Пока что мэр города Виталий Кличко и депутаты Киеврады не заняли активную позицию в вопросе экологической безопасности и есть надежда, что новый состав Киев совета перестанет быть зависим от нефтегазового лобби. При том, что в «зеленом» рейтинге столиц Европы (European Green City index), который ежегодно замеряется британским центром Economist Intelligence Unit, Киев занимает последнее место. В рейтинге сравнивается уровень развития инфраструктуры и показатели эко-устойчивости (качество воды, воздуха, уровень энергопотребления и т.д.). В первую пятерку лидеров вошли Копенгаген, Стокгольм, Осло, Вена, Амстердам.

Одна из ключевых экологических проблем – высокий уровень выхлопных газов. Авто – наиболее активный потребитель кислорода. На 1 тыс. км пробега автомобиль потребляет в среднем 290 кг кислорода, выбрасывая при этом 217 кг углекислого газа, 35 кг оксида углекислого газа, 2 кг оксида азота, 7 кг углеводородов. По результатам исследований Центральной геофизической обсерватории, за летние месяцы в воздухе Киева концентрация трех основных загрязняющих веществ существенно превысила предельно допустимые концентрации: формальдегида (вещество второго класса опасности) – в 2,3 раза, диоксида азота и оксида азота (вещество третьего класса опасности) – в 3,5 и 1,7 раза соответственно.

Высокий уровень сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, проблемы дыхательной и кровеносной системы, ухудшение зрения, головные боли – все это последствия нахождения в «газовом мешке». Состояние здоровья человека и общая эффективность во многом зависит от среды, в которой он пребывает.

Понимание взаимосвязи социальных вопросов с экологической безопасностью и их значения для городов объединило муниципалитеты европейских стран для выработки совместных действий по созданию комфортных и безопасных условий для жителей городов. Еще два десятилетия тому назад в городе Ольборг (Дания) была принята «Хартия городов Европы на пути к устойчивому развитию» (1994г.), заложившая принципы эффективного использования ресурсов на местном уровне. В частности, одним из приоритетов Хартии было определено строительство зданий на энергосберегающей основе и переход к экологически безопасному городскому транспорту. Чтобы улучшить ситуацию в Киеве, необходимо использовать опыт стран Евросоюза и выполнять международные обязательства.

Опыт ответственных местных властей

Если обобщить опыт городов с высоким качеством жизни, то продвижение экологических видов транспорта на уровне муниципалитетов должно предусматривать следующие действия:

- развитие системы общественных электрозаправок, с привлечением частного сектора через государственно-частное партнерство;

- создание финансовых стимулов для поощрения использования электрических транспортных средств;

- введение электромобилей в муниципальный автопарк путем аренды, прямого приобретения или через муниципальные контракты;

- использования электромобилей в секторе грузоперевозок;

- предоставление бесплатной парковки для электрических и гибридных транспортных средств;

- создание инфраструктуры для езды на электрических велосипедах.

Городской совет Мадрида и Барселоны, мэрия Парижа и Лондона всячески способствуют частным инициативам, направленным на развитие сети зарядных пунктов и привлечение инвесторов под проекты по аренде  электротранспорта. На сегодня в Лондоне уже 1500 электрозаправок, а к концу этого года запланировано 3.000 электромобилей под прокат. Параллельно развиваются сервисы, позволяющие взять машину не только в пункте проката, но и через мобильные приложения.

Интересен опыт Швейцарии, где в этом году проходит активное тестирование нового вида электрического транспорта, объединяющего преимущества автобуса и троллейбуса («TOSA»), что позволит улучшить мобильность и проходимость. Этот опыт можно будет тиражировать для городов с перезагруженными транспортными потоками. А в США агентства по электроэнергии предлагают скидку на электроэнергию для клиентов, которые пользуются электромобилями.

Муниципалитеты Германии также находят новые решения по применению электромобилей. Например, власти Роттердама нашли экономный способ решения проблемы отходов в городе: небольшой электрический грузовик по сбору мусора ездит по Роттердаму, работая от энергии, получаемой из того же мусора!

И таких примеров, к счастью, уже можно привести много. Важно, чтобы Украина не стояла в стороне от общемировых экотрендов, чтобы деятельность украинских чиновников не сводилась к поиску оправданий своей бездеятельности – что, кстати, в контексте все ухудшающейся экологической обстановки будет приравниваться к сознательному нанесению вреда здоровью граждан.

Еще 10 лет назад владельцы крупнейших автомобильных брендов посмеивались над планами Илона Маска по созданию конкурентоспособного электромобиля, а сегодня они признают, что феномен Tesla превзошел все их ожидания, и пытаются авральными темпами разрабатывать собственные электромобили. Украине тоже нужно с чего-то начать. Например, вдохнуть новую жизнь в дышащие на ладан отечественные автомобильные заводы, наладив на их базе сборку различных видов  электротранспорта. Почему бы и нет?

Орест Лесюк

Статьи по теме
Україна на місяць дозволить транзит для автомобілів із придністровськими номерами
Україна на місяць дозволить транзит для автомобілів із придністровськими номерами

Автомобілям з придністровськими номерами від 24 січня й упродовж місяця буде дозволено в’їзд в Україну для транзиту в Молдову.
23.01.22 — 1957

Украина начала жить в долг у природы - глава Госэкоинспекции
Украина начала жить в долг у природы - глава Госэкоинспекции

Украина с воскресенья, 8 августа, живет в экологический долг, то есть использует больше ресурсов, чем занимает их самовосстановление в украинской окружающей среде за год.
09.08.21 — 6527

За один день в Гренландии тает 8,5 млрд тонн льда
За один день в Гренландии тает 8,5 млрд тонн льда

Образовавшейся всего за сутки воды хватило бы, чтобы полностью покрыть штат Флорида.
04.08.21 — 1311