Контракти.ua

2726  —  09.07.15
Кассовые аппараты для МСБ: кому придется использовать и каких штрафов опасаться?
Кассовые аппараты для МСБ: кому придется использовать и каких штрафов опасаться?

1 июля 2015 года должно было стать судьбоносной датой для десятков тысяч украинских предпринимателей. Дело в том, что с этого момента львиной доле субъектов предпринимательской деятельности, избравших 3-ю группу единого налога, предстояло применять в своей работе кассовые аппараты (регистраторы расчетных операций – РРО). А уже с 2016 года эта обязанность коснулась бы и предпринимателей 2-й группы единого налога.

Разумеется, бизнес справедливо опасался массовых проверок со стороны представителей фискальных органов. Они должны были опираться на нормы закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» №71-VIII от 28.12.2014, а также руководствоваться законом «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Однако предприниматели и поборники прав МСБ несколько месяцев кряду всячески давили на Кабинет министров, Министерство финансов и Государственную фискальную службу, требуя отменить РРО или хотя бы отсрочить их внедрение. В итоге, депутаты смилостивились, и 1 июля приняли альтернативный законопроект №1088 (на данный момент документ находится на подписи у Президента). Он, правда, не избавил предпринимателей от обязательного использования кассовых аппаратов, но несколько смягчил требования к бизнесу.

Прежде всего, нужно четко понять, что применять РРО придется:

- СПД, которые продают товары/предоставляют услуги населению, принимая к оплате наличные средства, банковские карты, электронные деньги;

- различным посредникам и агентам, которые принимают средства для их дальнейшей передачи/перечисления;

- юридическим лицам, которые предоставляют услуги/выполняют работы (ранее они могли работать прямо в «кассу»).

Избавлены от РРО:

- предприниматели-единоналожники второй и третьей группы, которые проводят расчеты только в безналичной форме;

- предприниматели плательщики единого налога второй и третьей групп, которые ведут свою деятельность на рынках, реализуют продукцию с передвижных точек продаж;

- плательщики единого налога первой группы;

- юридические лица всех форм собственности, которые реализуют продукцию собственного производства.

Но, самое главное, что кассовые аппараты теперь необязательны для любого вида бизнеса, чей годовой оборот не превышает 1 млн гривен. Это и есть ключевая норма проекта №1088.

Как установить кассовый аппарат?

Использоваться могут исключительно те кассовые аппараты, которые находятся в государственном реестре РРО (он размещен на сайте ГФС вместе с перечнем производителей и продавцов). Кроме того, РРО требует опломбирования, настройки и подключения к серверам ГФС. Все эти манипуляции должен осуществлять Центр сервисного обслуживания (ЦСО), иначе кассовый аппарат не будет признан налоговыми органами.

В связи с этим, предпринимателю необходимо:

1. выбрать тип РРО (кассовый аппарат, в котором программируются коды товаров и он выдает фискальный чек, или фискальный регистратор, который работает только в связке с компьютером или ноутбуком);

2. определиться с маркой и моделью РРО и приобрести оборудование;

3. заключить договор с ЦСО, представители которого настроят, подключат и опломбируют кассовый аппарат.

Важное уточнение: до 1 января 2016 года разрешается применять кассовые аппараты, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2015 года, и подают в ГФС только информацию об объеме проведенных операций без копий фискальных чеков.

Что и как будут проверять?

Сразу хотелось бы отметить, что проверки и штрафы для предпринимателей за неприменение в своей деятельности кассовых аппаратов тоже отсрочили, до начала 2016 года. При этом министр финансов Наталья Яресько заявила, что уже к осени должен быть разработан механизм, согласно которому бизнес будут проверять на предмет соблюдения ограничений в 1 млн гривен.

Помимо этого, поводом для санкций могут стать:

- неподача или несвоевременная подача отчетности по использованию кассовых аппаратов (до 15 числа месяца, который следует за отчетным) является основанием для проведения фактической проверки СПД;

- отсутствие сертификата на РРО, повреждение пломбы или ее отсутствие, нарушение формы фискального чека, неиспользование чековой книжки и неведение отчетности по операциям;

- проведение операций «мимо» кассового аппарата, занижение сумм выручки за проданный товар и т.д.

Ответственность за нарушение правил использования регистратора расчетных операций:

- за первое нарушение порядка и правил применения РРО – 1 грн.;

- за второе и каждое последующее нарушение порядка и правил применения РРО – штраф в размере полной стоимости проданных с нарушениями товаров/оказанных услуг;

- за продажу товаров/предоставление услуг в обход РРО – двукратный размер их стоимости;

- за несоответствие кассовой ленты установленным стандартам/за отсутствие кассовой ленты – 170 гривен;

- за неведение ежедневной отчетности/ отсутствие чековой книжки – 340 гривен;

- за вмешательство в работу РРО, повреждение пломбы, несанкционированное внесение изменений в конструкцию кассового аппарата, его программное обеспечение – до 8500 гривен.

Не лишним будет отметить, что долгое время велась дискуссия между бизнесом и властями в отношении механизма санкций в сфере РРО. А также о снижении размера штрафов. Поскольку взыскания с бизнеса за «необкатанную» систему кассовых аппаратов, сбои и прочие неполадки, выглядят нелогичными. Тем не менее, удалось добиться лишь того, чтобы максимальный штраф за нарушение правил использования кассовых аппаратов составлял не более 100% выручки реализованных с нарушениями товаров (ранее штраф мог достигать 500%). А также отменить обязательное хранение фискальных чеков в книгах учета. Плюс ко всему, парламент ужесточил ответственность сервисных центров, которые нарушают сроки обслуживания РРО.

Вместе с тем, представители Министерства финансов неоднократно обещали договориться с производителями о предоставлении рассрочки на 3-4 месяца при покупке кассовых аппаратов. Но можно будет бизнесу ли все-таки рассчитывать на подобные товарные кредиты – пока неизвестно. По крайней мере, о механизме субсидирования правительство не сообщает.

К слову, малый бизнес находится теперь еще в одной «зоне риска». Согласно принятому закону, СПД будут обязаны применять кассовые аппараты уже с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором достигнуто превышение упомянутой планки в 1 млн гривен. А значит, предприниматели окажутся под пристальным вниманием проверяющих органов, которые будут жестко контролировать соблюдение границ, в рамках которых дозволено работать без РРО. Причем это коснется всех предпринимателей, почти без исключения.

Поэтому, хотя на первый взгляд Верховная Рада действительно пошла на послабления малому бизнесу, вполне может сложиться такая ситуация, что дешевле и спокойнее будет установить кассовый аппарат, чем постоянно принимать в гостях налоговых инспекторов.

Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service

Статьи по теме
В Україні можуть підвищити податки через проблеми з наповненням бюджету
В Україні можуть підвищити податки через проблеми з наповненням бюджету

Уряд і парламент будуть шукати додаткові податкові інструменти, якщо ситуація з наповненням держбюджету України буде погіршуватися. За інформацією РБК-Україна, можуть підвищити ПДВ і повернути акцизи на паливо, а також розширити військовий збір на імпорт.
04.08.22 — 1326

Українців чекає новий податок: платити доведеться навіть з подарунків
Українців чекає новий податок: платити доведеться навіть з подарунків

В Україні вирішили взятися за неофіційні доходи громадян, з яких не виплачуються податки. З початку 2022 року податкова служба почне застосовувати непрямі методи податкового контролю.
10.01.22 — 2023

В Україні з 1 січня зростуть податки: для кого і на скільки
В Україні з 1 січня зростуть податки: для кого і на скільки

Закон про підвищення податків в Україні набирає чинності з 1 січня 2022 року. Документ №5600 стосується як підприємств, так громадян України
01.01.22 — 1790