Свежему апрельскому меморандуму правительства и МВФ можно было бы и не уделять много внимания, особенно он этого не заслуживает. Договор двух критикуемых запутавшихся структур, которые нашли друг друга. МВФ намерен несмотря ни на что деньги дать, правительство – взять. И остановить это взаимное влечение, кажется, невозможно. Меморандум – такая специальная штука, с помощью которой правительство изображает сознательного и вдумчивого должника, а МВФ - умного и требовательного кредитора.
Традиционный чиновнический стиль – много слов, много обещаний и минимум экономической логики. Кредитная отписка. Настолько сиюминутная и двусмысленная, что через пару месяцев уже и авторы не припомнят, что собственно они пытались за этими словами спрятать.
Но Юлия Владимировна изменила наше отношение к этому документу одной фразой – «Меморандум про экономическую и финансовую политику – это антикризисная программа Кабмина», о которой так много говорили и так долго ждали. Так что внимательно почитать и проанализировать этот практически проигнорированный в преддверии праздников документ нам все-таки пришлось.
Апрельские тезисы Кабмина и МВФ
Кредит от МВФ мы получаем не первый, так что и меморандум уже тоже второй, и – забавное наблюдение - если осенью 2008 года для транша в $4,5 млрд (из общей суммы кредита в $16,4 млрд) хватило всего-то 20 пунктов, то под нынешние $3,8 млрд понадобилось уже гораздо больше слов. С октября 2008 года (создание первого меморандума) значительно изменилась и оценка состояния нашей экономики, а вернее ее способности выйти из кризиса. В осеннем меморандуме фигурировали вполне конкретные даты: во второй половине 2009 года ожидалось восстановление экономики, а к середине 2010 года темпы ее роста должны были составить 5-6%. Не угадали.
Апрельские тезисы Кабмина и МВФ содержат уже более обтекаемые формулировки. Оптимизма тоже поубавилось: пишут, что в 2010 году реальный ВВП начнет расти умеренно, а в 2011 году вернется на уровень своего потенциального роста. Двигателем же этого прогресса, по мнению создателей, должен стать футбольный чемпионат 2012 года (честно говоря, в этот момент документ напомнил нам школьный реферат, где троечник вставляет фразу, которая, он точно знает, должна быть как бальзам на душу его старой учительнице, и приходит в восторг от собственной изобретательности. Учительница, конечно же, сразу этот фокус изобличает, но не сердится, а снисходительно улыбается).
Идем дальше: чего собственно правительство намеренно достичь, и что обещано кредиторам. А обещана борьба с инфляцией – к середине 2010 года ее показатели должны быть менее 10%, а с 2011 года – 5-7%. О другой обещанной МВФ цифре говорили уже много – это дефицит бюджета не более 4%. Но тут же в скобках лазейка – «не включая средства на рекапитализацию банков». Таким образом, реальный дефицит бюджета может быть намного выше обещанных 4%.
Не все коту масленица
Конечно же, МВФ не может раздавать деньги без каких либо условий (хотя G8 и выделила на таких, как мы $1 трлн, а значит, деньги эти надо освоить). Так что определенные ужесточения, например, фискальной политики в этом меморандуме записаны. Но реальны ли они?
Кабмин обещает усилить фискальную политику еще в нынешнем году: в частности, отменить льготы по НДС, пересмотреть и сократить список деятельности для СПД, провести пенсионную реформу (увеличить пенсионный возраст и отменить льготы по пенсионному страхованию). Но все эти решения находятся в сфере влияния Верховной Рады, а накануне выборов на такие непопулярные меры вряд ли удастся собрать большинство.
По сути, правительство может надеяться только на себя, а из перечисленных в меморандуме инструментов, это лишь оперативный и неуклонный пересмотр (читай – повышение) цен на газ и электроэнергию, в том числе для населения. МВФ не без оснований предполагает, что часть дефицита бюджета спрятана именно в бюджете Нафтогаза, и настаивает на регулярном аудите последнего. Поэтому придется либо корректировать тарифы, либо обманывать МВФ.
Поддержим банки и предпринимателей
Популярная в массах должников идея ввести запрет на отъем
банками залогов в меморандуме специально отмечена как пагубная. И, по-видимому,
Юлии Владимировне придется забыть о своих телевизионных обещаниях, что залоговое
имущество изыматься у незадачливых банковских клиентов не будет. Будет.
В то же время международный валютный фонд считает совершенно недопустимым блокаду депозитов, и вкладчики могут надеяться на доступ к своим замороженным деньгам до конца 2009 г. По крайней мере, МВФ этого потребовал. Одновременно, МВФ потребовал и дальнейшего усиления независимости НБУ. Глава же правительства регулярно сетовала и так на неограниченную свободу действий этого полувраждебного ей учреждения. Чья возьмет? Посмотрим.
Частному капиталу,
помимо усиления фискальной политики, пообещали ускорить судебную процедуру
банкротства и ввести досудебную реструктуризацию (по сути, упрощенная процедура
банкротства – этот пункт, безусловно, требует еще серьезных дополнительных
разъяснений). Юрлицам обеспечат быструю смерть.
То ли еще будет
В мае правительство намерено опять пересмотреть свою антикризисную программу, а именно положения данного меморандума, и в дальнейшем делать это ежеквартально.
Подобную работу сейчас проводят очень многие. В Латвии, которой, например, уже разрешили дефицит бюджета в 4,9% (хотя в том же МВФ понимают, что реально он будет более 10%), Минфин получает особые полномочия и право вето, чтобы реализовывать фискальную политику. Местные эксперты говорят, что это, по сути, смена принципов иерархии власти. А для латвийских высших государственных чиновников МВФ требует ввести особый режим ответственности: не выполняешь бюджет – ответь по всей строгости.
Мы не Латвия и даже не член Евросоюза, так что такой управы на нас МВФ не сможет найти.
Пока создается впечатление, что деньги нам ссуживают не под конкретные цифры и решения, а просто от осознания того, что этого нельзя не сделать. А то хуже будет. Голодная, нищая газопроводная страна. Нищая - вычеркнуть. Живущая не по средствам – вписать.