Пока меньше других от кризиса пострадали производителитоваров широкого потребления, но не они выведут экономику страны из рецессии. Кризис может подтолкнуть украинскую экономику к постепенным структурным изменениям. Пока уровень продаж отечественной стали остается низким, растет спрос на национальные компьютерные программы.
Обобщенный портрет компании, незначительно пострадавшей от кризиса, выглядит примерно так. Это производитель или продавец товаров и услуг повседневного спроса, который не имеет больших долгов и не очень-то зависит от импорта. Еще одна деталь: после резкой девальвации гривни такому предприятию удалось более-менее эффективно оптимизировать издержки.
Кризис в Украине развивается по классическому сценарию: наибольшие потери несут те, кто занимается строительством, а также производит или продает товары длительного пользования — как для коммерческих клиентов (сырье, оборудование и материалы), так и для обычных потребителей. Такова статистика: лидеры падения — строительные компании, объем работ которых в январе–марте снизился на 56,7% (по сравнению с аналогичным периодом минувшего года). Промышленное производство в целом сократилось за этот же период на 31,9%, прежде всего за счет тяжелой индустрии. В частности, в металлургии падение составило 43,3%, в машиностроении — 54,6%.
В то же время спрос на рынках потребительских товаров кратковременного пользования снизился гораздо меньше: за первые три месяца 2009 года выпуск продуктов питания сократился только на 11,1% (к январю–марту 2008-го), а розничный товарооборот — на 11,5%. Сельское хозяйство остается единственным растущим сектором экономики. В январе–феврале рост производства в этом секторе увеличился на 1,1%, хотя это связано не только с высоким спросом, но и с хорошим финансовым положением многих аграрных компаний после рекордного урожая зерновых в минувшем году. Кроме того, незначительно пострадала от кризиса и сфера услуг. Объем предоставленных услуг в январе–феврале уменьшился всего на 11%.
Худшее — впереди
Такая пропорция падения разных рынков типична в период рецессии. Компании отказываются от расходов, которые можно отложить, прежде всего от инвестиций в основной капитал: строительство новых мощностей, обновление оборудования. Подобным образом поступают и частные лица. Кроме того, потребители перекраивают свои бюджеты в пользу затрат, которые трудно сократить, таких как покупка продовольствия, одежды, оплата коммунальных, транспортных и медицинских услуг.
С течением времени картина будет меняться. «Спрос на услуги и на товары повседневного спроса зависит от доходов населения, которые постепенно уменьшаются», — говорит директор исследовательского центра «Case Украина» Дмитрий Боярчук. Пока Украине удалось избежать массовой безработицы, а доходы граждан сократились незначительно. По данным Госкомстата, в январе–феврале реальная средняя зарплата (с поправкой на инфляцию) уменьшилась на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. А уровень безработицы, по оценке Международного центра перспективных исследований, в I квартале этого года составил 9–9,5% от экономически активного населения в возрасте 15–70 лет (в
IV квартале 2008-го она достигала 6,4%). Но компании и банки продолжают сокращать персонал, а реальные доходы населения по-прежнему уменьшаются из-за высокой инфляции, которая, согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году достигнет 16,4%.
Надежда есть
У промышленных предприятий больше шансов первыми преодолеть кризис. Поначалу за счет тех компаний, которые ориентированы на внутренний потребительский рынок. Их продукция будет частично замещать импортные товары, которые стали менее конкурентоспособными после подорожания доллара на 75–80% за последние семь месяцев. Со временем начнет восстанавливаться и спрос на товары производственного назначения, которые Украина продает на внешних рынках. Опыт выхода страны из экономического кризиса 1990-х годов показывает, что объем капиталовложений и промышленное производство начинают расти раньше сферы услуг и торговли. Объем инвестиций в основной капитал увеличился еще в 1998 году, производство — в 1999 году, а розничный товарооборот и ВВП — только в 2000-м. Долгосрочные капиталовложения были драйвером роста на начальном этапе восстановления экономики: в 2000–2004 годах объем инвестиций в основной капитал ежегодно увеличивался в среднем на 20,7%, а ВВП — только на 8,4%. Быстрый рост на рынках потребительских товаров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники) начался позже — лишь после того как с 2001-го реальные зарплаты стали расти на 20–25% в год, а с 2004–2005 годов еще и банки начали активно кредитовать частных лиц.
Когда закончится кризис — неизвестно. Это зависит от конъюнктуры внешних рынков, которая определяет спрос на продукцию предприятий тяжелой промышленности Украины. «Когда в мире начнут восстанавливаться объемы инвестиций и потребительский спрос, тогда увеличится строительство, а также производство автомобилей, судов, другой машиностроительной продукции. Только следом за этим вырастет производство стали», — прогнозирует вице-президент консалтинговой компании Research & Consulting Group Александр Сирик.
Шансы подкорректировать этот сценарий есть. Если не для всей экономики, то для отдельных компаний. К примеру, пока некоторые банки теряют платежеспособность, другие ведут рекламные кампании, стремясь увеличить долю рынка за счет выбывающих игроков. Кризис может подтолкнуть украинскую экономику к постепенным структурным изменениям. Пока уровень продаж отечественной стали остается низким, растет спрос на национальные компьютерные программы. Объем предоставленных услуг по разработке программного обеспечения в январе–феврале увеличился на 31,1% (к аналогичным месяцам 2008-го).
Промежуточные итоги. Тест на устойчивость компании к кризису
В украинской экономике депрессия. В IV квартале 2008-го отечественный ВВП сжался на 8%, в январе–феврале, по данным Минэкономики, падение объемов производства товаров и услуг составило 32,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам аналитиков, экономические показатели марта и апреля еще хуже. Возможно, именно поэтому правительство запретило Госкомстату ежемесячно оглашать результаты динамики ВВП, дабы не сеять среди украинцев панику.
Какие компании выживут после кризиса — вопрос, на который не могут ответить ни ведущие экономисты страны, ни правительственные чиновники. Журналисты Контрактов предполагают, что довольно высокие шансы преодолеть кризис без потерь имеют, например, компании, успевшие вовремя — в самом начале экономического коллапса — предпринять ряд антикризисных мер. Владимир Бойко, руководитель одного из крупнейших металлургических комбинатов ММК им. Ильича, еще в августе 2008-го начал сокращать объемы производства, дабы уменьшить производственные издержки, тогда как украинские конкуренты предприятия ожидали скорого окончания кризиса в металлургии и продолжали затаривать склады продукцией. Результат: кризис ударил по ММК в меньшей степени, чем по остальным меткомбинатам.
Другая категория компаний, которым относительно легко будет пережить текущий кризис, — предприятия, в последние годы придерживавшиеся консервативной стратегии развития: не привлекавшие большое количество кредитных ресурсов, не пытавшиеся завоевать как можно большее количество новых рынков и не строившие бизнес наспех — для продажи иностранному стратегическому инвестору. Пример консервативной стратегии — крайне сдержанная кредитная политика Эрсте Банка, развивавшегося на украинском рынке медленно, с особой австрийской вдумчивостью.
Наш рейтинг устойчивых компаний — попытка проанализировать
текущее состояние основных секторов украинской экономики и выяснить, какие
предприятия сегодня имеют больше шансов, чем их конкуренты по рынку, преодолеть
кризис с минимальными потерями. Впрочем, этим рейтингом мы подводим
промежуточные, но никак не окончательные итоги кризиса. В условиях практически
ежедневно меняющейся экономической конъюнктуры предугадать, какие компании
выйдут из текущей ситуации победителями, практически невозможно.
Предугадать, преодолеет ли ваша компания кризис, нелегко —
экономическая ситуация в Украине меняется практически ежедневно. Но заглянуть в
будущее все же можно — Контракты определили критерии, по которым несложно
оценить шансы вашей компании противостоять текущему кризису, и составили тест,
не претендующий на серьезность.
Тест на устойчивость компании к кризису
1. Ваша компания экспортирует свою продукцию?
Да — 2 Нет — 0
2. Работает ли ваша компания в металлургическом, химическом или аграрном секторах?
Да — 2 Нет — 0
3. Ваша компания производит или продает товары неэластичного спроса (продукты питания, товары первой необходимости) или предоставляет услуги, от которых сложно отказаться (юридические услуги, услуги здравоохранения)?
Да — 2 Нет — 0
4. Ваша компания закупает импортное сырье?
Да — 0 Нет — 2
5. Есть ли у вашей компании собственное сырье для производства продукции или ресурс для предоставления услуг?
Да — 2 Нет — 0
6. В какой мере ваш бизнес завязан на проблемные отрасли экономики (строительство, финансовый сектор)?
Полностью завязан — 0
Частично завязан — 1
Мой бизнес никак не связан с проблемными секторами экономики — 2
7. Есть ли у вас валютные кредиты?
Да — 0 Нет — 2
8. У вашей компании есть собственная инфраструктура для реализации товара/услуги?
Да — 2 Нет — 0
9. Ваши поставщики и потребители имеют большую финансовую задолженность (перед банками, другими кредиторами)?
Да — 0 Нет — 2
10. Отношение долга к собственному капиталу вашей компании меньше или больше 0,4*?
Меньше — 2 Больше — 0
11. Ваша компания входит в структуру крупной или средней бизнес-группы?
Да — 0 Нет — 2
12. На три крупнейших потребителя в структуре продаж вашей компании приходится:
75% — 0
40% — 1
25% — 2
13. Открыл ли кризис перед вами новые бизнес-возможности? Увеличился ли спрос на вашу продукцию или услуги?
Да — 2 Нет — 0
14. Работает ли в аналитическом отделе вашей компании экстрасенс или ясновидящий?
Да — 2 Нет — 0
* По данным ИК Dragon Capital, средний по экономике
показатель