Как Нацбанку удалось стабилизировать гривню. В последнее время НБУ продает валюту банкам только по заказу конкретной компании-импортера либо для погашения иностранного кредита.
Вначале апреля курс доллара на межбанке опустился ниже 8,0 UAH/USD. До этого, на протяжении марта, курс колебался в пределах 8,2–8,5 UAH/USD.
Снижение стоимости доллара на межбанковском рынке связано с ужесточением контроля Нацбанка за валютными операциями финучреждений. В последнее время НБУ продает валюту банкам только по заказу конкретной компании-импортера либо для погашения иностранного кредита. При этом продажа валюты в интересах импортеров возможна только в том случае, если компании необходимо оплатить поставку товара из-за рубежа в течение ближайших трех дней. Организациям, желающим приобрести валюту на межбанке впрок, НБУ отказывает.
Кроме того, в начале марта по просьбе правительства НБУ начал проверку финучреждений на предмет их причастности к валютным спекуляциям на межбанке и наличном рынке. В результате проверки небольшим Партнер-банку и Сигмабанку было запрещено в течение полугода покупать валюту у НБУ, а также продавать ее регулятору. Банк «Премиум» вовсе лишился доступа к межбанковскому рынку. НБУ применил жесткие санкции в отношении нескольких мелких банков явно с целью припугнуть остальных игроков рынка.
Охладить валютный рынок Нацбанку помогли и целевые валютные аукционы, в ходе которых регулятор продавал доллары и евро (в марте — $254,5 млн и EUR1,8 млн) в интересах банковских валютных заемщиков-физлиц по курсу ниже рыночного — 7,8 UAH/USD. Причем на последнем мартовском аукционе НБУ разрешил банкам покупать валюту в интересах заемщиков для досрочного погашения кредитов (но не более чем на $50 тыс. по одному кредитному договору).
В результате активных административных действий на валютном рынке в первый месяц весны регулятор продал валюты на межбанке на 40,4% меньше, чем месяцем раньше: $1,0774 млрд в марте против $1,796 млрд в феврале. При этом объем покупки инвалюты населением также снизился: с $2,179 млрд в феврале до $1,342 млрд в марте.
Больших трудов стоило уговорить ювелира, чтобы он
вернул ложки обратно. Пришлось заплатить за них с
процентами: вместо четырех рублей отец дал ювелиру четыре рубля девяносто
копеек. На каждой ложке этот старый спекулянт заработал по тридцать копеек.
Владимир Беляев, «Старая крепость. Дом с привидениями»