В марте, впервые за этот год, монетарная база увеличилась на 0,8% — до 174,8 млрд грн. До этого действия НБУ были направлены на сокращение суммы гривен в обращении — в январе–феврале монетарная база уменьшилась на 7,1% (за минувший год она выросла на 31,5%).
Выпущенные деньги были направлены прежде всего на поддержку банковской системы и пополнение госбюджета. В марте регулятор увеличил кредитование банков по программам финансового оздоровления до 10,1 млрд грн (в феврале — 7,2 млрд грн, в январе — 2,5 млрд грн). Кроме того, по сообщению Нацбанка, за счет размещения гособлигаций (ОВГЗ) в минувшем месяце в госбюджет поступило 1,5 млрд грн (всего с начала года — 3,1 млрд грн). Однако этим помощь НБУ правительству не ограничилась. Деньги перечислялись в казну также через государственные компании. В частности, регулятор выдал займы госбанкам, а они в свою очередь кредитовали НАК «Нафтогаз України», погашавшую налоговые задолженности.
Изменение политики НБУ не окажет существенного влияния на курс доллара и инфляцию в ближайшие месяцы. Во-первых, объем мартовской эмиссии невелик. Увеличив поддержку финучреждений и правительства, Нацбанк одновременно активизировал изъятие гривен из обращения — в марте объем мобилизации средств банков вырос до 10,6 млрд грн (в январе–феврале — всего 3,6 млрд грн). Во-вторых, несмотря на эмиссию, общее количество находящихся гривен в обращении продолжало уменьшаться.
В марте денежная масса сократилась на 1,5% — до 463,8 млрд грн (с начала года уменьшилась на 10,1%). Дело в том, что количество циркулирующих в экономике денег зависит не только от объема эмиссии, но и от кредитной активности банков, которые даже в случае наличия свободных средств значительно ограничили выдачу займов. По словам банкиров, финучреждения установили лимиты на выдачу кредитов на межбанковском рынке в связи с ростом системных рисков, а также осторожно подходят к кредитованию юрлиц.
Умеренная эмиссия может быть даже полезной для экономики, поскольку слишком жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика грозят посадить компании на голодный финансовый паек: у банков не будет денег на кредитование, инвестиции и спрос уменьшатся, в результате многие предприятия будут вынуждены сокращать производство и увольнять персонал. «Сокращение государственных расходов, на наш взгляд, это наименее приемлемый вариант. Регулируемая и постепенная эмиссия для покрытия дефицита незначительно отразится на инфляции, — полагает Андрей Пархоменко, экономист инвесткомпании «Конкорд Капитал». — Национальный банк уже выкупил ОВГЗ на сумму 9,7 млрд грн с начала года, тем не менее мы не видели резкого скачка цен, а рост цен в течение I квартала происходил в основном за счет обесценивания гривни и повышения цен на коммунальные услуги».
Однако не исключено, что для
покрытия дефицита потребуется более масштабная эмиссия. По сообщениям
правительства, планы по сбору налогов перевыполняются: в январе–марте доходы
общего и специального фондов госбюджета составили 43,8 млрд грн — на 1,3% выше
ожидаемого уровня. Такие результаты были достигнуты только за счет занижения
плановых показателей. По данным Счетной палаты, в январе–феврале расходы общего
фонда составили всего 23,6 млрд грн (данных по расходам за март еще нет). Это
на 6,3% меньше, чем в минувшем году, и на 26% меньше среднемесячного объема
расходов, заложенного в финансовом плане страны (193,3 млрд грн за год). В
следующие месяцы поступления в бюджет могут сократиться. Об этом косвенно
свидетельствует то, что в правительственном проекте изменений в госбюджет-2009
заложен новый эмиссионный механизм поддержки госмонополий и увеличение
поступлений от НБУ.