В последнее время часто приходится слышать, что такой сложной ситуации в энергетике, как в 2014-2015 гг, за время независимости Украины не было. Об этом говорят и сами энергетики, и эксперты, указывая на обострившийся системный кризис в отрасли. Однако на фоне войны эта информация не выглядит для большинства населения достаточно тревожной, учитывая, что зиму Украина прошла более-менее благополучно, и веерные отключения второй половины декабря практически забыты. Кажется, что и дальше больших потрясений быть не должно.
Тем не менее, запас прочности, на котором отечественная теплогенерация держалась зиму, практически исчерпан. Энергетики говорят, что зимний период Украина прошла чудом – благодаря Богу, теплой погоде и профессионализму работников электроэнергетической отрасли. И уверены –второго чуда не произойдет.
Мы можем сесть «на ноль»
Ситуация в отрасли острая. На начало апреля объемы угля на складах украинских ТЭС составляют всего 20% от объемов аналогичного периода прошлого года. Как результат нехватки угля – производство электроэнергии в январе-феврале 2015 года уменьшилось на 29%. При этом уровень расчетов с энергетиками за произведенную энергию упал до 70%.
«Резкое падение выработки объясняется отсутствием угля и дефицитом средств у ТЭС на его закупку, ведь тепловикам утвержден крайне низкий тариф»,– рассказал глава Профсоюза работников энергетики и электротехнической промышленности Украины («Укрэлектропрофсоюз») Сергей Шишов на вчерашней встрече в Минэнерго 7 апреля.
Встреча состоялась при участии замминистра энергетики и угольной промышленности Александра Светелика, представителей национального регулятора (НКРЭКУ), ГП«Энергорынок», ГП НЕК «Укрэнерго» и энергогенерирующих компаниями – «ДТЭК»,«Центрэнерго» и «Донбассэнерго».
По словам Сергея Шишова, при уже накопленных долгах ГП «Энергорынок» перед теплогенерацией в размере 8 млрд грн, НКРЭ снижает генкомпаниям еще и тариф на выработанную электроэнергию.
«По сути, происходит дискриминация отечественной генерации, идет планомерное уничтожение отечественного производителя в угоду импорта энергоресурсов. Если комиссия не приведет тарифы для ТЭС до экономически обоснованного уровня и не будет решена долговая проблема, тепловую генерацию ждет коллапс. Если сейчас не принять экстренных мер, мы можем сесть «на ноль» и получить развал системы. У нас других маневренных мощностей нет. Нет альтернативы ТЭС», – считает лидер энергетического профсоюза Украины.
Об исключительной важности маневренных мощностей ТЭС сказал на встрече и главный диспетчер НЭК «Укрэнерго» Константин Ущаповский. Он подытожи лработу блоков ТЭС в зиму 2014-2015: «Сегодня вся ответственность за регулирование суточных графиков нагрузки энергосистемы ложится именно на блоки тепловых электростанций, использующих газовую марку угля, поскольку атомные станции и так работают на предельной мощности, а надежда на ГЭС не оправдалась из-за бесснежной зимы и отсутствия паводка».
По словам главы «Укрэлектропрофсоюза», энергетики ожидают от Минэнерго и НКРЭКУ незамедлительного утверждения прогнозного баланса электроэнергии Объединенной энергосистемы Украины на 2015 год на основании Протокола, подписанного энергогенерирующими компаниями и министерством несколькими днями ранее.
Протокол, в частности, содержит требования по полной загрузке украинских ТЭС, работающих на угле газовой группы, возобновлению расчетов с ними за выработанную электроэнергию, погашение долгов энергорынка, а также установлению во втором квартале 2015 года экономически обоснованного тарифа для теплогенерации, который рассчитан на уровне 1, 12 грн/кВтч.
Однако в процессе встречи стало понятно, что Нацкомиссия теплогенерацию не слышит. Член НКРЭКУ Владимир Евдокимов считает, что ТЭС ставят завышенные ожидания.
Симптоматично, что позиция господина Евдокимова не увязывается с тем, что он говорил еще совсем недавно. На заседании «Всеукраинской энергетической ассамблеи» он признавал, что тарифы для ТЭС установлены чрезвычайно низкие – в январе генерация сработала практически в ноль, а в феврале тариф не перекрыл даже топливную составляющую.
«То есть февраль мы прошли, не покрывая топливную составляющую. Это надо признать, и это был достаточно серьезный удар по тепловым компаниям», - заявил тогда господин Евдокимов.
При этом аргументированного ответа, почему в этом году были существенно подняты тарифы для ГЭС (увеличение 180%), атомных станций (49%) и ТЭЦ (27%), а вот для ТЭС тариф наоборот понизили, у Евдокимова нет. В свою очередь, эксперты отмечают, что поднятие тарифов для теплогенерации происходит путем прозрачного и объективного распределения средств между всеми группами энергогенерирующих предприятий, что не приведет к какому-либо дополнительному увеличению тарифов для населения.
Нагрузка энергосистемы ложится на блоки тепловой генерации
Между тем, времени на ожидание у теплогенерации нет. Как сообщил в ходе встречи главный диспетчер НЭК «Укрэнерго» Константин Ущаповский,
«Зиму мы прошли, но нас ждет достаточно сложный период прохождения как весенних месяцев, и больше всего нас пугает прохождение летних месяцев, потому что это энерговооруженность нашего населения, кондиционирование прежде всего не снижает нагрузки на энергосистему даже летом», – считает Константин Ущаповский.
По мнению главного диспетчера «Укрэнерго», технолгогическим выходом из ситуации должно быть обеспечение ритмичного топливного снабжения теплоэлектростанций прежде всего газовой группы, обеспечение наличия на станциях не менее чем 10-суточного запаса угля, причем, не для минимальной, а для максимальной загрузки мощностей, а также своевременное проведение ремонтов.
«Нам пора уже думать о проведении ремонтной кампании – это самое главное условие после топливного обеспечения, которое даст нам с вами возможность смотреть с уверенностью в зиму 2016 года и избежать регулировок энергосистемы путем отключения потребителей», – убежден Константин Ущаповский.
Мы будем стучаться к премьеру, президенту, пока не услышат энергетиков
Очевидно, что в условиях дискриминации тепловой генерации и ограничения финансового ресурса для работы с поставщиками топлива, средств на покупку угля и проведение ремонтов у тепловых электростанций нет.
«Ремонты должны быть, и на это в тарифе должны быть заложены определенные деньги. Да, у нас сегодня есть проблема, что мы не полностью выполняем ремонты. Потому что денег не хватает. Потому что нам энергорынок должен 520 млн грн.», – сообщил Валерий Бычков, глава Совета профсоюзов ПАО «Центрэнерго».
По мнению энергетиков, генерацию неэффективно используют, не желая отвечать за последствия такой политики. Минэнерго и НКРЭ оттягивают принятие решений, которые позволят урегулировать кризис в отрасли и сбалансировать энергосистему.
Прогнозный энергобаланс – базовый документ, в соответствии с которым целый год работает вся энергетическая отрасль и который в обязательном порядке утверждается еще в декабре, энергетики тоже не получили – Нацкомиссия обещает подготовить его к концу текущей недели. К слову сказать, министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин на встречу с тепловой генерацией также не явился.
«Откровенно встречей я не доволен. Конечно, если бы был министр, с которым мы договаривались… Мы не получили решения. А мы хотели его получить, чтобы люди успокоились и работали. Несправедливые тарифы, должен быть баланс, это основа работы энергетиков», – сообщил по результатам встречи лидер профсоюза Сергей Шишов.
По словам Сергея Шишова, профсоюз будет добиваться встречи с Президентом и премьером Украины и оставляет за собой право проводить протестные акции, если требования энергетиков будут проигнорированы.
Между тем, участники встречи договорились встретиться на следующей неделе и обсудить прогнозный энергобаланс на 2015 год, который НКРЭ обещает подготовить. Затем документ будет направлен на утверждение правительства.
Автор: Игорь Кравец