Правительство настаивает на повышении налогов. По словам чиновников, принятие этих законов является условием получения кредита МВФ. Сбалансировать бюджет за счет уменьшения социальных расходов Кабмин отказывается.
31 марта Верховная Рада увеличила налоги на алкоголь, сигареты и дизельное топливо. В частности, акциз на водку повысился на 58%, на табачные изделия — в два раза, а на дизтопливо — на 43–50%. Это только часть подготовленного правительством антикризисного пакета законопроектов, который призван увеличить доходы госбюджета. Еще несколько документов пока не рассмотрены парламентом.
По словам чиновников, принятие этих законов является условием получения кредита МВФ. «Достигнутый сегодня прогресс достаточен для возвращения в Украину миссии Фонда», — заявил 31 марта Валерий Литвицкий, руководитель группы советников главы НБУ. Впрочем, изначально среди публично озвученных требований МВФ повышения налогов не было. Фонд настаивал только на сокращении дефицита госбюджета, который запланирован на уровне 31,1 млрд грн (3% ВВП), но может оказаться значительно большим из-за низких поступлений в казну. Сбалансировать бюджет можно не только с помощью повышения налоговых ставок, но и за счет уменьшения расходов. Пойти таким путем Кабмин отказался. «Правительство не считает возможным проводить изменения в госбюджет, которые уменьшали бы расходную часть. Фактически это социальные расходы, защищенные статьи, и мы не видим возможности ничего сокращать», — категоричен первый вице-премьер Александр Турчинов.
Более того, правительство предложило Верховной Раде увеличить госбюджет на 6,7 млрд грн (доходы — до 245,6 млрд грн, расходы — до 274,1 млрд грн). Цель изменений — выделить субсидии НАК «Нафтогаз України» для сохранения низких тарифов на тепло для населения.
Эти планы свидетельствуют о высокой вероятности усиления налогового давления. «Власти могут также увеличить активность по сбору основных налогов, ставки которых останутся неизменными», — полагает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Дело в том, что наполнить бюджет только за счет повышенных акцизов на табак и алкоголь, а также надбавки к газовому тарифу не получится. Пакет из четырех законопроектов, который был направлен в парламент, позволит казне рассчитывать до конца года дополнительно всего на 7,7 млрд грн. В то же время только за январь–февраль 2009-го в общий фонд госбюджета поступило на 3,8 млрд грн (или 15%) меньше средств, чем в минувшем году. Покрыть дефицит с помощью внешних заимствований сложно — перспектива получения кредитов от России и других стран туманна. По словам Валерия Литвицкого, отсутствие прогресса в «оптимизации расходов» госбюджета ставит крест и на кредите МВФ.
Единственная альтернатива усилению налогового давления — эмиссия. В предложенном КМУ проекте изменений в госбюджет-2009 содержатся новые эмиссионные механизмы вместо отмененных 17 марта по требованию МВФ. В частности, до 1 мая Нацбанк должен направить в госбюджет свою прибыль в размере 4 млрд грн (ранее планировалось, что эти средства будут перечисляться равномерно в течение года, в том числе 1 млрд грн уже был выплачен в январе). При этом в дальнейшем НБУ должен продолжать направлять правительству свою прибыль ежеквартально. Еще один эмиссионный механизм — право правительства поддерживать госкомпании путем увеличения их уставного фонда за счет выпуска гособлигаций. Дальнейший выкуп этих бумаг Нацбанком будет приводить к увеличению денежной массы в обращении.