Контракти.ua

2230  —  27.02.15
Почему чиновников радует конфликт ритейлеров и поставщиков
Почему чиновников радует конфликт ритейлеров и поставщиков

Дело, рассматриваемое в Антимонопольном комитете, является не только результатом многолетнего антимонопольного расследования в отношении коммерческих практик розничных сетей, но и связано с тем, что в двусторонних отношениях поставщик-розница поставщики на сегодняшний день не смогли отстоять свои права и интересы путем стандартных коммерческих переговоров, а потому начали задействовать третью сторону - государство. Одни пошли жаловаться в Министерство экономики, и была инициирована работа по подготовке закона о внутренней торговле, другие – в Антимонопольный комитет.

 

Жалобщики, однако, не учли, что в случае вмешательства государства в эти отношения с большой вероятностью проиграют обе стороны. Именно так и происходит  – страсти вокруг этих отношений отнимают массу ресурса у всех участников процесса – как у производителей, так и у сетей.

Давая оценку самому антимонопольному делу, стоит отметить, что действующее конкурентное законодательство не дает возможности полноценно квалифицировать нарушения, которые допускают розничные сети. Так, в нашем законодательстве отсутствует норма, карающая за злоупотребление покупательной властью в случае, если поставщик не относится к категории малого или среднего бизнеса. Квалифицировать такое поведение розничных сетей как сговор также не представляется правильным – доказательств, собранных по делу, на мой взгляд, недостаточно, чтобы заявлять о наличии всех квалифицирующих признаков согласованного поведения.

В то же время многие из злоупотреблений, допускаемых сетями в договорных отношениях с поставщиками, могут быть предметом претензий со стороны налоговых органов согласно действующим нормам налогового кодекса.

Отдельно стоит отметить, что подобные проблемы между поставщиками и ритейлерами существуют и в других, в т.ч. развитых европейских странах. На сегодня по прошествии многих лет попыток применения разных подходов регулирования этого вопроса со стороны государственных органов, как наиболее эффективный и прогрессивный зарекомендовал себя метод стимулирования саморегулирования таких отношений, а именно создание саморегулирующих организаций и добровольное согласование  правил добросовестного поведения на этом рынке.

Надо сказать, что АМКУ, пытаясь следовать указанным трендам, также заявил о необходимости создания Кодекса этического поведения, участниками которого были бы как поставщики, так и розница. Однако кардинальное отличие того, что предлагает украинское ведомство, от того, что было создано в прогрессивных странах, заключается в том, что ни Комитет, ни, похоже, участники рынка не собираются создавать реальный механизм регулирования, прописывая детальные правила, что можно, а что нельзя. Исходя из наработанных ранее Антимонопольным комитетом кодексов, а также предлагаемой структуры данного документа, становится понятно, что такой кодекс, скорее, будет носить декларативный характер, а настоящее регулирование предлагается все-таки установить на уровне закона о торговле, а также соответствующей антимонопольной практике, поскольку за неимением детально прописанных правил в отношениях поставщик-розница  и дальше будут наблюдаться злоупотребления.

Оптимальный подход к решению проблем в этой сфере заключается в том, чтобы на уровне саморегулирующего документа поставщики и сети установили, какие торговые и другие коммерческие практики являются добросовестными, а какие – нет. Для этого необходимо выработать критерии, которые позволили бы провести границу между первыми и вторыми. Во многих подобных зарубежных документах содержатся сравнительные таблицы, в которых на практических примерах четко показано, какие практики считаются добросовестными, а какие – недобросовестными. Такой подход в сочетании со специально установленным механизмом рассмотрения и пресечения нарушений позволяет создать практический инструмент регулирования этих отношений – без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Автор: Лана Синичкина, партнер Адвокатского объединения Arzinger

 

 

 

Статьи по теме
Новогодний подарок американцев президенту Зеленскому: «черный список» под ёлочку
Новогодний подарок американцев президенту Зеленскому: «черный список» под ёлочку

Виктор Небоженко: Перед нами сочный пример американского политического юмора. Так, вместо столь ожидаемого телефонного звонка президента США Байдена президенту Украины Зеленскому о результатах переговоров Байдена и Путина, американцы неожиданно сделали Зеленскому неприятный подарок. Они анонсировали список крутых коррупционеров Украины, который надежно облепили нашего президента.
10.12.21 — 1149

100 шекелів та
100 шекелів та "шухер на хатє": чому всі мовчать?

Михайло Жернаков: Третій день іде з моменту затримання брата Павла Вовка Юрія Зонтова при отриманні неправомірної вигоди розміром $100 000, другий – як викрили їхню схованку з грошима сумою в ~$5 млн. Третій день мовчать ВРП, Верховний Суд, Рада суддів. Ніхто нічого не засуджує. Не висловлює занепокоєння чи навіть здивування. Бо ж серед суддів центнер готівки на хаті в центрі Києва – це норм, а шо тут такого.
08.04.21 — 705

Опасные иллюзии: конституционный кризис как старт самоочищения украинского государства
Опасные иллюзии: конституционный кризис как старт самоочищения украинского государства

Виктор Небоженко: Самая большая политическая опасность – это растущая уверенность президента Украины Зеленского, что потрясения и смены в Конституционном суде, в Высшем квалификационной комиссии суда и Окружном суде Киева приведут к масштабной борьбе с коррупцией. Для того, чтобы это произошло, нужно несколько условий.
03.11.20 — 1060