Контракты.ua

29202  —  07.04.09
Операторы мобильной связи открыто переманивают абонентов друг у друга
Операторы мобильной связи открыто переманивают абонентов друг у друга

В середине марта life:) и МТС обменялись «любезностями»: абоненты обеих компаний получили SMS-спам с предложением перейти на обслуживание к конкуренту. Операторы уже начали упоминать в рекламе конкурентов и сравнивать качество связи и тарифы коллег.  

 
Надежда ГОНЧАРУК, КОНТРАКТЫ

 

Призывы к нелояльности от Астелита и МТС оригинальностью не отличались: «Принесите в магазин МТС карту своего оператора и получите скидку на два стартовых пакета МТС и подарок» и «Откажитесь от платы за соединение! Принесите sim-карту в магазин life:) и получите новую бесплатно». Оказалась схожей и реакция на рассылку — менеджмент компаний до сих пор спорит, какое количество сообщений было отправлено (разброс оценок — от нескольких сот тысяч до миллиона) и кто первым начал спам-атаку.

Месяцем ранее с рекламой, обыгрывающей корпоративные цвета конкурентов и недостатки других операторов, выступила компания «УРС» (ТМ «Билайн»). Видеоряд сопровождался текстовкой: «Некоторые тарифы соблазняют бесплатными звонками внутри сети, а скрытые платежи замечаешь не сразу». «Еще год назад считалось предосудительным так прозрачно намекать на конкурентов», — комментирует эксперт консалтинговой компании Netton CG Роман Химич.

В 2005–2008 годах сотовые операторы привлекали абонентов, акцентируя внимание в основном на дешевизне связи. Упоминать в рекламе конкурентов или сравнивать качество связи и тарифы коллег у мобильщиков считалось моветоном. Похоже, эти времена остались в прошлом.

«Кризис разразился в эпоху насыщения рынка (мобильной связи. — Прим. Контрактов). В валютном исчислении доходы операторов падают, усиливается прессинг менеджмента компаний со стороны акционеров, поэтому они вынуждены бороться друг с другом за абонентов», — объясняет Роман Химич.

Рынок действительно насыщен: к марту 2009-го уровень проникновения сотовой связи превышал 120% — число активированных sim-карт, по данным AC&M Consulting, составило 55,6 млн на 46,2 млн жителей. По сравнению с январем количество подключений сократилось на 200 тыс. — украинцы экономят на связи, отказываясь от лишних sim-карт.

Похоже, к апрелю и сами операторы осознали, что переборщили с маркетингом. Руководство life:) постфактум прислало абонентам конкурента сообщение с извинениями. «Наша компания никогда не выступала инициатором SMS-рассылки рекламного характера», — оправдывается Надежда Лубнина, начальник отдела внешних связей компании «Астелит» (подобное заявление сделали и менеджеры MTC. — Прим. Контрактов). МТС уже предложила участникам рынка разработать Кодекс этики телекоммуникационных компаний, исключающий недобросовестную конкуренцию. «Стратегия компании даже в это непростое время не должна нарушать законы этики. Кризис пройдет, а неприятный осадок у клиентов и коллег останется», — признался Контрактам директор по маркетингу МТС Василь Лацанич. Постулаты кодекса можно свести к нескольким основным «не»: не переманивать абонентов; не сравнивать собственные продукты с конкурирующими; не делать заявлений, порочащих коллег.

Вполне вероятно, документ будет подписан основными игроками в ближайшем будущем: рекламные кампании Астелита и Билайна подошли к концу, а лидирующему по количеству абонентов Киевстару рекламные войны пока без надобности. Кроме того, из подписания Кодекса этики можно устроить неплохую PR-акцию — все лучше, чем поливать грязью друг друга.

Впрочем, придерживаться кодекса операторы, скорее всего, будут недолго. В феврале этого года гривневая выручка от предоставления услуг сотовой связи — впервые за время существования рынка — упала почти на 19,6% год к году и примерно на 25% относительно января 2009-го. В пересчете на доллары и с учетом курсовой разницы объемы рынка в феврале по сравнению с аналогичным периодом 2008-го уменьшились почти на 45%.

После того как менеджмент украинских операторов отчитается перед акционерами, последние неизбежно попытаются выжать из стагнирующего телекома максимум поступлений, что в свою очередь неизбежно приведет к ужесточению конкуренции. Так что в 2009 году операторам будет не до этики.

 


Чтобы добиться успеха, компания должна ориентироваться на конкурентов. Она должна искать слабые места в их позициях и устраивать маркетинговые атаки, нацеленные именно туда.

Эл Райз, Джек Траут, «Маркетинговые войны»



Выручка

В январе–феврале 2009-го прибыль от услуг мобильной связи составила 4,045 млрд грн, что на 9,3% меньше, чем в январе–феврале 2008-го, данные Госкомстата. Доходы от предоставления услуг населению упали на 36,6% — до 1,068 млрд грн; предприятиям — выросли на 7,4%.

Ежемесячная выручка от предоставления услуг сотовой связи за последний год, млрд грн

 

 

Проникновение

К началу марта в Украине насчитывалось 55,68 млн абонентов сотовой связи, данные iKS-Consulting. В феврале совокупная абонентская база снизилась на 0,38 п. п. по сравнению с предыдущим месяцем.

 

 

Абоненты

По итогам февраля из всех GSM-операторов абонентская база выросла только у Астелита (+74 тыс.), данные iKS-Consulting. В целом по итогам месяца число абонентов стандарта уменьшилось более чем на 264 тыс. 
Статьи по теме
Українські астрономи відкрили 5 комет в іншій зоряній системі
Українські астрономи відкрили 5 комет в іншій зоряній системі

Учені Головної астрономічної обсерваторії НАН України опублікували статтю про відкриття п'яти комет, що обертаються навколо зірки іншої системи – екзокомет.
16.04 — 920

Хакери Anonymous зламали понад 300 офіційних сайтів РФ
Хакери Anonymous зламали понад 300 офіційних сайтів РФ

Міжнародна хакерська група Anonymous зламала понад 300 сайтів, що належать уряду РФ, державним медіа та банкам, а також сайти провідних банків Білорусі, зокрема Белорусбанк, Пріорбарк та Белінвестбанк.
28.02 — 1138

Хакери Anonymous зламали базу даних Міноборони Росії
Хакери Anonymous зламали базу даних Міноборони Росії

Група хакерів Anonymous зламали базу даних Міноборони Росії. Зокрема, були злиті телефони, пошта і імена співробітників відомства.
26.02 — 785