Контракти.ua

26435  —  31.03.09
Утечка газа. В Украине ежегодно исчезает газа на сотни миллионов долларов
Утечка газа. В Украине ежегодно исчезает газа на сотни миллионов долларов

Почему легальный рост добычи газа в Украине невыгоден ни государству, ни частным компаниям. Разница между закупочной и розничной стоимостью продукции досталась Нафтогазу и облгазам, но не добывающим предприятиям. Госкомпания дает дармовой газ, а замотивированные контролирующие органы закрывают глаза на злоупотребления на месторождениях. Довольны все: и чиновники, и менеджмент предприятий.

Елена СТРУК, КОНТРАКТЫ

 

Украина долгое время не могла существенно снизить зависимость от российского газа. Возможно, то, что за 17 лет не смогли сделать три президента и более десяти украинских правительств, нынешнему экономическому кризису удастся в считанные месяцы. По итогам 2009 года доля газа собственной добычи в общей структуре потребления может повыситься до 35%. Из-за падения промышленного производства потребности страны в газе, по прогнозам НАК «Нафтогаз України», сократятся с 70 млрд до 56 млрд кубометров. Казалось бы, отечественным газодобытчикам самое время конкурировать с продавцом дорогого импортного газа.

До дна

Геологи называют Шебелинку (Харьковская обл.) крупнейшим газовым месторождением Украины. Его изначальные запасы в момент открытия в 1950-х годах оценивались в 650 млрд куб. м. К разряду подобных причисляют Яблуновское, Ефремовское и Западно-Крестищенское месторождения. Их эксплуатация в свое время позволяла не только покрывать потребности страны в газе, но и направлять топливо в республики Союза. В 1972 году из украинских недр выкачали 65 млрд куб. м голубого топлива. С тех пор объемы добычи сократились втрое, а шансы на открытие крупного, сопоставимого с Шебелинкой, месторождения упали до нуля. «Теперь даже средние скважины — редкость», — говорит главный геолог НАК «Надра України» Николай Зюзькевич. В основном попадаются небольшие газоносные территории с запасами 1–5 млрд кубометров энергоресурса.

Четыре крупнейших месторождения до сих пор обеспечивают четверть текущей добычи газа в стране. И все они находятся на завершающей стадии разработки, их ресурсов хватит в лучшем случае еще на одно-два десятилетия. К примеру, около 70% месторождений, находящихся на балансе крупнейшего в Украине добытчика — госпредприятия «Укргаздобыча», — эксплуатируются от 10 до 60 лет и исчерпаны на 80%. Если ресурсы газодобычи не восполнить введением в эксплуатацию десятков новых мелких месторождений, то через 10–20 лет Украина окажется в еще большей зависимости от импортного топлива.

Ежегодно украинские предприятия добывают около 20 млрд куб. м газа — это 25–28% общей потребности в ресурсе. Потенциальные запасы углеводородов в Украине, по словам Николая Зюзькевича, оцениваются в 7 трлн кубометров. Увеличить собственную добычу до 28– 30 млрд куб. м (в первую очередь за счет запасов Донецко-Приднепровского бассейна и шельфа Черного моря) вполне реально. Но за последние четыре года Украина ни на шаг не приблизилась к достижению этой цели. Ежегодно добыча газа росла в лучшем случае на 1%.

Своя цена Стоимость украинского газа

В 2008-м компании пробурили чуть более 150 тыс. м поисково-разведочных скважин, но их едва хватает для поддержания текущего уровня добычи. Для ее наращивания объемы геологоразведочных работ необходимо увеличить как минимум в два с половиной раза. Удовольствие не из дешевых, если учесть, что на поверхности (до 3 тыс. м) почти все топливо разведано и добыто, а основной ресурс находится на глубине 4–6 тыс. м. Но нынешняя регуляторная политика государства не способствует освоению недр за средства компаний.

Газовый наркоз избирателя

В середине 2006 года правительство заставило госкомпании, обеспечивающие 90% добычи газа в Украине (Укргаздобыча, Черноморнефтегаз, НАК «Надра України»), а также совместные предприятия, в которых государству принадлежит более 50% акций (в том числе Укрнафта), продавать голубое топливо исключительно населению. Жилищно-коммунальное хозяйство могло бы стать золотым дном для добытчиков. Согласно официальному газовому балансу Украины, население ежегодно потребляет около 18 млрд куб. м газа. Это гарантированный рынок сбыта. Но социальные тарифы на газ отечественной добычи почти не оставляют компаниям шансов на извлечение прибыли и финансирование геологоразведки.

Индивидуальные для каждого предприятия закупочные цены на газ устанавливает Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики исходя из себестоимости одного кубометра энергоресурса. Затраты на добычу газа зависят от месторождения и степени его освоенности. К примеру, на месторождениях, где проводятся разведывательные работы, более половины себестоимости приходится на капитальные расходы, в которые включаются траты на бурение скважин и обслуживание месторождений. Еще 30% — налоговые платежи (сбор на геологоразведочные работы, плата за недра, рента за газ и др.). 20% цены формируется за счет эксплуатационных затрат: зарплата, соцотчисления, стоимость материалов и т. д.

Себестоимость газодобычи на украинских месторождениях колеблется от 200 грн до 400 грн за тыс. кубометров. При этом предприятия продают добытое топливо Нафтогазу в среднем по 200–225 грн за тыс. куб. м. «Структура формирования цены не предусматривает накопления прибыли для инвестиций в добычу. Правительством поставлена задача минимизировать ценовое давление для населения, и мы как госпредприятие выполняем это постановление», — говорит заместитель директора компании «Укргаздобыча» Владимир Скачко. По оценкам президента Киевского международного энергетического клуба Q-club, экс-председателя правления компании «Укртранснафта» Александра Тодийчука, у отечественных предприятий появится возможность наращивать добычу, если средний уровень закупочных цен повысится хотя бы до $60–70.


Понятно, что накануне президентских выборов правительство не повысит газовые цены для избирателей. Тем более что в декабре прошлого года Кабмин увеличил розничную цену газа в среднем на 35% (до 48–80 коп. за один куб. м). Но эта наценка не помогла газодобытчикам — закупочные тарифы для добывающих предприятий в 2008-м почти не изменялись. К примеру, для Укргаздобычи в начале года была установлена цена в 182 грн за тыс. куб. м газа (без учета НДС), а спустя два месяца ее увеличили лишь на 7,7%. НКРЭ оптовую цену для Черноморнефтегаза не пересматривала: в прошлом году она составила 289 грн за тыс. куб. м. Разница между закупочной и розничной стоимостью продукции досталась Нафтогазу и облгазам, но не добывающим предприятиям.

Схемы глубокого бурения

Лишившись легальной возможности реализовывать газ населению по рыночным ценам, газодобывающие компании зарабатывают на промышленных потребителях. Схема, позволяющая обойти норму, введенную Кабмином, выглядит следующим образом. Инвестор и госпредприятие создают СП, где доля государства достигает 50%. Затем это предприятие организует еще одну компанию, в которой доля госструктуры размывается до 49%. На фирму переоформляется лицензия для эксплуатации месторождения, и газодобытчик может вполне легально продавать газ промышленному сектору.

Дальше больше Динамика добычи газа в Украине

Существует и другая схема. Государственная геологоразведка делает съемку и оценку месторождения, объявляет его неперспективным и сворачивает работы. Спустя некоторое время возникает частная буровая (добыча формально нерентабельна, а потому из госреестра месторождений вычеркнута). Газ качается и идет либо за границу по европейской цене, либо по рыночной промышленным предприятиям в Украине. «Частники — из тех, кого ловить и наказывать не будут», — рассказывает геолог одной из компаний.

В Украине, как утверждает эксперт центра «Психея» Геннадий Рябцев, отсутствует контроль перемещения ииспользования газа, да и реальных объемов потребления никто не знает. Поэтому авторы и владельцы теневых схем добычи и реализации газа обладают хорошими возможностями для относительно легального бизнеса.

Газораспределительные счетчики и счетчики облэнерго, фиксирующие объемы газа, отобранного внутри Украины, показывают лишь средний уровень потребления. К примеру, более половины населения платит за газ по нормам независимо от того, сколько фактически использовано энергоресурса. Согласно нормативам, те, кто, пользуется газовой плитой (при наличии централизованного горячего водоснабжения), расходуют 9,8 кубометров газа в месяц. Но фактически они сжигают не более двух-трех кубометров. Как предполагает Геннадий Рябцев, население потребляет 6–7 млрд (а не 18, как «наивно» считает государство!) кубометров газа.

Перспективные запасы природного газа в Украине

Нажмите, чтобы увеличить

Другие эксперты называют менее шокирующие, но тоже немалые объемы усушки и утруски. «Если установить систему аудита ресурса, то окажется, что внутри Украины неучтенными остаются около 5 млрд куб. м», — говорит председатель оргкомитета альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. Впрочем, Александр Тодийчук заверяет, что это завышенные цифры и реально в сетях «испаряется» не более 1–1,5 млрд куб. м газа ежегодно. Если учесть нынешнюю среднегодовую цену на импортный газ, то объемы неучтенного энергоресурса в денежном выражении могут достигать от $300 млн до $1 млрд.

«Госкомпания дает дармовой газ, а замотивированные контролирующие органы закрывают глаза на злоупотребления на месторождениях. Довольны все: и чиновники, и менеджмент предприятий», — рассказывает один из народных депутатов.

Чужие здесь ходят

Возможно, изменить ситуацию, осваивая новые месторождения, могли бы крупные частные газодобывающие компании. Они могли бы продавать голубое топливо промышленным потребителям по ценам, сопоставимым со стоимостью импортного газа. В прошлом году частные компании реализовывали энергоресурс по $200– 250 за тыс. куб. м. К примеру, чистая прибыль крупнейшего частного добывающего предприятия — Полтавской газонефтяной компании — по итогам 2008-го достигнет $90 млн при выручке в $200 млн. В 2009-м, по прогнозам аналитика инвесткомпании Dragon Capital Дениса Саквы, доходы компании останутся на уровне 2008 года, даже несмотря на падение цен на нефть.

Рентабельность преуспевающих частных добытчиков достигает 30–40%. Она может быть и выше, если предприятию, несмотря на запрет, удается вырваться на европейский рынок.  «По официальным данным НАК «Нафтогаз України», за январь в газовых хранилищах страны находилось около 1,5–2 млрд куб. м газа, принадлежащих частным компаниям. А если энергоресурс попал в хранилище, то экспортировать его практически несложно», — признает Александр Тодийчук.


«Газ украинской добычи всегда будет в цене, потому что это гарантированный газ. Если вдруг кому-то захочется перекрыть вентиль на границе с Россией, то предприятия, закупающие ресурсы у частных структур, никак не пострадают», — объяснял Контрактам год назад директор Полтавской газонефтяной компании Тимофей Каунов.

В прошлом году частные компании добыли 1,8 млрд куб. м газа. По сравнению с 2007-м они нарастили объемы добычи на 16% в отличие от госкомпаний, потерявших в добыче 0,1%. Но Нафтогаз делится с частниками преимущественно небольшими месторождениями, а потому частные компании обеспечивают лишь 8,6% добычи голубого топлива. Разумеется, в таких условиях приход на украинский рынок добычи газа крупных международных игроков попросту невозможен.


Мелким же компаниям широкая геологоразведка не по карману — они, как правило, приходят на уже разведанные месторождения. Ведь стоимость одной поисковой скважины на глубину более 3 тыс. м может достигать $20–50 млн, и гарантии, что она не окажется пустой, никто не даст. Бурение мелкой скважины обходится как минимум в $5–7 млн, но лишь 30% скважин нефтегазоносные. Если повезет, то средства, вложенные в бурение, окупятся уже через 1–2 месяца. Но первая же пустая скважина погубит бизнес мелкого газодобытчика, съев весь стартовый капитал. Крупные иностранные компании (Shell, Marathon, Hunt Oil), которые могут позволить себе дорогостоящие инвестиции в разведку и разработку, к примеру, перспективного шельфа Черного моря, к месторождениям не подпускают местные чиновники, контролирующие этот полулегальный рынок. Несколько лет назад, после неудачных попыток договориться с властями о сотрудничестве, свой офис в Украине закрыла British Petroleum.



Донецкий Ротшильд

История конфликта между правительством Тимошенко и Vanco International

2006 год — украинское правительство во главе с Юрием Ехануровым открыло черноморский шельф для инвесторов, выставив на тендер одну из самых перспективных нефтегазоносных территорий — Прикерченский участок. Его начальные запасы оценивают в 257 млн т условного топлива. Конкурс на освоение территории в 12,96 тыс. кв км выиграла Vanco International, дочерняя структура американской Vanco Energy, обогнавшая Hunt Oil, Shell с ExxonMobil, Turkiye Petrolleri с Alphex One Limited и Укрнафту. В первый этап геологоразведочных работ компания планировала инвестировать $150 млн. Как финансового партнера проекта анонсировали компанию J.N.R Eastern Investment, представляющую семью Ротшильдов в СНГ.

2007 год — Vanco International и правительство Виктора Януковича подписали договор о совместном разделе продукции. Доля государства в распределении продукции после компенсации затрат инвестора составила 65%. Подписав соглашение с Кабмином, Vanco International переуступила свои права и обязательства по СРП компании Vanco Prickerchenska.

2008 год — правительство Юлии Тимошенко аннулировало лицензию на пользование недрами, выданную компании Vanco Prickerchenska. Предприятие обвинили в попытках продать права на использование недр Черного моря, в том числе Газпрому. Vanco Prickerchenska раскрыла структуру собственности. Оказалось, что компанией владеют в равных долях ДТЭК Рината Ахметова, Shadowlight Investments российского бизнесмена Евгения Новицкого, австрийский инвестфонд Integrum Technologies и непосредственно Vanco. Чтобы вернуть лицензию, компания обратилась в суд при Торговой палате в Стокгольме (Швеция).

2009 год — Стокгольмский коммерческий арбитраж отказал Vanco Prickerchenska в издании отдельного приказа о запрете на использование правительством Украины Прикерченского участка до рассмотрения дела по сути.

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228