Контракти.ua

26080  —  27.03.09
У старожилов ЕС нет EUR190 млрд для помощи странам-новичкам
У старожилов ЕС нет EUR190 млрд для помощи странам-новичкам

Преддефолтное состояние восточноевропейских экономик угрожает крупнейшим банковским группам стран еврозоны. Экономически страны сильно интегрированы, в то время как фискально — очень слабо. Реальные решения о мерах государственного вмешательства для преодоления кризиса принимаются на национальном уровне. В тоже время политические инструменты для проведения координированных действий по оздоровлению финансовой системы в Евросоюзе фактически отсутствуют.  

Елена СТРУК, КОНТРАКТЫ

 

Латыши экономят: в прошлом году розничный товарооборот в стране снизился почти на 20%. Только один товар местные жители сметают с полок — футболки с загадочной надписью Nasing spesal. Они появились после того, как экс-министр финансов Латвии Атис Слактерис в интервью одному из иностранных телеканалов охарактеризовал экономические проблемы страны, как «ничего особенного». Ответ прозвучал на английском языке, но с сильным акцентом. Слоган на футболке — оригинальная интерпретация ситуации в государстве, где долг населения и правительства вырос до $40 млрд (130% ВВП). В декабре прошлого года прибалтийскому государству удалось уговорить МВФ выделить ему кредит. Вынужденная плата за щедрость фонда — жесткая экономия, направленная на поддержку курса лата. Пока все безрезультатно: в конце февраля правительство Латвии признало тщетность попыток справиться с кризисом и подало в отставку. Латышский синдром с различной степенью тяжести поразил все восточноевропейские экономики.

Расплата за расширение

Политическая эйфория от расширения Евросоюза за счет новых, быстрорастущих стран привела к недооценке экономических рисков. В ЕС закрывали глаза на то, что, к примеру, рост стран Балтии питала ипотечная задолженность, а в Венгрии дефицит бюджета по отношению к ВВП в 2–3 раза превышал предусмотренные правилами 3%. Возможно, для сытых времен кредитного благополучия это и несерьезные риски, однако в условиях кризиса они оказались губительными для экономики. Резкое падение промышленного производства в сочетании со значительным бюджетным дефицитом, огромные валютные долги, большая зависимость от внешнего финансирования стали серьезным испытанием для новичков ЕС. За последние полгода польский злотый обесценился по отношению к евро почти на 30%, венгерский форинт — на 20%, румынский лей — на 17%, а чешская крона — на 12%.

Теперь новые европейцы пытаются добиться от Брюсселя финансовой помощи из структурных фондов ЕС и быстрейшего присоединения к зоне евро. На последнем саммите Евросоюза в начале марта венгерское правительство попросило о выделении региону EUR190 млрд на поддержку валютных курсов и финансовых рынков, но Старая Европа отказалась тратить такие деньги. Официальная отговорка противников создания фонда, в числе которых канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, — страны Восточной Европы пострадали от кризиса в разной степени, а потому помощь лучше оказывать адресно. В переводе на нормальный язык это означает нечто иное, мол, «самим деньги нужны». Например, в отношении своих автоконцернов Париж и Берлин обошлись без дипломатического спама: финансовую помощь в обмен на отказ от сокращения рабочих мест на автозаводах во Франции и Германии.


Пока регион может рассчитывать лишь на EUR24,5 млрд от ЕБРР, Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка. Это менее седьмой части от запрашиваемой новичками ЕС суммы. Валюты восточноевропейских стран, привязанные к евро, не выдерживают давления, поэтому некоторые государства могут отказаться от привязки и девальвировать национальные денежные единицы. В таком случае их вступление в валютный союз отодвинется на годы, а ЕС еще надолго останется разрозненным. Пессимисты вообще заговорили о расколе Евросоюза и его экономической нежизнеспособности. «Прошло лишь 20 лет с тех пор, когда в 1989 году Европа объединилась, и было бы трагедией допустить новый раскол», — заявил глава Всемирного банка Роберт Зеллик.

Новички бьют по банкам

Пытаясь оградиться от ухудшения экономической ситуации в государствах — новичках Евросоюза, Старая Европа заняла позицию защиты национальных интересов. «В период кризиса никого не интересует глобальная эффективность. Своя рубашка всегда ближе к телу, поэтому страны хотят защитить в первую очередь себя», — говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Виктория Мовчан. Ведь преддефолтное состояние некоторых восточноевропейских экономик уже принесло неприятные последствия: массовые акции протеста против мигрантов, охватившие Старую Европу, падение экспорта в восточноевропейские страны, а также попытки срочно вывести капитал из нездоровых экономик.

Вклад стран — Членов Евросоюза в ВВП ЕС

Институт международных финансов (США) подсчитал, что приток инвестиций в восточноевропейские государства ЕС и страны Балтии упал с $410 млрд в 2007 году до $67 млрд в 2008-м. По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, инвесторы из Западной Европы, скорее всего, переориентируются на другие развивающиеся рынки, массивной экспансии западноевропейского капитала в страны ЦВЕ (по крайней мере, в ближайшие два года) уже не будет.

Однако наибольшую опасность для Старой Европы представляет банковский сектор Балтии и Восточной Европы. В IV квартале 2008 года банки зафиксировали убытки из-за потерь на рынках капитала и списания долгов. К примеру, потери французского BNP Paribas за этот период достигли EUR1,4 млрд, Deutsche Bank — EUR4,8 млрд. Развитые экономики ЕС активно кредитовали быстрорастущий регион. Успехи «восточноевропейских тигров» действительно впечатляли — 5–11% роста ВВП в год. Масштабы заимствований огромны — как результат, государственная и корпоративная валютная задолженность Центральной и Восточной Европы составила $1,5 трлн, 90% этого долга приходится на банки стран еврозоны. В 2009 году, по оценкам Morgan Stanley, государствам Восточной и Центральной Европы придется вернуть кредиты на сумму в $400 млрд.

Погашение значительной части заемных средств маловероятно — как из-за высокой доли плохих активов в портфеле банков ЦВЕ, так и по причине близости дефолта ряда этих стран. Проблемные должники угрожают Австрии, Швеции, Италии и Бельгии, банки которых масштабно кредитовали развивающиеся экономики. Займы экономикам стран ЦВЕ по отношению к национальному ВВП составляет 55% для Австрии, 23% — для Бельгии, 21% — для Швеции. По оценкам ЕБРР, западноевропейским банкам придется списать как безнадежные до 20% долгов на востоке ЕС. Агентство Moody’s недавно пригрозило снижением рейтингов австрийскому Raiffeisen Zenetralbank и шведскому Swedbank. Именно Австрия и Швеция, скорее всего, продолжат лоббировать идею создания фонда помощи для восточноевропейских стран, а точнее — для своих должников.

Возможности бюджетных вливаний с целью поддержки банков в странах еврозоны ограничены. Согласно Европейскому пакту о стабильности и росте, бюджетный дефицит не может превышать 3% ВВП. Теоретически, Еврокомиссия даже имеет право вводить экономические санкции против государств, нарушивших эту норму.

Подобные правила ограничивают маневры стран ЕС по стимулированию экономики и могут быть одной из причин усугубления банковского кризиса и более глубокого падения ВВП. Ситуация осложняется тем, что у еврозоны нет классического Центробанка, как ФРС у США или Банка Англии в Великобритании. Последние в случае необходимости могут включить печатный станок, в то время как Европейский центральный банк не имеет права прибегать к эмиссии валюты для спасения бюджета отдельного правительства еврозоны.

Пока же Старая Европа (особенно Париж и Берлин) нервно воспринимает призывы оказать финансовую помощь новичкам, доля которых в ВВП ЕС достигает лишь 6,5%. Рынок тоже нервничает: курс евро к доллару США упал до недельного минимума (1,26 USD/EUR), после того как главы стран Евросоюза отказали государствам Восточной Европы в создании фонда спасения их экономик. Но уровень интеграции банковского сектора в ЕС настолько высок, что эскалация кризиса в этом секторе неизбежно усугубит политическое давление банковского капитала на правительства. «Старожилы» ЕС будут вынуждены вытаскивать из кризиса бедных восточноевропейских должников — ради стабильности своих же банков.



Разрозненные штаты Европы

Слабое место ЕС — отсутствие единых инструментов фискальной политики и банковского регулирования

Пессимисты утверждают, что рецессия приведет к краху ЕС. Но у Евросоюза как блока есть несколько неоспоримых плюсов, которые дают странам-участницам преимущество в преодолении кризиса. Во-первых, это огромный внутренний рынок, открытый для движения товаров и услуг между государствами-участниками. В 2007 году объемы торговли внутри ЕС достигли EUR2,6 трлн, увеличившись на 6% по сравнению с 2006-м.

Во-вторых, наличие общего бюджета, из средств которого финансируются проекты в энергетике и транспорте, научные исследования и инновации, программы поддержки фермеров и т. д. — неплохое подспорье для стран — членов ЕС. Ведь реализация программы регионального развития дает определенные гарантии притока капитала в эти государства. В 2008 году бюджет Евросоюза превысил EUR120 млрд. При этом на финансирование регионального развития в рамках политики преодоления различий в ЕС было направлено EUR47 млрд.

Кроме того, как недавно отметил финансист Джордж Сорос, нынешний кризис продемонстрировал преимущества единой валюты. «Те, кто в еврозоне, — в зоне стабильности», — говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политический консультаций Виктория Мовчан.

Однако интеграция в сфере экономической политики не достигла логического завершения, и это главный недостаток ЕС — так считает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Экономически страны сильно интегрированы, в то время как фискально — очень слабо. Реальные решения о мерах государственного вмешательства для преодоления кризиса принимаются на национальном уровне. То же можно сказать и о системе регулирования банков. Эту функцию выполняют национальные центральные банки, в то время как монетарной политикой в еврозоне управляет ЕЦБ. Здесь и кроется специфика уязвимости банковского сектора стран ЕС во время нынешнего масштабного кризиса. Политические инструменты для проведения координированных действий по оздоровлению финансовой системы в Евросоюзе фактически отсутствуют.

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228