Народный банк Китая прогнозирует на следующий год замедление темпов роста экономики страны. Это замедление началось не сегодня, но приобрело стабильный характер, и определяющий сегодня состояние китайской экономики.
В самом Народном банке КНР – как это и положено в социалистической стране – говорят о “периоде трансформаций”. На Западе некоторые инвесторы уже употребляют термин экономического “мыльного пузыря”. Но даже если истина где-то посредине, следует признать, что КНР вступила в совершенно новый период развития. До последнего времени было принято говорить о “китайском экономическом чуде”, а вовсе не о пузыре. Не только туристы, но и бизнесмены, посещавшие Китай, возвращались оттуда ошеломленные увиденным. Даже скептически настроенный по отношению к миру социализма Ли Куан Ю, суровый отец сингапурского экономического успеха, не мог отказать китайцам в рассудительности и чудесах изобретательности, проявленных при расставании с социализмом маоистского толка. Но отказавшись от экономического наследия Мао Цзэдуна, Китай остался политической системой, созданной “великим кормчим” – с коммунистической партией, номенклатурой, закрытой кастовой системой управления, коррупцией, борьбой в верхах и отсутствием подлинной конкуренции и свежего взгляда на общественные процессы. Китай остался страной, в которой подавляющее большинство населения живет фактически даже не за чертой бедности, а за чертой современного мира – да, дешевизна его рабочей силы во многом помогла экономическому росту, но социальные проблемы от этого не исчезли. Не исчез – а только усилился в условиях относительного послабления – национальный вопрос, вопрос Тибета, Внутренней Монголии, восточного Туркестана – Синьцзян-Уйгурского автономного района. Да, и Китай стал страной Дэн Сяопина – вернее не страной, а конгломератом стран, живущих в разных столетиях – какой-нибудь Шанхай живет почти что в XXII, Пекин - в ХХI, а огромная часть страны – в Средневековье. Можно, конечно, от всего этого отмахнуться, но я хотел бы напомнить, что речь идет не о миллиарде роботов, а о миллиарде живых людей. Восстания и революции случались и в Средневековье. Даже в Китае.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Сейчас великая страна находится на развилке. Она может стать по-настоящему современным мобильным государством, настоящим “азиатским тигром” – а может погрязнуть в бедах, исчезнуть не только с экономической, но и с политической карты мира. От умения Китая ответить на вызовы, ставшие сейчас актуальными, как никогда ранее, зависит его будущее – и будущее окружающего мира.
Да, и Китаю еще очень долго не нужно будет много нефти.