Наша власть на полгода, до 25 апреля 2015 года, оставила без какого-либо (!) правового регулирования вопросы предотвращения коррупции. Правовые последствия этого шага будут ощутимы еще несколько лет
К такому выводу пришел доктор юридических наук, профессор Николай Хавронюк.
Как ни странно, но это предусмотрено в самом тексте профильного закона "О предотвращении коррупции" от 14 октября .
Суть вопроса — в его заключительных положениях указано: этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через шесть месяцев со дня вступления им в действие; признать утратившими силу Закон "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", Закон "О правилах этического поведения".
Таким образом, один закон утратил силу, а второй ее приобрел, но не действует.
"Можно себе представить, как должен измениться уровень коррупции в Украине, если законодатель говорит им: "Вам можно все!" А мы, наивные, ждем реформ и улучшения..." - пишет Хавронюк.
"Прикрывшись перед парламентскими выборами громкими и яркими лозунгами о всеобъемлющей, беспощадной, бескомпромиссной борьбе с коррупцией, власть молча и надолго оставила без какого-либо правового регулирования важные вопросы декларирования имущества, доходов и расходов (то есть воруйте, никто не спросит, где взял), специальных проверок кандидатов на государственные должности (добро пожаловать на государственную службу с судимостями и без дипломов о высшем образовании), работы близких родственников на государственной службе (дорогу непотизму и кумовству), проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов (представители олигархата, продолжайте лоббировать свои экономические интересы) и прочее. Праздник для коррупционеров!" - поясняет юрист.
Фактически, все сказанное означает коллапс системы предотвращения коррупции. Как же это произошло?!
В варианте Кабмина (подан 30 сентября и повторно подан как доработанный 6 октября) не было каких-либо упоминаний о дате введения в действие.
Изменения произошли в дальнейшем и молниеносно, в течение нескольких дней.
Парламентские юристы своевременно выявили акт вредительства и попробовали повлиять, надеясь, что, возможно, это ошибка.
Так, уже 14 октября главное юридическое управление Верховной Рады указало на это в своем выводе. Отметив, что частичный учет поправки №220 привел к неопределенному порядку вступления в силу и введения в действие закона. Юристы предложили редакцию, которая могла бы исправить это.
Но к их совету тот, кто отвечал за подготовку законопроекта к принятию в целом, не прислушался. Хотя по своей должности обязан был сделать это. Потому что им был ни кто иной как... председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. По странному стечению обстоятельств, он же значится в сравнительной таблице как автор поправки №220.
Как известно, главой вышеуказанного Комитета является Виктор Чумак, народный депутат фракции "УДАР".
"Ошибся или недосмотрел за помощниками? Возможно, что и так. Поэтому первое, что должна сделать Верховная Рада Украины, — это создать, согласно ст. 89 Конституции Украины, временную следственную комиссию для проведения расследования по вопросам о том: что именно стало причиной внезапной и почти полной остановки антикоррупционных механизмов государства, которая выглядит как спецоперация врагов украинской государственности и/или любителей государственной собственности или же коррупционная торговля компромиссами; кто и как манипулирует народной волей при принятии отдельных законов; почему проблемы государственной важности каждый раз решаются с нарушением конституционных процедур и с игнорированием советов экспертов, которые предостерегают от них; что надо сделать, чтобы таких позорных фактов больше не было" - считает автор. Эти вопросы, учитывая чрезвычайные правовые последствия, явно представляют общественный интерес.
Одновременно парламент должен сделать вступившим в силу и действующим хотя бы один специальный антикоррупционный закон. Это технически несложно: надо добавить только несколько слов к пункту 2 заключительных положений — "со дня введения в действие этого Закона".