Ни для кого не секрет, что вопрос коррупции остается одной из главных проблем для Украины. Именно отсутствие шагов по борьбе с этим явлением и привело к неэффективной работе государственных институтов, а также стало главной причиной массовых протестов в конце 2013 - начале 2014 годов.
Как известно, в прошлом году, Украина в который раз провалила экзамен по «борьбе с коррупцией» и заняла 144 место по индексу, рассчитанному Transparency International, тем самым оставшись на уровне таких стран, как Иран, Камерун или Папуа Новая Гвинея.
Амбициозная антикоррупционная программа на 2011-2015 годы стоимостью в несколько сотен миллионов не раз оказывалась на грани срыва. И непроизвольно напрашивался вывод: любые шаги, направленые на борьбу с коррупцией, скорее имитация, чем реальные намерения власти что-либо улучшить.
Не странно, что парламентарии вспомнили о коррупции именно в октябре, как раз накануне выборов в Верховную Раду Украины. Как известно, в этом месяце депутатам, наконец, удалось утвердить основы государственной антикоррупционной политики на 2014 - 2017 годы.
Следует выделить несколько особенно важных пунктов новой политики, а именно:
а) внедрение эффективных антикоррупционных программ в центральных органах исполнительной власти, а также в государственных, казенных, коммунальных предприятиях и хозяйственных обществах, в которых государственная или коммунальная доля акций превышает 50 %.
б) устранение рисков коррупции и внедрение прозрачной системы проведения государственных закупок;
в) преодоление коррупции в судопроизводстве.
Принятие антикоррупционных законов однозначно хорошая идея, однако механизмы, благодаря которым удастся заставить эти благие намерения работать пока неясны.
Раскрыть всех
Как известно, в трёхмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона Кабмин должен разработать механизм выполнения задач по реализации основ антикоррупционной политики. Поэтому насколько серьезно правительство настроено на борьбу с коррупцией можно будет сказать не ранее, чем через квартал.
Важной частью вышеуказанной стратегии является проект принятого ВР документа под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по определению конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей».
Согласно букве закона, предприятия, кроме государственных и коммунальных, обязаны устанавливать своего конечного бенефициара, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору, в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Конечный бенефициар юрлица - физлицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц.
При этом физическим лицом - конечным выгодоприобретателем юридического лица не может быть лицо, являющееся агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или являющееся только посредником относительно такого права.
Что касается раскрытия информации - теперь должен появиться доступ к перечню учредителей юрлица, в том числе фамилии, имена, гражданство, серия и номер паспорта. Если же учредитель - физлицо, доступны должны быть среди прочего также страна резидентства, местонахождение и идентификационный код.
Кто в домике сидит
Закон также должен обеспечить доступ к Госреестру прав на недвижимое имущество. Согласно документу, все желающие могут получить информацию по объектам недвижимого имущества с помощью официального сайта центрального органа исполнительной власти.
Прямой доступ к Госреестру получат должностные лица госорганов и нотариусы через цифровую подпись. Информация будет предоставляться по объекту недвижимости и по субъекту права.
На сегодняшний день в упомянутом Государственном реестре информация о правах недвижимого имущества присутствует далеко не на все объекты. Какой механизм заполнения пробелов будет использован, пока остается неясным. Как реестр будет проверять достоверность полученной информации, и каким образом она будет обновляться также не очевидно.
Раскрыть или заплатить штраф?
В общем, новые законы - новые вопросы. К примеру, в документе, одобренном депутатами, не прописан конкретный механизм выявления бенефициара. На основании какого документа будут его идентифицировать? Трастовой декларации от акционера нерезидентной компании? Концепт «доверительной собственности» для Украины пока непривычен и малопонятен, поэтому определить "конечного выгодоприобретателя" может быть не так просто.
Тем временем наказание за непредставление информации о конечном бенефициаре уже назначено. Неподача информации будет наказываться штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от 160 до 240 часов.
Однозначно, для внедрения подобных сложных изменений необходимо время, четко прописанные механизмы, а не предвыборная спешка. Также важно использовать международный опыт, чтобы не повторять чужих ошибок.
Опыт европейской борьбы
Что касается борьбы с коррупцией, то ее масштабы и механизмы в Европе зависят от государства. Например, в Германии не существует настолько радикальных законов, что объясняется высоким уровнем ответственности и сознательности госчиновников, которые помнят, что малейшая ошибка может поставить под вопрос их многолетнюю карьеру.
А вот Италия, страна в которой ранее преобладал высокий уровень коррупции и организованной преступности, в свое время прошла через очищение. Операция «Чистые руки» стала беспрецедентной по своим масштабам. Результатами операции стали демонтаж так называемой «Первой республики», кардинальные изменения в законодательстве и реформа в правоохранительной системе. Всего было осуждено более 50 000 человек. Во многом кампания стала успешной благодаря немногочисленным честным судьям, которые были готовы бороться с системой.
Что касается раскрытия бенефициаров, в других странах, с этим вопросом тоже не все так просто. К примеру, в апреле 2014 года Великобритания выразила намерения стать первой из стран ЕС, сделавшей реестры бенефициаров доступными третьим лицам. Далее она решила обязать свои подконтрольные территории поступить таким же образом. Впрочем, на данный момент все так и находится на этапе обсуждений и законопроектов. Решение в какой-то степени зависит от того, кто победит на парламентских выборах Великобритании в 2015.
Очевидно, что одно лишь принятие законопроектов не гарантирует их выполнения. А контроль общественности хоть и является необходимым элементом, но не достаточным. Без глубокой реформы правоохранительной и судебной систем контроль и выполнение нововведений будет невозможно. А это не один год работы.
Автор: Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Serviсe