Нынешняя ситуация поразительно напоминает азиатский кризис 1997-1998 годов, когда в Азии в результате быстрой девальвации разорилось множество компаний.
Вот уже несколько недель, как российскому рублю приходится испытывать один болезненный удар за другим: он дешевеет и обновляет исторические минимумы по отношению к доллару шестой день подряд, пишут экономические обозреватели немецкой газеты Die Welt Даниэль Экерт и Хольгер Цшепиц.
Так, во вторник за один доллар просили 38,81 рубля, что означает, что только с начала года российская валюта потеряла по отношению к американской 15,4%. Это падение не выглядит столь драматично относительно евро — европейская валюта сама потеряла в цене — но и здесь потери значительны: впервые в истории евро подорожал до 50 рублей. Из развивающихся экономик больше потеряла только Аргентина, отмечают журналисты: из-за ее недавнего банкротства аргентинский песо упал на 22%.
Большинство западных валютных экспертов считают, что рубль продолжит падение. «В скором времени курс доллара вырастет до 40 рублей. Над российской валютой сгущаются мрачные тучи», — уверен аналитик инвестбанка Morgan Stanley Маной Прэдхен. Нынешняя тенденция, как полагают эксперты, будет продолжаться как минимум несколько лет: «К 2017 году курс доллара установится на уровне 50 рублей». К тому же финансовая активность иностранных компаний в России, по словам экономиста Credit Suisse Алексея Погорелова, «впала в немилость: инвесторы, опасаясь новой холодной войны, больше не хотят вкладывать средства в Россию и вывозят из нее капитал. Аналогичным образом поступает и значительное число состоятельных россиян».
О серьезности ситуации можно судить по официальным заявлениям российских властей, отмечают авторы статьи. Во вторник российский Минфин признал, что отток капитала из России в третьем квартале усилился. По данным лондонской консалтинговой компании экономических исследований Capital Economics, если с апреля по июнь за границу утекло $25,8 млрд, то с июля по сентябрь эта цифра составила уже $30 млрд. Суммарный отток капитала из России за 2014 год может, как предполагают в МВФ, составить $150 млрд, что «затмит показатели кризисного 2008 года».
Для россиян девальвация рубля «будет означать существенное снижение уровня жизни», продолжают Экерт и Цшепиц. «Импортные товары, в том числе продукты питания, подорожают. Другие товары и услуги также подорожают из-за слабого рубля: в августе, например, официально заявленная инфляция достигла 7,8%».
Для многих российских компаний и банков, бравших кредиты в западных банках, слабый рубль вообще может стать вопросом жизни и смерти, говорится в статье: в отличие от российского государства, имеющего небольшой внешний долг, российский частный сектор обременен намного серьезнее. Суммарная задолженность всех российских промышленных предприятий и финансовых институтов перед Западом эквивалентна $1,3 трлн, половина — в твердой валюте. «Бомба тикает: только в этом году им предстоит выплатить $157 млрд по иностранным обязательствам, — подчеркивают журналисты. — И с каждым пунктом, который рубль теряет по отношению к доллару, евро или иене, финансовое бремя российских компаний увеличивается — им понадобится больше рублей для погашения валютных долгов». В особенности это чувствительно для российских банков, которые, в отличие от нефтегазовых компаний, получают прибыль в рублях.
Нынешняя ситуация, заключает Die Welt, поразительно напоминает азиатский кризис 1997-1998 годов, когда в Азии в результате быстрой девальвации разорилось множество компаний.