5 сентября 2014 года с 18.00 обе конфликтующие стороны на востоке Украины остановили боевые действия. Сообщение об этом распространили мировые и российские СМИ. Представители Украины, ОБСЕ, России и «самопровозглашенных народных республик» в Минске приняли решение о прекращении войны на востоке Украины.
Если рассматривать этот конфликт локально – то его можно отнести к внутригосударственному противоречию: когда противостояние происходит на территории Украины – значит, по законам логики, решать его должно украинское руководство. Однако замечается совсем иная картина.
В 2010 – 2013 гг. мы наблюдали информационную активность России, которая фактически создала так называемый информационно-психологический плацдарм для оккупации Крыма и войны на Донбассе. Это были скрытые каналы влияния на украинскую аудиторию и способы формирования необходимого общественного мнения. Кроме нескольких десятков российских пропагандистских СМИ, на территории Украины функционировала развитая сеть пророссийских общественных организаций. По состоянию на декабрь 2013 года их официальное количество достигало сотни, и это не учитывая казацких дружин, частных охранных структур, а также десятков организаций, которые как грибы после дождя стали появляться в регионах Украины, где ведутся боевые действия.
Для Крыма февраль 2014 г. охарактеризовался возросшим российским информационным потоком и появлением на улицах городов «вежливых «зеленых человечков». Чтя пропагандистские каноны, Путин потом лихо выкручивался и говорил об их тактичности и порядочности. Позже стало известно, что это были подразделения псковских десантников и далеко не миротворческие.
Как известно, за пропагандистские старания при аннексии Крыма Путин наградил 300 лучших журналистов, которые создавали информационную почву в угоду Кремлю. Секретным указом Путина № 269, которого нет на сайте президента (за 268-м следует сразу 270-й), были награждены гендиректор «НТВ» В.Кулистиков, главный редактор «Russia Today» М.Симоньян, телеведущие В.Соловьёв и А.Мамонтов, главный редактор «Комсомольской правды» В.Сунгоркин, гендиректор холдинга «LifeNews» А.Габрелянов и другие.
Далее, 1 марта 2014 г. Янукович обратился к Путину за военной помощью – сегодня абсолютно понятно, что это было частью информационной операции Кремля. В этот же день (в субботу) Путин наигранно обратился в Совет Федерации. И потом происходило все, как по нотам – через два часа внеочередное заседание верхней палаты парламента России удовлетворило решение Путина. Такая оперативность удивила тех, кто посвящен в административные тяжбы «проталкивания» государственных решений. А в данном случае, не возникает сомнений, – все было «проработано» заранее.
В дальнейшем, это позволяло Путину доминировать в ситуации, хотя открыто о применении силы на чужой территории он старался не говорить. В свою очередь, множество высказываний исходило от кремлевского шута В.Жириновского, коммунистического адепта Г.Зюганова, «справедливого» рашиста С.Миронова и других.
Более резкие заявления звучали от российских дипломатов. Так, в конце апреля представитель Российской Федерации в ООН В.Чуркин заявил, что Россия введет войска в Украину, если ситуация на юго-востоке ухудшится и называл этот возможный сценарий «миротворческой миссией».
А глава МИД РФ С.Лавров в это же время сказал, что Россия готова вмешаться в ситуацию в восточных областях Украины. Особенно он сделал акцент на том, что она умеет делать это «по просьбам трудящихся» и все давно знают не только по крымскому сценарию.
С начала апреля 2014 г. сразу в некоторых городах восточной Украины произошли пророссийские митинги, которые переросли в вооруженные противостояния. Возникли так называемые «народные республики», напрямую поддерживаемые Кремлем. Далее – началась скрытая военная агрессия России на Донбасс, потом наполовину прикрытая, а сейчас открытая российско-украинская война.
Все это время украинская сторона предпринимает попытки приостановить конфликт, начиная с первого выстрела. Но Путин почему-то всегда находит путь обхода, что кажется очень странным. При этом, пресса России и кремлевская дипломатия уверяют, что конфликт на востоке Украины – это вопрос внутренней политики Украины, а Россия здесь как бы ни при делах. Кремль помогает террористам, но всячески отгораживается от ответственности за прямое вмешательство и развязывание агрессии на Донбассе.
Когда запущен маятник российской пропаганды, то Путин может «не замечать» российских диверсионных групп и танковых батальонов ВС РФ на территории Донбасса, обстрелов украинских сел и позиций ВС Украины с российской территории.
Несмотря на это, украинская сторона инициировала подписание соглашения на заседании трехсторонней контактной группы 5 сентября 2014 г. в Минске. Правда и здесь без «путинского пятачка» не обошлось – в документе все-таки были упомянуты инициативы В.Путина о перемирии сторон на территории Украины.
Итак, сделаем небольшой анализ Соглашения (Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного Плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина):
1. Упоминание инициатив Путина в Соглашении следует воспринимать как возложение на российское руководство доли ответственности за перемирие на территории Украины. Подпись в Соглашении российского посла в Украине М.Зурабова только подтверждает, что Россия не может игнорировать боевые действия на востоке Украины. Кроме этого, работа Зурабова в контактной группе означает, что подразделения российской армии, находящиеся на территории Украины, должны соблюдать перемирие наравне с российскими террористами. Представители «народных республик» А.Захарченко («ДНР») и И.Плотницкий («ЛНР») своими подписями это также заверили.
2. Участие в консультациях представителей «ЛНР-ДНР» косвенно дает основания полагать, что украинское руководство соглашается с их существованием. Не более того. При этом, именно на них возлагается главная доля ответственности за выполнение пунктов этого Соглашения по прекращению огня, освобождению заложников и пленных, принятию мер по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе, а также вывода с территории Украины незаконных вооруженных формирований.
3. Участие в переговорах представителя ОБСЕ играет для украинской стороны только положительную роль. Во-первых, при создании мониторинговой миссии ОБСЕ информация о нарушениях Соглашения будет доводиться до Европы незамедлительно и страны Европы, имеющее «двойное мнение» в отношении участия России в конфликте, смогут в этом сразу убедиться. Во-вторых, постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе создаст условия для делимитации этой границы, чего не было сделано украинским руководством за 23 года независимости нашей страны. В-третьих, в перспективе миссия ОБСЕ по мониторингу ситуации на Донбассе сможет сформировать реальную картину для ЕС в отношении стремления Украины к миру и ее дальнейшей европейской интеграции.
4. Согласие украинской стороной принять закон Украины «Об особом статусе» в оккупированных регионах в своем подтексте гарантирует проведение грядущих парламентских выборов (26.10.2014 г.), что со стороны руководства непризнанных республик влечет за собой взятие неких обязательств по обеспечению необходимых для этого условий.
5. Продолжение инклюзивного общенационального диалога, очевидно, будет означать диалог при участии всех сторон конфликта, проведение выборов в местные органы власти в Донецкой и Луганских областях, а также децентрализацию власти непризнанных «народных республик». В этой связи, представители террористических организаций «ЛНР» и «ДНР» прокомментировали, что при подписании Соглашения вопрос о дальнейшем нахождении «народных республик» в составе Украины не обсуждался. Их намерения – держать курс на отсоединение.
Итак, 5 сентября 2014 г. украинская сторона прекратила ведение огня в соответствии с Соглашением. Террористы также прекратили огонь. Однако их действия сопровождались информационными провокациями:
– объявление о гибели некоторых комбатов сил АТО;
– проведение рейдов механизированных отрядов боевиков по территориям АТО под украинскими флагами;
– распространение слуха о том, что одним из условий перемирия есть смещение линии фронта до границ областей и другое.
Российские новостные каналы незначительно уменьшили пропагандистскую антиукраинскую риторику. Основной месседж Кремля этих дней – «перемирие соблюдают обе стороны». Так ли это? По сообщениям из штаба АТО – нет. Обстрелы не прекратились, но их стало меньше.
Возник вопрос: для чего России формировать положительное мнение о том чего на самом деле нет?
Это очередной информационный маневр Кремля и ответов здесь несколько:
– во-первых, Россия находится под воздействием международных санкций, которые уже нанесли вред ее экономике. Информационный маневр с вымышленным позитивом дает повод вести диалог с США и Европой о снятии санкций;
– во-вторых, разрешается «горячий» вопрос с французскими вертолетоносцами для России «Мистраль». Миллиардный контракт для России позволит извлечь двойную выгоду – получить новейшее вооружение для флота и сохранить репутацию ее европейского соратника – Франции;
– в-третьих, Россия заглядывает в перспективу, на год вперед. Именно в 2015 году Россия подаст заявку в ООН по расширению границ своего арктического шельфа. Хотя вопросы Арктики и Донбасса на первый взгляд кажутся разнородными, однако решение будет принимать ООН (Комиссия ООН по границам континентального шельфа). А со страной-агрессором Комиссией ООН разговаривать не будет. (Для информации: на арктический шельф претендуют Канада, Дания, Норвегия, Россия и США.)
Таким образом, Соглашение о перемирии в Луганской и Донецкой областях Россия будет использовать в интересах реализации своих политических целей.
Нынешняя ситуация нацелена на создание предпосылок для проведения выборов 26.10.2014 г. в Верховную Раду, в чем заинтересована как Украина (обновление законодательного органа), так и Россия (создание нового пророссийского лобби в Раде).
В прогнозах положительного развития событий следует учитывать такие факторы:
– 21 сентября в городах России намечено проведение «Общероссийского марша мира», что в случае продолжения конфликта в Украине создаст негативное развитие событий в российском обществе;
– попытка России разрешить внешнеполитические противоречия – международные санкции и вопрос с вертолетоносцами «Мистраль». Прекращение огня будет положительно воспринято мировой общественностью и создаст условия для разрешения международных противоречий.
С другой стороны, следует акцентировать внимание на том, что обеспечение газом, электроэнергией и водой аннексированного Россией Крыма остается под управлением Украины. Уже сегодня стремления России в этом вопросе направлены на уход от украинской зависимости. Здесь ключевым регионом является южное Приднепровье:
– более 80 % электроэнергии Крым получает с Запорожской АЭС и Каховской ГЭС;
– 85 % питьевой воды поступает 400-километровым Северо-Крымским каналом;
– 35 % газа на полуостров попадают двумя магистральными газопроводами из Херсона и Николаевской области;
– из материка поступает скоростной интернет и все железнодорожное сообщение.
Поэтому, в отношении обеспечения Крыма южное Приднепровье представляет собой стратегический регион для РФ. А учитывая тактику ведения гибридной войны России, это направление можно рассматривать, как приоритетное для возможного развития дальнейших намерений России.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, группа "Информационное Сопротивление"