Контракти.ua

5237  —  02.09.14
Россия в любой момент может остановить украинские атомные станции
Россия в любой момент может остановить украинские атомные станции

Украина должна максимально снизить свою экономическую зависимость от России, поскольку Кремль в любой момент может воспользоваться таким инструментом, как секторальные санкции. И поставки российского ядерного топлива – одно из самых уязвимых мест для Украины, счтает Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.

По сообщениям Государственной фискальной службы, Украина за январь-июль 2014 года импортировала из Российской Федерации ядерного топлива на общую сумму $389 млн, что на 73,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В физическом выражении Украина увеличила импорт на 61,3% − до 231 тонны с 143,2 тонны годом ранее.

«С одной стороны, российская государственная топливная компания ТВЭЛ «Росатома» выполняет свои обязательства, несмотря на де-факто военную агрессию России против Украины. Но, с другой стороны, нет никаких гарантий того, что Россия не воспользуется зависимостью украинских АЭС от российского ядерного топлива в целях экономического давления. И эти, а также другие, к сожалению, уже не потенциальные угрозы требуют не просто осознания, а вполне конкретных действий», - пишет в своей колонке на Forbes.ua Игорь Бураковский.

Государственная российская компания «Росатом» продолжает оставаться монопольным поставщиком урана для Украины. Хотя, казалось бы, самым естественным шагом украинского правительства было бы, как можно диверсифицировать поставки.

Но несмотря на сложнейшую историю взаимоотношений с другим монополистом «Газпромом», пока дальше разговоров о диверсификации дело не идет. Причем, разговоры начались еще в 2000 году - тогда Украина начала сотрудничество с американской компанией Westinghouse по поводу поставок ядерного топлива в Украину. До сих пор дело практически не сдвинулось с места. В 2013 году «Росатом» поставил в Украину практически 100% ядерного топлива, тогда как Westinghouse с 2015 года будет поставлять топливо только на два реактора. Таких реакторов 15.

«Украина должна максимально воспользоваться возможностями сотрудничества с компанией Westinghouse, для того чтобы реально ограничить монополию «Росатома» и диверсифицировать источники поставок ядерного топлива», - настаивает эксперт.

Для сравнения: ЕС на 95% удовлетворяет свои потребности в уране за счет импорта. Среди поставщиков в ЕС уже давно важнейшее место занимают Канада и Австралия.

В будущем, по мнению Игоря Бураковского, Украина должна создать собственные мощности по производству ядерного топлива, используя при этом новейшие технологии в этой сфере. «В перспективе Украина сама могла бы стать поставщиком ядерного топлива на экспорт, в том числе и в ЕС», - таков прогноз эксперта.

Статьи по теме
Кремль готує податок на великий бізнес через падіння доходів від нафти
Кремль готує податок на великий бізнес через падіння доходів від нафти

Росія розглядає можливість запровадження одноразового добровільного податку для великого бізнесу, оскільки щомісячні доходи країни від нафти та газу впали до найнижчого рівня з 2020 року.
10.02.23 — 1614

Про нашу економіку війни: працюйте, обертайте гроші! Це – ваша боротьба
Про нашу економіку війни: працюйте, обертайте гроші! Це – ваша боротьба

Роман Павлюк: Війна це дорого. Дуже і дуже. Війна в Іраку 2003-го року обійшлася американцям в 1.1 трлн доларів. Один день війни за різними оцінками обходиться росії приблизно в 20 млрд доларів. Я думаю, що не менш значуща цифра властива сьогодні й для України, і ми теж витрачаємо не менше 3-4 млрд в день. Ми всі зловтішаємося, дивлячись, як російський рубль перетворюється в "двохсотого" у прямому значенні цього слова, разом із самою економікою РФ. Але будьте певні – те саме зараз відбувається з нашою...
08.03.22 — 1886

Всемирный банк против просто воссоздания экономики Донбасса
Всемирный банк против просто воссоздания экономики Донбасса

Учитывая, что еще до кризиса экономика Донбасса шла на спад, Всемирный банк не считает, что простое ее воспроизводство будет правильным решением. В 2014-м году, когда начался кризис, Донбасс уже был слишком зависим от государственного финансирования и поддержки, его экономическая жизнеспособность уже была под вопросом. Поэтому, когда мы смотрим на Донбасс сейчас, то понимаем, что будущее этого региона должно быть другим, не таким, как до кризиса.
09.11.19 — 1072