В последние годы заполненность гостиничных номеров снижается с завидным постоянством. Бытует мнение, что из-за нестабильной экономической ситуации снизился поток туристов. Но только ли в этом дело?
Да действительно, экономическая и политическая ситуация в стране не способствует массовым путешествиям. Увы, граждане заняты совершенно другими проблемами. Да и зарубежные туристы предпочитают наблюдать за происходящими событиями издалека, полагаясь на объективность и достоверность средств массовой информации. Снижение потоков туристов особенно остро ощутили крупные гостиницы высшей ценовой категории. Однако гостиницам поменьше и «попроще» тоже приходится «несладко». Но только ли кризис виноват в падении прибыли?
Это опасное слово – конкуренция
Конкуренция в сфере предоставления услуг краткосрочного проживания растет с каждым годом. Строятся новые гостиницы, открываются филиалы крупных международных сетей, не дремлет и малый бизнес, который становится все более «цивилизованным», предлагая услуги все более высокого качества. Наряду с растущим уровнем комфорта номеров, мини-отели предлагают бесплатные Wi-Fi, парковку, завтраки. Стремясь завоевать клиентов, владельцы мини-гостиниц стараются сделать номера привлекательными, нередко стилизуя их весьма самобытным образом, в отличие от стандартизированных номеров традиционных гостиниц. Многим клиентам очень нравятся подобные «штучки».
Изрядную долю рынка отнимает и сервис посуточной аренды квартир. За несколько последних лет из стихийного процесса он вырос в хорошо организованную «индустрию». Сегодня нет необходимости искать «бабушку у вокзала». Получить полную информацию о предлагаемой в аренду квартире, включая цену, можно в интернете. Наиболее удобными для поиска являются сайты-агрегаторы, которые собирают и структурируют на своих страницах информацию из разных источников. С их помощью можно узнать цены на квартиры посуточно практически в любом крупном городе. Комфортабельность квартир и перечень дополнительных услуг растут постоянно. Арендодатели очень быстро реагируют на пожелания клиентов.
Только ли конкуренты виноваты?
Гостиница представляет собой крупный и четко организованный механизм, обладающий однако значительной инерционностью. Нарушается обратная связь, с клиентами общаются в основном менеджеры среднего звена, не всегда способные обратить внимание на недовольного клиента. А недовольный клиент, скорее всего, не станет постоянным.
Что же делать представителям крупных гостиниц, заинтересованным в привлечении клиентов? Прежде всего, оптимизировать внутренние бизнес-процессы. Наладить четкую обратную связь с постояльцами. Принимать к сведению мельчайшие замечания и пожелания, реагируя на них максимально быстро. Возможно, следует расширить перечень бесплатных мелочей, предоставляемых в виде приятных бонусов. Нельзя пренебрегать и эффективной рекламой. До потенциального клиента следует непременно донести информацию о своих сильных сторонах. Сами же гостиницы должны четко соответствовать заявленному уровню, окружая своих гостей атмосферой максимального уюта.