Анализ российских информационных операций в последнее время приводит к выводу, что в своей деятельности российские пропагандисты используют давно обкатанные, традиционные приемы и способы. При этом основная часть информационно-пропагандистского материала просто повторяет учебники по пропаганде Й.Геббельса.
Вот самые популярные из них:
Навешивание ярлыков – придание определенной группе или действиям эмоциональных окрасок, создающих негативные образы. Например, слово с оскорбительным оттенком «правосек» (член ПО «Правый Сектор», название придумано путинским пропагандистом Д.Киселевым), «украинские неонацисты» (так называют бойцов Национальной гвардии, умалчивая при этом, что Нацгвардия – это регулярные части МВД Украины) и т.д. Ярлык провоцирует выводы, не основанные на объективном анализе фактов. Навешивание ярлыков может стать основанием для создания пропагандистских клише.
Пропагандистское клише речевое клише, которое объединяет смысловые образы в единый символ – «борьба за свободу русскоязычного населения», «волеизъявление народа Донбасса» и т.д. В некоторых соцсетях бойцов АТО называли «убийцами малазийских граждан», «распространители фашисткой чумы на восток», «пособники украинской хунты» и т.д.
Манипуляция общественным мнением – наиболее распространённый способ пропаганды для управления большим количеством людей путем создания необходимых иллюзий или условий. Как правило, манипуляция осуществляется скрытно и ставит своей задачей лишить объект свободы выбора иных мнений в данной ситуации.
Самые яркие примеры с трагедией малазийского Боинга 777:
«Украина не представила ни одного доказательства о своей невиновности – это вызывает подозрения»;
«Россия не могла сбить самолет над территорией Украины»;
«Отработка приемов сопровождения целей частями ПВО Украины проходили как раз во время пролета над их территорией Боинга – это прямое доказательство причастности Украины»;
«Жители близлежащих сел заметили, как Боинг сопровождался двумя украинскими самолетами СУ-25, после чего услышали два взрыва и увидели падающие обломки»;
«Украинская установка ПВО «Бук» поразила малазийский Боинг с позиции вблизи Днепропетровска, а потом убыла в место своей дислокации»;
«Украинской разведке стало известно, что В.Путин в это время следовал самолетом в Москву, поэтому украинцы сбили Боинг, приняв его за самолет Путина» и т.д.
Манипуляцию можно определить не сразу. Как правило, такая информация подается под видом сенсации, от «надежного авторитетного источника», ей характерна эмоциональность. Сообщение такого рода не призывает верить ему безоговорочно, но и не оставляет альтернативного мнения. Как правило, манипуляция подается серией сообщений по разным каналам информирования (интернет, телевидение, радио, печатная пресса). Конечная цель таких усилий – контроль над мнением аудитории.
Модные слова – речевые конструкции, часто используемые для оказания впечатления полной осведомленности автора и придания образа важности и уникальности.
Для понимания приведем пример трактовки одного слова в разных словарях:
- дискурс – речь, фраза, жест;
- ди́скурс или диску́рс – социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется в те или иные периоды времени.
Тяжело повторить, не правда ли?
В ситуации с Боингом, российские военные эксперты в попытках доказать свою точку зрения часто употребляли научные термины «не для среднего потребителя информации»: «активное радиолокационное самонаведение», «система инерциальной навигации», «автономный радиолокатор», «терминальная фаза перехвата», «необходимость отслеживать движение цели», «зона перехвата», «коррекция радиокомандами» и многое другое.
«Модные» слова не позволяют определить ясно и однозначно содержание, а обозначаемые ими явления плохо изучены. Они имеют хождение лишь в профессиональных кругах.
Демагогия – полемический прием, позволяющий ввести аудиторию в заблуждение и склонить ее на нужную сторону.
Наиболее характерным примером демагогии касаемо Боинга стала оценка ситуации военнопленной украинской летчицей Н.Савченко.
Российские СМИ представили мнение Савченко, как опытного эксперта в вопросах применения ВВС и ПВО. Прямая цитата: «Ополченцы» не могли сбить Боинг-777. Нет, не могли. Будем говорить, был сбит Буком, это мои догадки. Это система работает с наведения. Ты на высоте 10 тысяч метров увидишь от самолета только воздушный поток. Должна работать специальная система наведения, которой управляет обученный человек. Либо человек служил в специальных войсках и перешел на сторону «ополчения». При этом он должен не потерять сноровки. Он должен был бы пристреливаться, тренироваться, иначе попасть просто невозможно. Я сомневаюсь, что у них есть специалисты, чтобы поставить Бук». Либо, заявляет летчица, они стреляли и промахнулись.
Здесь демагогическими уловками служат сокрытие истинного положения вещей, набор недомолвок и уход от рациональной аргументации. По сути – это искажение истины. Демагогия недолговечна и разоблачается, как только появляется истина.
Большая ложь – пропагандистский прием, описанный А.Гитлером в его книге «Моя борьба». Принцип большой лжи – чем чудовищнее солжёшь, тем быстрее поверят. Люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. В российской пропаганде этим приемом часто пользуется В.Путин. Достаточно вспомнить его февральские заявления об отсутствии российских войск в Крыму и интервью 17 апреля 2014 года, где Путин признал их присутствие на полуострове. Большая ложь частично используется в заголовках статей.
Несколько актуальных примеров: «Пилот украинского СУ-25 признался, что сбил малазийский Boeing-777», «Командир эскадрильи «Ютэйр» уверен, что Боинг 777, который упал близ Донецка, был сбит с воздуха», «Лётчик Украины стрелял по Боингу», «Гибель Boeing в Донбассе – военное преступление украинских летчиков». Материалы из разных источников, но с единой целью – создать мнение о виновности украинских летчиков в гибели малазийского лайнера.
Российские виртуозы лжи способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. Они создают ложь, в которую люди хотят верить. И даже когда им предъявят их ложь, они будут считать, что все-таки здесь есть доля истины.
Блистательная неопределенность – использование по отношению к чему-либо эмоционально привлекательных слов, не являющихся при этом конкретным аргументом или анализом. Блистательная неопределенность – это прием нахождения выхода в безвыходных ситуациях.
Пример: отвечая на вопрос о трагедии Боинга, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, вице-президент Российского общества психологов, академик РАО А. Асмолов профессионально увел проблему в глухой угол: «…Нечего списывать оплошность на злонамеренность то, что является некомпетентностью и глупостью. Стреляли явно не по этому самолету. Конечно, тот, кто стрелял, сделал чудовищную ошибку. Ошибку, которая порождена ситуацией военного конфликта. Но кто бы ни стрелял – умысла сбить именно этот Боинг не было».
Со всем уважением к г-ну Асмолову, это не тот случай, когда террористов нужно «понять и простить».
Ссылка на авторитеты – цитируются высказывания, поддерживающие или отвергающие определенные действия, программу, личность и т. д. При этом эксплуатируется репутация человека, являющегося источником цитаты. Целью этого приема является идентификация аудитории с авторитетом и принятие предлагаемого мнения.
В качестве анекдотической ситуации приведем пример, когда после слов «Группа английских ученых из Университета Эдинбурга пришла к выводу…» можно говорить о чем угодно, и люди в это верят!
В качестве авторитетов в медиа часто ссылаются на мнения президента США, премьера Великобритании, генсека НАТО и так далее. Рассмотрим три примера:
CNN со ссылкой на источник в администрации президента США сообщает: в правительстве уверены, что Украина не имела возможности поразить системой ПВО пассажирский «Боинг-777» над территорией, где он был сбит;
Очевидцы, с которыми удалось пообщаться корреспонденту Life News, рассказывают, что за лайнером на большой высоте шел самолет Су ВВС Украины. Ранее в Донецкую область, где произошла катастрофа, украинские военные перебазировали дивизион самоходных зенитных ракетных комплексов «Бук». Эти ЗРК и С-300 могут сбить воздушные суда на высоте более 10 тысяч метров;
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что малазийский Boeing 777 хотели сбить, чтобы он упал на территории России, но зенитчики раньше нажали на кнопку, передает ИТАР-ТАСС.
Игра в простонародность – попытка убеждения публики в том, что автору можно доверять, и что автор борется за интересы аудитории. Для этого используется типичный стиль данной целевой аудитории. Чаще всего игра в простонародность наблюдается при общении в соцсетях и блогах. Для этого характерны обращения типа «простые русские парни и девчонки», «мужики», случается сленг и даже нецензурные выражения.
Фургон с оркестром – прием воздействия на целевую аудиторию, от имени которой высказывается пропагандист. Наиболее характерный слоган для этого приема «так, как действует каждый». Присоединившиеся к общему мнению утверждаются в вере в то, что они действуют правильно.
Для примера возьмем заметку politikus.ru «Опрос в Чехии: BOEING сбила Украинская армия – 82%»: «Чешская газета Parlamentni Listy провела онлайн-опрос своих читателей, которым был адресован один вопрос «Кто сбил гражданский Боинг?» Читателями были предложены варианты следующие ответов: «Пророссийские сепаратисты» - 13%; «Российская армия» - 3%, «Никто, это несчастный случай» - 2%, «Украинская армия» - 82%. В опросе приняло участие 10511 человека».
Обычный читатель молча отдаст предпочтение мнению 10,5 тыс. чехов – ну не дураки же они! Однако, как выяснилось позже, этот материал – явная манипуляция фактами и ложь. Чешская газета этого не публиковала.
Таким образом, приемы российской пропаганды качественным образом не отличаются от тех, которыми пользуются пропагандистские структуры других стран и применялись фашистами еще в прошлом веке.
Система информационной безопасности России ищет новые способы и методы пропагандистских операций, поскольку в настоящий момент мировое информационное пространство после трагедии малазийского Боинга-777, похоже, научилось определять российские информационные угрозы и вовремя на них реагировать.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, Информационное Сопротивление