Контракти.ua

2220  —  12.08.14
Единожды солгавши: основные приемы российской пропаганды и как ее распознать
Единожды солгавши: основные приемы российской пропаганды и как ее распознать

Анализ российских информационных операций в последнее время приводит к выводу, что в своей деятельности российские пропагандисты используют давно обкатанные, традиционные приемы и способы. При этом основная часть информационно-пропагандистского материала просто повторяет учебники по пропаганде Й.Геббельса.

Вот самые популярные из них:

Навешивание ярлыков – придание определенной группе или действиям эмоциональных окрасок, создающих негативные образы. Например, слово с оскорбительным оттенком «правосек» (член ПО «Правый Сектор», название придумано путинским пропагандистом Д.Киселевым), «украинские неонацисты» (так называют бойцов Национальной гвардии, умалчивая при этом, что Нацгвардия – это регулярные части МВД Украины) и т.д. Ярлык провоцирует выводы, не основанные на объективном анализе фактов. Навешивание ярлыков может стать основанием для создания пропагандистских клише.

Пропагандистское клише речевое клише, которое объединяет смысловые образы в единый символ – «борьба за свободу русскоязычного населения», «волеизъявление народа Донбасса» и т.д. В некоторых соцсетях бойцов АТО называли «убийцами малазийских граждан», «распространители фашисткой чумы на восток», «пособники украинской хунты» и т.д.

Манипуляция общественным мнением­ – наиболее распространённый способ пропаганды для управления большим количеством людей путем создания необходимых иллюзий или условий. Как правило, манипуляция осуществляется скрытно и ставит своей задачей лишить объект свободы выбора иных мнений в данной ситуации.

Самые яркие примеры с трагедией малазийского Боинга 777:

«Украина не представила ни одного доказательства о своей невиновности – это вызывает подозрения»;
«Россия не могла сбить самолет над территорией Украины»;
«Отработка приемов сопровождения целей частями ПВО Украины проходили как раз во время пролета над их территорией Боинга – это прямое доказательство причастности Украины»;
«Жители близлежащих сел заметили, как Боинг сопровождался двумя украинскими самолетами СУ-25, после чего услышали два взрыва и увидели падающие обломки»;
«Украинская установка ПВО «Бук» поразила малазийский Боинг с позиции вблизи Днепропетровска, а потом убыла в место своей дислокации»;
«Украинской разведке стало известно, что В.Путин в это время следовал самолетом в Москву, поэтому украинцы сбили Боинг, приняв его за самолет Путина»
и т.д.

Манипуляцию можно определить не сразу. Как правило, такая информация подается под видом сенсации, от «надежного авторитетного источника», ей характерна эмоциональность. Сообщение такого рода не призывает верить ему безоговорочно, но и не оставляет альтернативного мнения. Как правило, манипуляция подается серией сообщений по разным каналам информирования (интернет, телевидение, радио, печатная пресса). Конечная цель таких усилий – контроль над мнением аудитории.

Модные слова – речевые конструкции, часто используемые для оказания впечатления полной осведомленности автора и придания образа важности и уникальности.

Для понимания приведем пример трактовки одного слова в разных словарях:

- дискурс – речь, фраза, жест;
- ди́скурс или диску́рс – социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется в те или иные периоды времени.

Тяжело повторить, не правда ли?

В ситуации с Боингом, российские военные эксперты в попытках доказать свою точку зрения часто употребляли научные термины «не для среднего потребителя информации»: «активное радиолокационное самонаведение», «система инерциальной навигации», «автономный радиолокатор», «терминальная фаза перехвата», «необходимость отслеживать движение цели», «зона перехвата», «коррекция радиокомандами» и многое другое.

«Модные» слова не позволяют определить ясно и однозначно содержание, а обозначаемые ими явления плохо изучены. Они имеют хождение лишь в профессиональных кругах.

Демагогия – полемический прием, позволяющий ввести аудиторию в заблуждение и склонить ее на нужную сторону.

Наиболее характерным примером демагогии касаемо Боинга стала оценка ситуации военнопленной украинской летчицей Н.Савченко.

Российские СМИ представили мнение Савченко, как опытного эксперта в вопросах применения ВВС и ПВО. Прямая цитата: «Ополченцы» не могли сбить Боинг-777. Нет, не могли. Будем говорить, был сбит Буком, это мои догадки. Это система работает с наведения. Ты на высоте 10 тысяч метров увидишь от самолета только воздушный поток. Должна работать специальная система наведения, которой управляет обученный человек. Либо человек служил в специальных войсках и перешел на сторону «ополчения». При этом он должен не потерять сноровки. Он должен был бы пристреливаться, тренироваться, иначе попасть просто невозможно. Я сомневаюсь, что у них есть специалисты, чтобы поставить Бук». Либо, заявляет летчица, они стреляли и промахнулись.

Здесь демагогическими уловками служат сокрытие истинного положения вещей, набор недомолвок и уход от рациональной аргументации. По сути – это искажение истины. Демагогия недолговечна и разоблачается, как только появляется истина.

Большая ложь – пропагандистский прием, описанный А.Гитлером в его книге «Моя борьба». Принцип большой лжи – чем чудовищнее солжёшь, тем быстрее поверят. Люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. В российской пропаганде этим приемом часто пользуется В.Путин. Достаточно вспомнить его февральские заявления об отсутствии российских войск в Крыму и интервью 17 апреля 2014 года, где Путин признал их присутствие на полуострове. Большая ложь частично используется в заголовках статей.

Несколько актуальных примеров: «Пилот украинского СУ-25 признался, что сбил малазийский Boeing-777», «Командир эскадрильи «Ютэйр» уверен, что Боинг 777, который упал близ Донецка, был сбит с воздуха», «Лётчик Украины стрелял по Боингу», «Гибель Boeing в Донбассе – военное преступление украинских летчиков». Материалы из разных источников, но с единой целью – создать мнение о виновности украинских летчиков в гибели малазийского лайнера.

Российские виртуозы лжи способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. Они создают ложь, в которую люди хотят верить. И даже когда им предъявят их ложь, они будут считать, что все-таки здесь есть доля истины.

Блистательная неопределенность – использование по отношению к чему-либо эмоционально привлекательных слов, не являющихся при этом конкретным аргументом или анализом. Блистательная неопределенность – это прием нахождения выхода в безвыходных ситуациях.

Пример: отвечая на вопрос о трагедии Боинга, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, вице-президент Российского общества психологов, академик РАО А. Асмолов профессионально увел проблему в глухой угол: «…Нечего списывать оплошность на злонамеренность то, что является некомпетентностью и глупостью. Стреляли явно не по этому самолету. Конечно, тот, кто стрелял, сделал чудовищную ошибку. Ошибку, которая порождена ситуацией военного конфликта. Но кто бы ни стрелял – умысла сбить именно этот Боинг не было».

Со всем уважением к г-ну Асмолову, это не тот случай, когда террористов нужно «понять и простить».

Ссылка на авторитеты – цитируются высказывания, поддерживающие или отвергающие определенные действия, программу, личность и т. д. При этом эксплуатируется репутация человека, являющегося источником цитаты. Целью этого приема является идентификация аудитории с авторитетом и принятие предлагаемого мнения.

В качестве анекдотической ситуации приведем пример, когда после слов «Группа английских ученых из Университета Эдинбурга пришла к выводу…» можно говорить о чем угодно, и люди в это верят!

В качестве авторитетов в медиа часто ссылаются на мнения президента США, премьера Великобритании, генсека НАТО и так далее. Рассмотрим три примера:

CNN со ссылкой на источник в администрации президента США сообщает: в правительстве уверены, что Украина не имела возможности поразить системой ПВО пассажирский «Боинг-777» над территорией, где он был сбит;
Очевидцы, с которыми удалось пообщаться корреспонденту Life News, рассказывают, что за лайнером на большой высоте шел самолет Су ВВС Украины. Ранее в Донецкую область, где произошла катастрофа, украинские военные перебазировали дивизион самоходных зенитных ракетных комплексов «Бук». Эти ЗРК и С-300 могут сбить воздушные суда на высоте более 10 тысяч метров;
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что малазийский Boeing 777 хотели сбить, чтобы он упал на территории России, но зенитчики раньше нажали на кнопку, передает ИТАР-ТАСС.

Игра в простонародность – попытка убеждения публики в том, что автору можно доверять, и что автор борется за интересы аудитории. Для этого используется типичный стиль данной целевой аудитории. Чаще всего игра в простонародность наблюдается при общении в соцсетях и блогах. Для этого характерны обращения типа «простые русские парни и девчонки», «мужики», случается сленг и даже нецензурные выражения.

Фургон с оркестром – прием воздействия на целевую аудиторию, от имени которой высказывается пропагандист. Наиболее характерный слоган для этого приема «так, как действует каждый». Присоединившиеся к общему мнению утверждаются в вере в то, что они действуют правильно.

Для примера возьмем заметку politikus.ru «Опрос в Чехии: BOEING сбила Украинская армия – 82%»: «Чешская газета Parlamentni Listy провела онлайн-опрос своих читателей, которым был адресован один вопрос «Кто сбил гражданский Боинг?»  Читателями были предложены варианты следующие ответов: «Пророссийские сепаратисты» - 13%; «Российская армия» - 3%, «Никто, это несчастный случай» - 2%, «Украинская армия» - 82%. В опросе приняло участие 10511 человека».

Обычный читатель молча отдаст предпочтение мнению 10,5 тыс. чехов – ну не дураки же они! Однако, как выяснилось позже, этот материал – явная манипуляция фактами и ложь. Чешская газета этого не публиковала.

Таким образом, приемы российской пропаганды качественным образом не отличаются от тех, которыми пользуются пропагандистские структуры других стран и применялись фашистами еще в прошлом веке.

Система информационной безопасности России ищет новые способы и методы пропагандистских операций, поскольку в настоящий момент мировое информационное пространство после трагедии малазийского Боинга-777, похоже, научилось определять российские информационные угрозы и вовремя на них реагировать.

Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, Информационное Сопротивление

Статьи по теме
Підрив Каховської ГЕС. Причини, наслідки та висновки. Огляд думок
Підрив Каховської ГЕС. Причини, наслідки та висновки. Огляд думок

У ніч проти 6 червня російські окупанти підірвали Каховську ГЕС: за офіційною інформацією гребля знищена і не підлягає відновленню. Вода з водосховища стрімко тече униз за течією Дніпра. Під ризиком затоплення опинилися десятки населених пунктів, тисячі людей перебувають у критичних зонах і потребують негайної евакуації. Ми зібрали для вас декілька думок з соцмереж щодо причин та наслідків жахливого терористичного акту, який, за деякими твердженнями, дорівнює нанесенню ядерного удару або Чорнобильській катастрофі.
06.06.23 — 1051

Они не останавливаются — о чем предупреждает Залужный
Они не останавливаются — о чем предупреждает Залужный

Игаль Левин: "Они не останавливаются", — такими словами недавно описал российскую агрессию украинский генерал Валерий Федорович Залужный — главнокомандующий Вооруженными силами Украины. Вот эти слова Железного генерала — ключ к пониманию происходящего.
17.05.23 — 1138

Том Купер. Війна в Україні 25 квітня 2023. Для перемоги українцям потрібні власні «креативні рішення»
Том Купер. Війна в Україні 25 квітня 2023. Для перемоги українцям потрібні власні «креативні рішення»

Новий звіт Тома Купера, насправді, містить небагато нового. росіяни й далі мають перевагу в повітрі та артилерії, постійно атакують, але зазнають втрат і, фактично, не посуваються. ЗСУ, на думку аналітика, не готові до широкого контр-наступу, але тримають Бахмут й інші критичні точки на Донбасі та мають певні успіхи, в кількох місцях форсувавши Дніпро в районі Херсона. Українцям потрібні певні «креативні рішення», щоб перемогти, не покладаючись лише не допомогу Заходу й розраховуючи, найперше, на власні сили. Будемо сподіватися, що такі рішення не забаряться.
26.04.23 — 623