Кремлевская информационная машина, которую представляют неким доминирующим информационным монстром, стала пробуксовывать. Десятилетиями отлаженный пропагандистский механизм споткнулся о преграды, которые возникли после террористического акта с малазийским Боингом.
Мировая общественность больше не желает слушать кремлевские «смысловые галлюцинации» и делает все возможное, чтобы информация в мировом информационном пространстве была объективной.
Кремлевский пропагандистский аппарат создавался десятилетиям и обкатывался на военных конфликтах в Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Крыму. Ежегодно с определенной периодичностью по отношению к Украине возникали политические информационные акции с условными названиями газовая, сахарная, сырная, мясная, конфетная войны. Вопрос нахождения Черноморского флота в Крыму Москва не забывала ни на минуту.
Информационная операция по захвату и аннексии Крыма подняла рейтинг Владимира Путина, судя по всему, почти до сталинского - если проводить параллели с современной социологией. Взлет показателей всенародной поддержки российского лидера до 88 % не был рассчитан на информационную турбулентность после трагедии Боинга. Кремлевские СМИ резко стали терять доверие в мире, а вместе с ними падало доверие мировой общественности к Путину.
Российские спецслужбы спешно выстраивали версии непричастности своей стороны к трагедии с самолетом, тем самым «подсвечивая» факт, что военная составляющая РФ в Донбассе все-таки присутствует.
Мировая аудитория не восприняла попыток пропагандистского Кремля возложить вину на украинскую сторону. Информационный поток объективных оценок происходящих событий просто взорвал мировое медиа пространство, к чему Москва была не готова.
Параллельно с этим, состоялось закрытое заседание Совета национальной безопасности России по вопросам угроз государственному суверенитету РФ, на котором В.Путин журналистам заявил, что суверенитету России ничего не угрожает. Это не совсем так.
В закрытой части заседания шла речь о том, что информационная машина Кремля работает в основном на зарубежье, позабыв о своих гражданах. Кроме того, обсуждался вопрос об информировании россиян через Интернет-ресурсы и спутниковые телеканалы, а также непосредственно от знакомых и родственников из Украины. Выводы были не утешительными – российская аудитория научилась вычленять неправду. Вот именно здесь и таилось то, что Путин не захотел выносить из избы – в России начала формироваться активная демократическая прослойка общества.
Последняя неделя в России охарактеризовалась народными демократическими инициативами по формированию в регионах своих народных республик на фоне недоверия к руководству РФ. Их правовая мотивация основывается на том, что федеративное устройство России дает основание создавать такие образования внутри государства.
Одной из первых в этом плане проявила себя Сибирь. Пытаясь создать Сибирскую народную республику, неправительственная организация «Сибирский Державный Союз» стала вести активную работу среди россиян от Урала до Дальнего Востока. Волонтеры проводят опросы и разъяснения среди простых граждан, большинство из которых прямо заявляют о желании «освободиться от диктата Москвы». Кроме этого, людей пугает негласная «аннексия Китаем Сибири» – китайская политика мягкого давления. Это увеличение числа смешанных браков, расширение приграничной торговли и инвестиций, получение разрешений на ведение бизнеса в Сибири и т.д.
Сибиряки понимают, что Пекин каждую неделю становится гораздо ближе, чем Москва. После аннексии Крыма и «сдержанной» реакции на это Китая в Сети появился слоган «Крым наш, Сибирь ваш». Оригинальный «восточный» способ создания «мягкого» давления, не правда ли? 17 августа в России планируется провести марш «За федерализацию Сибири».
Вслед за сибиряками проявилась Уральская республика, Калининградская народная республика. Вероятно, это не полный список. Россиян, обиженных на Кремль, становится больше.
Российская система информационной безопасности начала предпринимать активные шаги в противодействие этим проявлениям. Так, на днях ряду российских изданий было вынесено предупреждение за распространение информации о подготовке к несанкционированным массовым мероприятиям под лозунгами, посягающими на территориальную целостность страны. Среди них «Полит.ру», Regnum, «Дождь», «Новый регион», «Росбалт.ру», «Накануне.Ru» и уже заблокированный «Грани.ру». Цензоры потребовали немедленно удалить из контента «сепаратистские» материалы.
Почему нынешняя информационная ситуация в России кардинально отличается от апрельской?
Во-первых, выходом на передний план мнений opinion makers (людей, к которым прислушиваются) в России. Известные российские ученые, писатели, политики и творческая интеллигенция открыто выступают с обращениями к правительству РФ и лично к Путину с обвинениями Кремля в сложившейся ситуации. Они открыто обвиняют режим, который продолжает агрессию в Украине и заводит Россию в тупик.
Во-вторых, российские граждане, которые воюют на стороне террористов или те, чьи сыновья и братья воюют в Украине, не получают удовлетворения от своих действий, попадают в трагедию обманутых ожиданий. Никакого «украинского фашизма» на Донбассе они не увидели. Россия, которая, как они надеялись, должна была их поддерживать, начинает сливать собственных наемников. В конце концов, террористы воюют без цели и идеи, только для войны.
В-третьих, информационная война показала, что взаимоотношения между Украиной и Россией вышли на новый уровень. Теперь это не распри Кремля и Банковой, а уже – война народов. К сожалению, обе пропаганды ведут именно к этому. Русских начинают ненавидеть не только в западных и центральных регионах Украины, но и по разным причинам в Донецкой и Луганской областях - Россия не оказала должную поддержку боевикам, а отсюда появляется их разочарование в Путине. Кроме того, немалая часть мирных жителей считает, что в их городах россияне устроили бойню, люди гибнут и вся вина лежит на Кремле. Вместе с тем, среди россиян, подогреваемых пропагандой, также присутствуют очень серьезные антиукраинские настроения.
А что же сама Россия?
Выводы, которые были сделаны после закрытого заседания Совета национальной безопасности, заставили Путина пересмотреть систему национальной безопасности России. По мнению военных аналитиков, в последних военных конфликтах появились новые виды угроз, которые могут уже в ближайшее время стать актуальными для безопасности страны. Речь идет о государственном перевороте, спровоцированном и финансируемом извне. Кроме этого, планируется детальнее изучить применение нерегулярных военизированных групп, когда боевые действия ведут вооруженные гражданские лица совместно с российским спецназом в форме без опознавательных знаков.
Одно из основных мест отводится тотальной информационной войне, которая может сопровождаться другими политическими и экономическими мерами воздействия. Информационные операции для России должны носить как внешний, так и внутренний характер – убеждены российские руководители.
Таким образом, сегодня российская система пропаганды столкнулась с новыми вызовами, природа которых лежит во внутренней политике государства. Помимо этого, после трагедии с Боингом 777 усиление информационного потока западных СМИ создало серьезные предпосылки недоверия к российскому руководству. Учитывая это, военно-политическое руководство России предпринимает попытки проанализировать новые угрозы и сформировать комплекс адекватных мер по их минимизации. Объектами информационного влияния Кремля по-прежнему остаются украинская и западная аудитории, а также внутренняя российская аудитория в контексте последних событий.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, группа «Информационное сопротивление»