В интервью Контрактам Николай Азаров рассказал о том, что: 1) банки теряют запас прочности 2) украинские металлурги безнадежно отстали 3) украинская экономика может не выйти из коллапса 4) Билл Клинтон спровоцировал кризис.
Как будет развиваться
экономический кризис в Украине?
— Трудно прогнозировать, возможны разные сценарии. До сих пор страна плыла по течению и никто ничего не делал для того, чтобы взять ситуацию под контроль. Ключевая проблема — восстановление спроса на экспортную продукцию. Сейчас стоимость металла упала до минимума, и можно робко предположить, что в ближайшие месяцы в какой-то степени восстановится спрос на него. Однако при таких ценах на металл отечественные предприятия будут работать в лучшем случае безубыточно, они не смогут развиваться и модернизироваться. Это означает, что нынешний кризис не просто бьет по производителям, он консервирует их техническую отсталость. Даже если предположить, что через два-три года экономическая ситуация в мире выровняется, то украинские металлурги, безнадежно отстав от конкурентов, будут никому не нужны со своей продукцией. Тогда отечественная экономика может и вовсе не выйти из коллапса.
Стоимость газа может оказаться неподъемной для химпрома и металлургии. Ведь его базовая цена, зафиксированная в соглашении с Газпромом, составляет $450 за тысячу кубов. Да, она корректируется в зависимости от стоимости мазута и газолина. Но что будет с украинской промышленностью, если цена на нефть вернется к отметке хотя бы $100 за баррель?! А это неизбежно, поскольку сегодняшняя ее стоимость едва покрывает прямые издержки по добыче.
Через два года внешняя долговая нагрузка Украины увеличится, в частности, нужно будет возвращать кредит МВФ. Грозит ли государству дефолт, учитывая текущие экономические тенденции?
— В 2011–2013 годах предстоят пиковые выплаты по госдолгу. Сейчас они сравнительно небольшие — около $2 млрд в год, через два года нужно будет отдать приблизительно $4 млрд. Если бы экономика нормально развивалась, о дефолте и речи бы не было. Сумеет ли страна выйти на приемлемые темпы развития, будет зависеть от внутриполитической ситуации. Сегодня она патовая. До выборов президента никаких изменений не произойдет, потому что парламент этого созыва не может создать работоспособную коалицию. 2009 год будет экономически непростым и политически потерянным. Вопрос в том, каким будет 2010-й? Новый президент, кто бы им не стал, сделает все, чтобы распустить действующую ВР, заручиться поддержкой большинства в парламенте нового созыва и сформировать новое правительство. Если же нынешняя ситуация будет законсервирована, крах неизбежен.
— Экономика Украины плывет по течению
Если в 2011-м у государства будет недостаточно финансовых ресурсов, придется объявлять дефолт. Эту процедуру Украина проходила в 1999–2000 годах, тогда госдолг реструктуризировали, а наша страна несколько лет не могла ничего занимать. Но дефолт означает не только неспособность государства выполнить взятые на себя обязательства. Хуже то, что украинские компании могут оказаться отрезанными от внешних финансовых рынков. Железное правило рынка: кредитный рейтинг страны выше рейтингов компаний.
Полагаете, что кредит МВФ в $16,4 млрд лучше было не брать?
— Если дают деньги, тем более дешевые, их надо брать. Вот только колоссальные средства взяли, не имея четкого представления о том, куда их тратить. Первый транш — $4 млрд — уже потрачен, а у реального сектора как не было кредитной поддержки, так и нет. Это притом что девальвация гривни существенно ограничила импорт и создала хорошие предпосылки для развития внутреннего рынка. Вот только без конкретного финансового наполнения эти возможности, к сожалению, не будут реализованы.
Взяв кредит МВФ, власти должны сознавать, что возвращать его придется за счет украинских компаний и граждан. Перекредитоваться на внешних рынках в условиях мирового кризиса ликвидности вряд ли получится. Поэтому важно, чтобы те ресурсы, которые удалось привлечь, были потрачены на развитие. Пока же власть делает обратное: в условиях кризиса увеличивает налоговую нагрузку на бизнес. Такие действия явно противоречат здравому смыслу.
Реально ли выполнить бюджет на 2009 год?
— Абсолютно нереально. В условиях серьезнейшего сокращения объемов промпроизводства госбюджет рассчитан, исходя из роста ВВП в 0,4%. Документом предусмотрено 41,93 млрд грн поступлений по налогу на прибыль предприятий — почти столько же, сколько и в минувшем году, и 94,84 млрд грн по НДС — плюс 8,77 млрд грн. Это нереальные показатели. Равно как и 8,5 млрд грн поступлений от приватизации. А что может продать государство в 2009-м? Устаревшие проводные системы Укртелекома вряд ли кому-то нужны. Одесский припортовый завод в случае подорожания газа так же будет малопривлекательным предприятием.
Правительство отрапортовало, что по итогам января бюджет выполнен с профицитом. Но ведь это же неправда! Общий фонд госбюджета, являющийся источником финансирования защищенных статей (коммунальные платежи, зарплаты, отчисления местным бюджетам и т. д.), наполнен всего на 86%, то есть недовыполнен на 1,4 млрд грн. А перевыполнение специального фонда — это результат ситуативного ручного управления. Нацбанк каким-то образом получил превышение доходов над расходами в 4 млрд грн и перечислил деньги на счета Кабмина. Дали ссуду Пенсионному фонду и выплатили январские пенсии. Но ведь это же в чистом виде эмиссионные деньги. А что в феврале? Снова печатный станок? Даже будучи министром финансов, как бы заинтересованной стороной, я возражал против схемы обязательного выкупа ОВГЗ Нацбанком у коммерческих банков. Сейчас такая эмиссионная схема закреплена в госбюджете!
Грозит ли банкротство крупным украинским банкам?
— Некоторые финучреждения в текущем году могут обанкротиться. Финансовый сектор относительно благополучно прожил конец 2008 года, хотя у ряда банков были сложности. Но ведь тогда система обладала определенным запасом прочности, кредиты худо-бедно возвращались, Нацбанк кое-как рефинансировал. В 2009-м году ситуация будет не столь благоприятной, ведь отток средств из банковской системы продолжается. И в этих-то условиях парламент голосует за отмену постановления о назначении Стельмаха главой НБУ! Что и кому это дает? Хотят проголосовать за отмену постановления об отставке Сергея Тигипко? Но как его заводить в Нацбанк? С вооруженными матросами, как в 1917-м? Подрыв системы власти в условиях кризиса — крайне опасное занятие. Сейчас наивно полагаться на саморегуляцию рынка, даже экс-глава ФРС Алан Гринспен признал, что без четких действий власти из кризиса не выйти. А ведь дна еще не видно, непонятно, когда наступит стабилизация.
Означает ли этот кризис, что западная модель стимулирования потребительского спроса посредством кредитования себя исчерпала?
— Я не был бы столь категоричен. Однако, вполне очевидно, что западная система развития экономики не является абсолютом. В свое время Билл Клинтон ошибся, открыв доступ к кредитным средствам гражданам с неподтвержденной платежеспособностью. Именно это и стало причиной финансовых проблем США. Сейчас становится очевидным, что объемы финансовых потоков должны соответствовать реальному производству. Не исключено, что Штаты уступят место мирового эмиссионного центра. Государства Персидского залива — нефтедобытчики — уже приняли решение создать свою валюту. Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии, возможно, поступят так же. Укрепятся позиции устойчивых валют, подтвердивших свою надежность в условиях кризиса. У РФ есть желание сделать рубль международным платежным средством.
Центробанки и правительства стран, которые затронул кризис, сделали все для оживления экономики: практически до нуля снизили стоимость кредитных ресурсов, чем обеспечили поддержку финансовых систем и поощрили кредитование реального производства. Но деньги сами по себе не смогли вывести экономики этих стран из кризиса. Мы столкнулись с явлениями, которые еще подлежат осмыслению. В ближайшие два-три года регуляторные механизмы во многих странах будут ужесточены, а финансовые инструменты приведены в соответствие реальному производству. Очевидно, что лишь государства, консолидируя и распределяя колоссальные ресурсы, могут поддержать приоритетные отрасли, обеспечить устойчивость финансового сектора и должный уровень социальной защиты населения. Украина, к сожалению, пока недееспособна.