Контракти.ua

1294  —  23.07.14
Фридрих Вилле: «Управление финансами - тоже искусство»
Фридрих Вилле: «Управление финансами - тоже искусство»

Владелец бренда FREYWILLE Фридрих Вилле приехал в Киев в сложнейшее время, когда страна только пережила Майдан и теперь сражается с террористами на Востоке, для того, чтобы представить новую коллекцию ювелирных украшений по мотивам Клода Моне. В эксклюзивном интервью Контрактам австрийский бизнесмен рассказал, откуда него такая несгибаемая вера в украинских покупателей и каким ему видится присоединение Украины к ЕС.

Доктор Вилле, вы занимали в компании, казалось бы, прямо противоположные должности – финансовый аудитор и арт-директор. Вы и сейчас в своем бизнесе контролируете и творческие процессы, и финансовые?

Фридрих Вилле: Мой отец был предпринимателем, но когда мне было 20 лет, отец потерял все свое состояние. И тогда я понял, что мне нужна профессия, которая бы помогла мне не потерять все. И я начал изучать юриспруденцию, а также получил специальность бухгалтера. Кстати, в Австрии работа бухгалтера существенно отличается от системы в Украине: бухгалтеров очень немного, все они независимые и высокооплачиваемые.

Мой отец всегда чрезвычайно интересовался искусством – все каникулы наша семья проводила в музеях и на выставках. После окончания университета я начал потихонечку зарабатывать (потихонечку – ключевое слово! (смеется). Но выходные я по-прежнему проводил с людьми искусства, которые жили в районе, куда я приезжал. Случайность, определившая судьбу. Прошло несколько лет, и я познакомился с основательницей компании художницей Михаэллой Фрай. Она была талантлива, но чего ей точно не хватало, так это коммерческой жилки. Она обратилась ко мне с предложением войти в ее бизнес и помочь с управлением, как раз в тот момент, когда от нее ушла часть команды, и она была в затруднительном положении. А я видел в этой компании огромный потенциал. Это была тогда очень небольшая локальная компания, и мне очень не хватало именно международного размаха – я уже привык работать в разных проектах и разных странах. Поэтому сразу взял курс на международные рынки, тем более что работа с эмалью позволяла нам это сделать – товар был востребован и уникален. Я стал партнером компании. Но я продолжал работать независимым бухгалтером еще в первые годы. Многие мои знакомые вообще не понимали, почему я начал заниматься искусством. Отец часто спрашивал: «Ну, разве можно заработать на искусстве?».

Но я всегда был приверженцем американского принципа: самая благодатная и благодарная работа – та, которая продается. И поэтому я сразу озадачился вопросами маркетинга – кому продать и как продать. Основательница компании Михаэлла постепенно начала отходить от дел и вскоре умерла. Те художники, которые с ней работали, тоже удалились от дел – и никого не осталось. Был непростой период в бизнесе. И мне пришлось заняться и вопросами, связанными с творчеством, что в принципе мне было не чуждо. Тогда же я познакомился с моей будущей женой-художницей. У нее было много талантливых друзей-художников в Венской академии художеств, и они собственно и стали основой новой творческой команды. Именно эта новая команда и создала новые формы ювелирных изделий и генерировала новые идеи. Но все-таки мы должны были ответить на вопрос, куда же мы будем двигаться дальше. Меня всегда интересовало искусство, история и философия искусства. В этот период на меня огромное влияние оказала древне-египетская коллекция, и мы сделали коллекцию по мотивам искусства Древнего Египта. Я сам не художник, но совместно с женой мне очень увлекательно управлять работой художников, находить новые идеи для коллекций.

В то же время в сферу моих обязанностей всегда входила финансовая часть нашего бизнеса.

А владельцу бизнеса желательно владеть основами бухгалтерии и финансового менеджмента?

Фридрих Вилле: Думаю, да. Тогда ты ведешь бизнес с открытыми глазами, не вслепую. Эти знания помогают бизнесмену преодолевать свои страхи: потому что если ты все рассчитал правильно, то можно идти к цели. Я всегда говорю молодым предпринимателям: сначала оцените финансовую сторону вашего бизнеса. Особенно сейчас, когда экономика многих стран переживает не лучшие времена, управление финансами компании выходит на первый план. Кстати, я считаю, что управление финансами – это тоже искусство, которым владеют в совершенстве очень немногие.

Насколько ваш бизнес соответствует концепции семейного?

Фридрих Вилле: Моя жена всегда говорит: «Мы не семейный бизнес, потому что все принадлежит тебе». У семейного бизнеса структура совсем иная. Наша компания переживала разные сложные времена, и моя шкура задубела на этих испытаниях. На мне всегда лежала ответственность за все бизнес-решения – собственно в этом и заключается суть предпринимательства. Мои сыновья, естественно, являются моими наследниками, но я на них не буду возлагать никаких обязательств. Как они распорядятся своей жизнью – это их собственное решение. Но сейчас они знакомятся с бизнесом и занимают должности младших менеджеров. Без сомнения, должен быть перекинут сильный мостик между поколениями. Но сыновей нельзя заставлять заниматься делом отцов. Это их собственный свободный выбор.

Много ли людей занято в производстве?

Фридрих Вилле: Порядка 60 человек.

Для владельцев украинских ювелирных брендов немалой проблемой является найти мастеров. Есть ли у вас такая проблема?

Фридрих Вилле: Украина станет полноправным членом ЕС лет через 10-15, хотя и хотел бы, чтобы это произошло раньше

Фридрих Вилле: У нас другие потребности в персонале. Ювелирам нужны золотых дел мастера, а нам - художники. И да, это должны быть выдающиеся творческие личности. Естественно, найти и удержать профессионалов такого уровня непросто в любой стране.

Как полагаете, для какой доли ваших клиентов важна связь ювелирных украшений с искусством?

Фридрих Вилле: История нашей компании разделена на два периода: первый, когда мы создавали украшения, но не искусство в чистом виде, и второй, который мы открыли с моей супругой – дизайн, напрямую связанный с искусством. И я осознал, что клиенты ценят в нас именно то, что мы создаем предметы искусства. Это собственно нас и отличает от крупных французских или итальянских брендов: они делают акцент на мастерстве ювелиров, а мы на искусстве, поэтому собственно и ядро нашей команды – это художники. Около 30 лет мы работали с Hermes, но наше видение ювелирных изделий с эмалью так и не нашло должного понимания, и мы вынуждены были расстаться. Как сейчас понимаю, это даже было своевременно и полезно для нашего бизнеса. И теперь мы такие единственные на рынке. Для нас очень важно создать коллекцию, которая основана на одной истории. Не одно выдающееся изделие, а коллекцию с общей философией. И потому что мы создаем не просто дизайн, а произведения искусства нам легче защитить свои авторские права. Я думаю, что за последние три десятилетия мы, действительно, создали тот стиль, который нельзя ни с чем спутать.

Кстати, для многих брендов подделки – проблема номер один по всему миру. А для вас?

Фридрих Вилле: Точно не проблема номер один. Но, думаю, нам все же надо быть более тщательными в этом вопросе, потому что и в Украине и в России очень много продукции из Китая а-ля FREYWILLE. Думаю, нам будет намного легче отстаивать свои авторские права и бороться с подделками, когда Украина в соответствии с требованиями ЕС будет активнее защищать авторские права творческих людей.

Как вы выбираете художников, по мотивам работ которых делаете коллекции?

Фридрих Вилле: Я предоставляю нашим художникам достаточно свободы в этом вопросе. Я знаю, насколько сложен и мучителен творческий процесс. Я лично знал Ив Сен-Лорана и видел, как он мучился оттого, что ему надо в кратчайшие сроки создавать шедевры. Ведь эти люди не могут выдавать гениальные идеи от простого нажатия на кнопку. И я себе сказал, что я ответственен за моих художников и не позволю, чтобы они работали в таком жестком режиме, который бы требовал от них принимать наркотики или алкоголь для стимулирования творческих процессов. В нашей компании всегда работало художников больше, чем требуется. У нас потрясающая домашняя атмосфера в коллективе – все общаются, философствуют, устраиваем совместные воскресные вылазки. Мы не просто сослуживцы, а друзья. Нового художника мы берем на работу только после того, как его кандидатуру одобрят остальные – важно, чтобы он гармонично влился в наш дружный коллектив.

Почему последняя коллекция посвящена импрессионистам и Клоду Моне, в частности?

Фридрих Вилле: Клод Моне был одним из трех художников, о которых я думал в последние годы. Я и мои художники некоторое время переболели Моне, но, наконец, идеи созрели. Просто надо иногда предоставить время для того, чтобы идеи оформились.

Предыдущая ваша коллекция была посвящена работам выдающегося украинского художника Казимира Малевича. Малевич настолько популярен в Австрии? Как вы познакомились с его творчеством?

Фридрих Вилле: С работами Малевича я познакомился в Москве – в Третьяковке. Все художники Австрии, конечно же, его знают и считают гением. Не уверен, настолько ли хорошо его творчество знают в Украине. Меня поразили работы Малевича в свое время и я увлек идеей создать коллекцию по работам Малевича и своих художников. Но им пришлось значительно переосмыслить его творчество, поскольку Малевич использовал несколько блеклые цвета в своих работах, которые не подходят для ювелирных украшений. Но тем не менее среди его любимых цветов – желтый и красный, которые и стали основой нашей философской концепции «Радости жизни».

Честно говоря, я думала, что вы определяете, какую коллекцию делать, опираясь исключительно на маркетинговые аргументы: кто из художников вызывает в данный момент у потенциальных клиентов наибольший интерес и отзыв, тот и становится вдохновителем коллекции.

Фридрих Вилле: Нет, идеи коллекций идут от художников, а не от маркетологов. Они должны быть воодушевлены этой работой, тогда только получится настоящее произведение искусства. Хотя, конечно, немаловажно, чтобы художник был известен нашим покупателям. Например, Клод Моне вызывает восхищение у россиян, украинцев и, конечно, прежде всего, у французов.

Знакомы ли вы с работами других украинских художников? Например, работы Марии Примаченко, на мой взгляд, тоже соответствуют концепции витальности и заряжены огромной жизненной энергией.

Досье
Компания FREYWILLE была основана в 1951 году. Доктор Вилле присоединился к ней в 1969 году, а в 1980 м стал собственником. Вместе с супругой, художницей Симоной Грюнбергер-Вилле, он превратил FREYWILLE из локального производителя эмалевых украшений в ведущего международного игрока на рынке бижутерии класса люкс. Магазины этого австрийского бренда есть в 35 странах, в том числе и в Украине.
Особенностью украшений FREYWILLE считается уникальный дизайн, при создании которого используются мотивы творчества художников конца XIX-начала ХХ века.

Фридрих Вилле: Благодаря вашему вопросу (вопросы были отосланы заранее – ред.) я познакомился с творчеством этой удивительной женщины. Они, правда, заряжены какой-то светлой энергией. И я, конечно, обращу внимание моих художников на ее работы, хотя навязывать им идею следующей коллекции не в моих правилах.

Довольны ли вы успехами своей марки в Украине? Похожи ли предпочтения украинских покупателей на запросы ваших клиентов в других странах?

Фридрих Вилле: Недавно прочитал книжку «Радость быть собой» - это попытка объяснить такую простую и важную жизненную философию, что надо радоваться собственной уникальности, ни с кем себя не сравнивать. Эта философия очень сильно совпадает с нашим подходам к рынкам, на которых мы работаем. До начала кризиса по объему продаж украинский рынок занимал третье место – после России и Франции – и имел огромный потенциал роста. Очень высокий уровень образования, страстность, высокая эмоциональная привязчивость – это то, что характеризует и наших украинских, и российских покупателей. И мы предлагаем им те украшения, которые подчеркивают исключительность их личности и образа.

Наши отечественные ювелиры постоянно подчеркивают, что ценность их товара в том, что это надежная инвестиция в будущее, по сути, страховка на черный день. Для произведений FREYWILLE это актуально?

Фридрих Вилле: Для нас важнее те потребители, которые ценят художественную часть в ювелирке. Впрочем, для меня этот принцип распространяется на все – я никогда не куплю автомобиль, если он мне внешне не нравится. Думаю, так поступят многие наши клиенты в Украине. Большинство клиентов покупают наши украшения для того, чтобы радоваться или дарить радость сейчас, им все равно, сколько они смогут получить или недополучить за эту вещь в будущем.

Как полагаете, изменится ли что-то в вашем бизнесе после того, как Украина подписала Ассоциацию с ЕС и, соответственно, станет чуточку ближе к Европе?

Фридрих Вилле: Во-первых, я очень рад, что Украина уже подписала соглашение с ЕС. Думаю, дальше процесс объединения только активизируется. Но я также верю, что Россия, в конце концов, тоже станет частью объединенной Европы. И у нас никогда не будет войн. Думаю, что Украина станет полноправным членом ЕС лет через 10-15, хотя и хотел бы, чтобы это произошло раньше. Как подписание Соглашения с ЕС повлияет на экономику Украины? Будет довольно сложно выйти сначала даже на докризисный уровень, потому что отсутствие экономических связей с Россией сложно возместить чем-то другим. Деловые отношения выстраиваются в течение многих лет. Для того чтобы заниматься бизнесом в Европе сегодня недостаточно владеть, например, только английским – надо знать еще французский, итальянский, немецкий. И студенты западно-европейских стран сегодня учат сразу несколько языков.

А сколько языков знаете вы?

Фридрих Вилле: Немецкий, английский, французский и итальянский. И я пообещал себе, что начну с сентября вместе с моим младшим сыном изучать русский язык.

А насколько сложным будет процесс интеграции Украины в ЕС?

Фридрих Вилле: Румыния, Болгария, Польша довольно быстро интегрировались в ЕС. Они получили огромные средства на развитие инфраструктуры – дороги, порты, аэровокзалы – и это была самая главная помощь. Когда Румыния вступала в ЕС, там были тысячи бездомных на улицах Бухареста, прошло два года и беспризорники исчезли. Европейское общество должно быть солидарным, мы должны делиться: ситуация, когда у меня есть все, а тебя – ничего, сегодня невозможна. И многие люди в Европе именно так и думают – мы готовы взять эту тяжесть на свои плечи. Но для того, чтобы процесс интеграции был эффективным, вы должны внутренне меняться – развивать в себе предпринимательское начало. И это главное. Я не верю в крупное производство. Именно малый и средний бизнес – то, на чем зиждется могущество экономики Германии и Австрии, и, конечно, современная система образования, которая должна поставлять квалифицированные мотивированные кадры.

Статьи по теме
Почти 60% украинцев собираются потратить на новогодние подарки меньше 1000 грн – опрос
Почти 60% украинцев собираются потратить на новогодние подарки меньше 1000 грн – опрос

20% украинцев вообще не собираются покупать новогодние подарки.
01.12.20 — 1253

Ненужные овощи: почему украинские продукты гниют на свалках
Ненужные овощи: почему украинские продукты гниют на свалках

Эксперты объяснили, как можно поддержать отечественных фермеров
06.05.20 — 1464

Украинцы тратят миллиарды в интернет-магазинах
Украинцы тратят миллиарды в интернет-магазинах

Ежемесячно клиенты ПриватБанка покупают в украинских и зарубежных интернет-магазинах товаров на сумму более 7,5 млрд грн, сообщает пресс-служба банка.
16.10.18 — 3018