Контракти.ua

24809  —  17.07.14
Кодекс оружейного экспорта: продажа «Мистралей» России незаконна?
Кодекс оружейного экспорта: продажа «Мистралей» России незаконна?

Подписанное в 2011 году Францией и Россией соглашение о продаже двух кораблей типа «Мистраль» может столкнуться с препятствием в виде кодекса оружейного экспорта Европейского Союза.

Об этом в статье «La vente des Mistrals à la Russie illégale?» пишет французское издание «L'Express».

Правительство идет наперекор всему

«Мистраль» представляет собой десантный корабль стратегического назначения, который способен перевозить существенные армейские силы: 16 боевых вертолетов, 60 единиц бронетехники (в том числе танковый батальон) и 900 солдат. Париж стал первым членом НАТО, который согласился продать России стратегическое оружие, и его союзники не раз выражали сомнения по поводу сделки с самого начала переговоров.

После российской агрессии в Украине контракт навлекает на себя все большую критику. В марте Россия аннексировала Крым, наплевав на нормы международного права, а сегодня продолжает поддерживать оружием и бойцами мятежников на востоке Украины. Таким образом, продажу современного оружия режиму, который открыто пытается силой перечертить границы в Европе, никак не назвать лучшим ходом для Франции. Однако наше правительство ничего не предпринимает, игнорируя недовольство союзников и проходящие по всему миру акции протеста против этого договора.

По европейскому законодательству договор нелегален

Как бы то ни было, перед исполнением договора может встать препятствие в виде европейского законодательства. В 1998 году Европейский Союз утвердил собственный кодекс оружейного экспорта по инициативе Франции и Великобритании. В 2008 году эти нормы стали обязательными к исполнению, приняв форму общей позиции. Кодекс включает в себя восемь критериев, и несоответствие даже одному из них автоматически означает аннуляцию права на экспорт. Франция всегда говорила, что «играет чрезвычайно активную роль» в «расширении прозрачности и ответственности государств-членов в передаче оружия третьим странам». Поэтому сложно представить, что теперь она может пойти наперекор такой общей позиции.

Критерии общей позиции относятся к странам-покупателям. И, как отмечают некоторые эксперты, Россия не соответствует, по крайней мере, шести из них.

Во втором критерии европейской позиции значится, что страна-покупатель должна защищать права человека, чего вовсе не происходит в России, если судить по давлению на оппозиционеров и журналистов.

Третий критерий предполагает отсутствие вооруженного конфликта на территории страны-покупателя. Это условие в России тоже можно считать невыполненным с учетом продолжающегося вот уже два десятилетия конфликта на Кавказе.

В четвертом критерии обозначено, что страна-покупатель не должна ставить под угрозу стабильность, мир и безопасность в регионе и мире. Иначе говоря, государства-члены ЕС должны воздержаться от поставок оружия странам, которые могут напасть на другие суверенные государства или попытаться силой решить территориальные споры. С учетом силовой аннексии Крыма, нелегальной оккупации полуострова и поддержки восстания на востоке Украины (это если только ограничиться 2014 годом), Россия определенно нарушает этот критерий.

Из пятого критерия следует, что Франция должна принимать во внимание интересы союзников и партнеров по ЕС. Некоторые наши союзники во главе с Польшей и Прибалтикой неоднократно повторяли, что сделка становится угрозой для их безопасности. Украина, партнер ЕС после подписания соглашения об ассоциации, стала объектом российской оккупации. То есть, данный критерий тоже не выполнен.

Наконец, в шестом критерии оговариваются связи страны-покупателя с терроризмом и соблюдение ей норм международного права. Россия аннексировала Крым, несмотря на подписание Будапештского меморандума, по которому Украина отказывается от ядерного арсенала в обмен на гарантии неприкосновенности ее границ. Таким образом, Россия поставила под сомнение международное право и договор о нераспространении ядерного оружия. Значит, шестой критерий нарушен.

Получается, что передавая оружие агрессору, который стремится силой перечертить границы в Европе, Франция сталкивается не только с нравственными проблемами и потенциальным недоверием со стороны союзников, но и юридическими препятствиями. Продажа «Мистралей» России может стать нарушением европейского законодательства и нанести серьезный удар по вере в европейские институты и ценности.

Процедура и возможные решения

Но действительно ли эти критерии обладают обязательной силой? Бывший министр обороны Эрве Морен (Hervé Morin) так ответил на этот вопрос в обращении к Национальному собранию 2 февраля 2010 года: «Эта общая позиция представляет собой обладающий обязательной силой юридический акт, который не требует принятия каких-либо мер на национальном уровне и напрямую регулирует действия французской администрации. (...) Как следствие, решения межведомственной комиссии по экспорту военной техники также принимаются с учетом действующих эмбарго и ограничительных мер на основании исчерпывающих списков, которые дополняются по мере появления резолюций Организации объединенных наций и общих позиций Европейского Союза».

Таким образом, межправительственная комиссия должна заблокировать экспорт «Мистралей» на основании общей позиции Европейского Союза.

Однако решение оборонных вопросов всегда было суверенным делом каждой нации, и французское правительство может, несмотря на все это, проигнорировать нарушение нормы и передать «Мистрали» России. Как бы то ни было, считает Сильви Мателли (Sylvie Matelly), кодекс обладает обязательной силой и, следовательно, равнозначен закону. Поэтому, «в теории, любой европейский гражданин может подать в суд на нарушающее это решение европейское государство». По ее словам, успешно довести до конца такой процесс будет очень непросто, однако шансы на их появление «не равны нулю, и это касается как государств, так и предприятий». Таким образом, несмотря на все усилия правительства, история с «Мистралями» может получить неожиданное продолжение.

Перевод статьи: http://inosmi.ru

Статьи по теме
Підрив Каховської ГЕС. Причини, наслідки та висновки. Огляд думок
Підрив Каховської ГЕС. Причини, наслідки та висновки. Огляд думок

У ніч проти 6 червня російські окупанти підірвали Каховську ГЕС: за офіційною інформацією гребля знищена і не підлягає відновленню. Вода з водосховища стрімко тече униз за течією Дніпра. Під ризиком затоплення опинилися десятки населених пунктів, тисячі людей перебувають у критичних зонах і потребують негайної евакуації. Ми зібрали для вас декілька думок з соцмереж щодо причин та наслідків жахливого терористичного акту, який, за деякими твердженнями, дорівнює нанесенню ядерного удару або Чорнобильській катастрофі.
06.06.23 — 1045

Они не останавливаются — о чем предупреждает Залужный
Они не останавливаются — о чем предупреждает Залужный

Игаль Левин: "Они не останавливаются", — такими словами недавно описал российскую агрессию украинский генерал Валерий Федорович Залужный — главнокомандующий Вооруженными силами Украины. Вот эти слова Железного генерала — ключ к пониманию происходящего.
17.05.23 — 1138

Том Купер. Війна в Україні 25 квітня 2023. Для перемоги українцям потрібні власні «креативні рішення»
Том Купер. Війна в Україні 25 квітня 2023. Для перемоги українцям потрібні власні «креативні рішення»

Новий звіт Тома Купера, насправді, містить небагато нового. росіяни й далі мають перевагу в повітрі та артилерії, постійно атакують, але зазнають втрат і, фактично, не посуваються. ЗСУ, на думку аналітика, не готові до широкого контр-наступу, але тримають Бахмут й інші критичні точки на Донбасі та мають певні успіхи, в кількох місцях форсувавши Дніпро в районі Херсона. Українцям потрібні певні «креативні рішення», щоб перемогти, не покладаючись лише не допомогу Заходу й розраховуючи, найперше, на власні сили. Будемо сподіватися, що такі рішення не забаряться.
26.04.23 — 623