Контракти.ua

29452  —  20.02.09
Дыра в кармане. Введение новых налогов снижает реальные доходы госбюджета
Дыра в кармане. Введение новых налогов снижает реальные доходы госбюджета

Вместо того, чтобы искать возможности ослабить фискальную нагрузку на украинские компании, правительство лихорадочно изыскивает новые способы наполнить бюджет. С декабря 2008-го по февраль 2009-го ВР внесла более 20 изменений в налоговое законодательство, больше половины из которых увеличивают фискальную нагрузку.

Владимир ХОМЯКОВ, Коллаж Сергея ГЕТУНА, КОНТРАКТЫ

16 февраля Конгресс США окончательно одобрил выделение $787 млрд для стимулирования экономики. Более трети этой суммы предназначено для компенсации снижения налогов. Годом ранее, в январе 2008-го, когда кредитный кризис только набирал обороты, администрация Джорджа Буша уже снижала фискальную нагрузку на американские компании — в прошлом году реальный сектор заплатил на $168 млрд меньше, чем планировалось.

Подобной стратегии придерживаются и европейские государства. В частности, 10 февраля правительство Германии на два года снизило налог на прибыль и сбор на медицинское страхование — суммарная налоговая нагрузка уменьшилась примерно на EUR18 млрд в год. Аналогичные меры предпринимаются в Великобритании, Франции и даже в соседней России — правительство Владимира Путина с 1 января 2009-го уменьшило налог на прибыль с 24% до 20%.

Снижение ставок, а то и мораторий на уплату налогов — попытка спасти «курицу, несущую золотые яйца», то есть бизнес, серьезно пострадавший от мирового финансового кризиса в 2007–2009 годах. Сначала отсутствие дешевых заемных средств поставило крест на развитии кредитоемких бизнесов, подобных строительству. Затем, в 2008-м, падение спроса на мировых рынках привело к снижению доходов предприятий экспортно ориентированных отраслей. А к 2009-му компании начали уменьшать издержки, сокращать сотрудников и снижать зарплаты, в результате чего упала покупательная способность.

Крайне плохо сейчас и отечественным предприятиям, и целым отраслям. Причем не только строительству, банкам и металлургам — первая волна увольнений и сокращения зарплат уже отразилась на украинских ретейле и пищепроме, в полной мере ощутивших падение покупательной способности.

Проблемы реального сектора отражаются на динамике бюджетных поступлений. С одной стороны, 10 февраля Госказначейство отрапортовало о выполнении январского бюджета более чем на 101% — поступления в общий и специальный фонд превысили 12,2 млрд грн при запланированных 12,083 млрд. А премьер Юлия Тимошенко и вовсе заявила о перевыполнении январского бюджета на 6%. С другой — чиновники Секретариата президента еще 3 февраля утверждали, что доходы общего фонда в январе составили лишь 86,3% от запланированного. Такой же процент выполнения плана (86%) в интервью Контрактам называл и Николай Азаров. По его словам, бюджетной арифметике помог Нацбанк, на два месяца раньше срока перечислив на счета специального фонда несколько миллиардов полученной в прошлом году прибыли. Плюс Нафтогаз уплатил налоги за прошлый год. В итоге, по совокупности поступлений в общий и специальный фонд, бюджет января был закрыт с профицитом.

Однако все идет к тому, что январь окажется последним месяцем с положительным сальдо бюджета. Дополнительных источников поступлений — в виде прибыли Нацбанка, доходов от приватизации или налогов госкорпораций — ни в феврале, ни в марте, ни далее не предвидится. А большинство предприятий даже без ужесточения налоговой нагрузки будут уводить в тень значительную часть доходов, дабы выжить в условиях падения спроса и выручки.


Вместо того чтобы искать возможности ослабить фискальную нагрузку на украинские компании, правительство лихорадочно изыскивает новые способы наполнить бюджет. С декабря 2008-го по февраль 2009-го ВР внесла более 20 изменений в налоговое законодательство, больше половины из которых увеличивают фискальную нагрузку. Так, несмотря на катастрофическое падение автопродаж (-60% по итогам января), в 5 раз были подняты акцизы на импортные кузова, в 2–10 раз — на готовые автомобили. Двукратно выросли акцизы на бензин, значительно повышен этот налог для производителей сигарет. Кроме того, с подачи Кабмина в 3–5 раз был поднят налог с владельцев транспортных средств (с объемом двигателя более 2,2 л).

Справедливости ради стоит отметить, что среди подготовленных к рассмотрению ВР в феврале–марте законопроектов стало заметно меньше инициатив, которые увеличивают налоговую нагрузку. К примеру, переход к прогрессивной шкале налогообложения зарплат снижает подоходный налог с 15% до 10–12,5% для 90% работающего населения. Предполагается понизить и злосчастный транспортный налог, а из проекта закона о новом рыночном сборе, по словам вице-спикера ВР Николая Томенко, будет изъята норма о шестикратном повышении налога с рыночных торговцев. Впрочем, все послабления объясняются просто: каждый из «смягченных» законопроектов успел послужить поводом для массовых народных протестов.

Среди менее известных широкой общественности проектов по-прежнему остаются документы, вводящие новые налоги или ужесточающие взимание существующих.  Например, предлагается заменить все социальные сборы с фонда оплаты труда одним налогом. Его ставка проектом не определена, зато для администрирования единого социального налога придется создать новый контролирующий орган. Есть в перечне проектов налог на роскошь, а также — на недвижимость. Похоже, правительство и ВР продолжают руководствоваться принципом: «Если налогов платят меньше, их нужно поднять». Такой логикой можно пользоваться до бесконечности, но денег от этого больше не будет. Их будет меньше.  Среднестатистический предприниматель, вынужденный не только выживать в условиях кризиса, но и платить новые налоги, просто уйдет в тень. К примеру, начнет платить зарплату своим сотрудникам в конвертах. И государству не останется ничего другого, кроме как вновь поднять налоги…

Статьи по теме
Українці стали більше побоюватися підвищення цін та падіння гривні
Українці стали більше побоюватися підвищення цін та падіння гривні

Індекс споживчих настроїв українців у вересні 2024 року зменшився на 7,4 пунктів та становить 72,6 п. Зменшились усі складові індикатора, крім Індексу поточного особистого матеріального становища.
16.10 — 252

В Україні продовжує дорожчати картопля
В Україні продовжує дорожчати картопля

Ажіотаж на ринку картоплі в Україні не вщухає, навіть попри прибирання цієї продукції в місцевих господарствах і імпорт продукції, ціни продовжують зростати і встановлювати нові рекорди.
14.10 — 211

Інфляція в Україні прискорюється: як це вплинуло на ціни
Інфляція в Україні прискорюється: як це вплинуло на ціни

Зростання цін в Україні в вересні було найбільшим від початку року.
13.10 — 224