22 мая ИД «Галицкие Контракты» провел круглый стол на тему «Военно-политический статус Украины. Какого стратегического партнера выбирают предприниматели и управленцы».
Украина переживает сегодня самый решительный и судьбоносный период в своей новейшей истории – собственно решается, какой внешнеполитический вектор будет выбран на ближайшие десятилетия. Как показали последние события – оккупация Крыма и террористические операции на юго-востоке, страна, безусловно, нуждается не только в предоставлении гарантий безопасности, но и в надежных военных союзниках. Если бы Украина, например, уже была членом НАТО, то вряд ли бы нынешняя ситуация была в принципе возможна, ведь нападение на Украину означало бы нападение на всех членов НАТО. И ни одна империя не решилась бы на начало такого грандиозного конфликта. Одновременно был бы снят с повестки дня и вопрос о политической независимости страны: рассуждения о «недогосударственности» члена НАТО представляются просто смешными.
«До недавнего времени позиция НАТО была двусмысленной: нас, с одной стороны, убеждали, что нас в любой момент готовы принять в альянс – двери открыты и все зависит только от нашего же политического решения, а, с другой, дальше разговоров на разных уровнях дело не двигалось, - отметил во время круглого стола Владимир Горбач, политический аналитик Института Евроатлантического Сотрудничества. – Но сработал фактор России: в НАТО поняли, что недооценивали угрозу (впрочем, точно так же, как и украинские военные аналитики) – и в отношении Украины может быть принято абсолютно уникальное решение. Возможно, нас и не примут в альянс в соответствии со всеми строгими официальными процедурами, но все же сумеют найти компромиссный вариант плотного военного сотрудничества Украины и с Северо-Атлантическим Альянсом».
«По сути, Украина, соглашаясь на «американский зонтик», получила бы возможность поддержки со стороны 26 государств членов НАТО в военное время – точно так же, как эту поддержку получили страны Балтии и Польша, - такую точку зрения высказал Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения». – Однако необходимо понимать, что Украина в любом случае обречена на определенный вакуумный период, на период активной фазы противостояния с Кремлем. Сегодня Путин ведет себя как загнанная в угол крыса – и вчерашнее абсолютно невыгодное соглашение с Китаем является ярким тому подтверждением. Путин делает все, чтобы укрепить новое мировое зонирование, где Пекин и Москва представляют противоположный США и ЕС полюс».
Украина в любом случае вынуждена искать партнеров, которые помогли бы стране выйти из-под влияния Кремля. «Уверен, что вопрос – вступать или не вступать в НАТО такой вопрос не должен стоять перед политической элитой, если она честна с народом. Необходимо вступать как можно быстрее, но с максимальным эффектом - подвел итог дискуссии Анатолий Пинчук, руководитель ВОО «Украинская стратегия». – Хотел бы так же подчеркнуть, что Европейский Союз, которого в соответствии с распространенными стереотипами, выбирают в качестве основного партнера большинство наших граждан, - слабый партнер. И украинцы, выбирая европейский вектор развития, интуитивно голосуют за европейские ценности, но не за стратегическую модель. С точки зрения геополитики нашим ключевым партнером все же должны быть США и евроатлантический союз».
На круглом столе ИД «Галицкие Контракты» представили результаты опроса бизнес-аудитории, которые проиллюстрировали предпочтения, настроения и осведомленность самой продвинутой и активной части украинцев в вопросах внешнеполитических ориентиров. В опросе согласились принять участие 2005 человек. Свой род деятельности большинство опрошенных определяли как предприниматель - 44%, руководитель предприятия -24% , бухгалтер – 13%, юрист – 6%, госслужащий – 3%, другие -10%. Превалирующая возрастная категория участников опроса – 35-50 лет (56%), до 35 лет – 23%, старше 50 лет – 21%. Опрос охватил все области Украины, исключая Автономную Республику Крым (разбивка по областям – прилагается в отдельной таблице).
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. В нынешних условиях фактической агрессии со стороны России, какое военно-политическое объединение для Украины вы бы выбрали?
Ответ «Я считаю, что надо как можно быстрее вступать в НАТО, только при поддержке стран НАТО мы сможем остановить Путина» дали 44% респондентов, «Я считаю, что надо согласиться со всеми требованиями Путина и вступить в ОДКБ» - 7%, «Я считаю, что мы сами в состоянии решить вопросы безопасности и территориальной целостности страны и выступаю за внеблоковый статус Украины» - 49% . Остальные затруднились ответить – 160 человек.
Почти всем респондентам пришлось объяснять, что такое ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии, членами которого сегодня являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
Тем, кто выбирал первый вариант ответа, а именно быстрое вступление в НАТО, был задан уточняющий вопрос «Вступление в НАТО означает, помимо организации коллективной безопасности, еще и реформу армии по стандартам НАТО. Кто, по вашему мнению, больше других будет тормозить эти реформы?» Вариант ответа «Генералитет, не желающий изменений» выбрали 10% респондентов, «Олигархи, привыкшие наживаться на военном бюджете» - 31% , «Российские агенты влияния» - 32%, «Простые солдаты и офицеры» - 2%, «Граждане, не желающие вступления в НАТО» - 10%. Затруднились ответить – 50 человек и еще 57 не смогли ограничиться одним пунктом и называли несколько вариантов.
2. Кто, по вашему мнению, должен быть стратегическим партнером Украины?
Ответ «Европейский Союз» предпочли – 70% , «Российская Федерация» - 10% , «США» - 10%, «Китай» -10% . Затруднились ответить – 87 человек, не могли ограничиться одним ответом и выбирали несколько вариантов в различной конфигурации – 175 человек, еще 57 человек ответили «никто».
Второй блок вопросов был посвящен предстоящим выборам и тому, как влияет позиция кандидата по поводу внешнеполитической ориентации Украины на мнение избирателей о нем. Цель этой части исследования – выяснить, насколько осознанный выбор делают продвинутые избиратели, учитывая, что, согласно новой Конституции, формирование внешнеполитического курса – одна из главных функций президента Украины.
3. Будете ли вы руководствоваться позицией кандидатов по поводу внешнеполитической ориентации Украины, делая свой выбор на президентских выборах, и знаете ли вы эту позицию?
Ответ «Знаю и буду» дали 56% , «Знаю, но не буду» - 21%, «Не знаю и не буду» - 23%. Затруднились ответить – 97 человек.
4. Если бы в ближайшее воскресенье проводились президентские выборы, а в бюллетень были бы включены следующие политики, то за кого бы вы проголосовали?
Следующие кандидаты из списка набрали такое количество голосов: Богомолец – 3,2%, Бойко – 1,3%, Гриценко – 9,7%, Добкин – 2,1%, Коновалюк – 0,3%, Ляшко – 2,8%, Порошенко – 30,8%, Рабинович – 2,6%, Тимошенко -20,1%, Тигипко – 8,2%, Тягнибок – 4%, Царев – 0,8%, Цушко – 0,3%, Ярош – 2,2%, против всех будут голосовать – 11,6%. Остальные кандидаты не получили ни одного голоса. Также 127 респондентов заявили, что не пойдут на выборы и еще 224 затруднились ответить.
5. Если бы во второй тур президентских выборов вышли Юлия Тимошенко и Петр Порошенко, за кого из них вы бы проголосовали с учетом того, что Тимошенко выступает за вступление Украины в НАТО, а Порошенко за внеблоковый статус Украины?
Ответ «Тимошенко» дали 29% респондентов, «Порошенко» - 40%, против всех – 31%. Также 169 человек ответили, что не пойдут на выборы, и еще 238 затруднились ответить.
Участники круглого стола отметили, что отношение к членству в НАТО в последнее время значительно изменилось: если еще пару лет назад за внеблоковый статус для Украины голосовало подавляющее большинство наших граждан, то сегодня у него лишь незначительный перевес, при чем не абсолютный. При этом в выборе между военным союзом с Россией (вариант – ОДКБ) или со странами НАТО безусловное предпочтение отдается союзу с НАТО. Стратегическим партнером украинцы видят, прежде всего, ЕС. Остальные возможные союзники значительно отстают: Россия, США и Китай набрали всего по 10% голосов. Большая часть опрошенных утверждает, что знает о позиции кандидатов в президенты по поводу внешнеполитической ориентации Украины (56%), но, как показали результаты опроса, даже наличие уточнения позиции кандидатов в вопросе (относительно НАТО) уже приводит к тому, что отношение к кандидатам в президенты во втором туре выборов (29% у Ю.Тимошенко и 40% у П.Порошенко), начинает приближаться к реальному отношению сторонников НАТО и сторонников внеблокового статуса Украины. Т.е. если бы опрос проходил бы позже, то возможно результаты были бы еще более «проНАТОвскими».
Это означает, что кто бы ни был избран Президентом Украины, ему придется считаться с увеличением сторонников членства Украины в НАТО в обществе.