Подорожание газа для Украины не приведет к краху экономики, но сократит прибыль предприятий и увеличит инфляцию. Чтобы избежать банкротства НАК, придется повысить тарифы для населения, либо компенсировать убытки из госбюджета. Повышение тарифов приведет к витку инфляции и дальнейшему сокращению потребительского спроса. Но накануне президентских выборов власти вряд ли пойдут на этот шаг.
Когда в конце 2005 года российский Газпром предложил повысить стоимость газа для Украины с $50 до $230 за тыс. куб. м, эксперты предрекали массовую остановку промышленных предприятий и экономическую катастрофу. Теперь этот уровень цены достигнут. Однако закрытия заводов не будет, хотя дорогое топливо усугубит кризис, сократив доходы компаний и простых украинцев.
Десятина для Нафтогаза
Газ стал дорогим для украинских компаний еще в прошлом году. НАК «Нафтогаз України» импортировала топливо по $179,5 за тыс. куб. м, тогда как продавала предприятиям гораздо дороже. К примеру, в августе 2008-го конечная стоимость газа для коммерческих потребителей составляла $295–320 (по курсу 4,65 UAH/USD). Большая разница в ценах объясняется просто: в течение 2008 года правительство ввело ряд надбавок к стоимости топлива, которые обеспечивали дополнительный доход госбюджету и НАК — в размере $50– 70 с каждой тысячи кубометров. В частности, с декабря 2007-го по апрель 2008-го Кабмин постепенно увеличил сбор в бюджет при продаже газа с 2% до 12%, а в мае включил в цену топлива дополнительные расходы Нафтогаза в размере 87,43 грн за тыс. кубометров (без НДС). Остальная разница между стоимостью импортируемого газа и ценой продажи на внутреннем рынке приходится на НДС и плату за доставку топлива предприятиям по трубопроводам.
Население — главный
потребитель Структура использования газа в Украине в 2008 году, млрд куб. м
С января цена российского топлива для «Нафтогаза України» увеличилась на 27,5% — до $228,8 за тыс. кубометров. Для внутренних потребителей газ подорожал еще больше. С 1 января цена газа для коммерческих структур составит 2390–2570 грн за тыс. куб. м (для разных групп потребителей, с учетом НДС и тарифов на транспортировку). Это на 38–46% больше тарифа, по которому предприятия покупали газ в декабре, и на 73–95% выше стоимости топлива в августе. Однако рост цены связан в основном не с подорожанием российского газа, а с девальвацией гривни. Стоимость топлива в американской валюте почти не изменилась по сравнению с августом 2008-го — $299–321 (по курсу межбанковского рынка на 3 февраля). Это стало возможным после отмены правительством большей части наценок: с 1 января дополнительные расходы Нафтогаза не учитываются в стоимости топлива при поставках металлургическим и химическим предприятиям, а бюджетный сбор в размере 12% отменен вовсе. Впрочем, полностью наценки не устранены: на продаже топлива металлургам и химикам НАК будет зарабатывать $8 на тысяче кубометров, тогда как на других коммерческих потребителях — $23.
Химики без лирики
Сокращение надбавок стало хорошей новостью для производителей аммиака и азотных удобрений, поскольку они используют газ в качестве сырья, а не энергоносителя. На протяжении первых трех кварталов минувшего года топливо по $250–300 химические предприятия полностью устраивало. Стремительное подорожание товаров на международных сырьевых рынках обрушило золотой дождь на производителей удобрений: в I половине 2008 года аммиак подорожал вдвое, достигнув на пике отметки $700 за тонну (FOB порт Южный), а стоимость карбамида взлетела до $830. Прибыль компаний резко выросла: к примеру, январь—сентябрь Одесский припортовый завод закончил с прибылью 722 млн грн (308,8 млн грн за весь 2007 год), а Северодонецкий Азот — с 532,5 млн грн (43,6 млн грн за 2007-й). Заработать столько предприятиям помог дешевый газ: для европейских конкурентов на тот момент он стоил $450–460.
В IV квартале ситуация изменилась. Сырьевой пузырь на мировом рынке лопнул — и к началу января стоимость аммиака упала до $120 за тонну, однако уже к первым числам февраля достигла отметки в $210. Разумеется, производство аммиака при цене газа в $300 будет невыгодным. «Скорее всего, производство товарного аммиака до конца года будет оставаться убыточным», — прогнозирует председатель правления ОАО «Концерн Стирол» Сергей Павлючук.
Бал на рынке аммиака продолжат править те страны, которые имеют доступ к дешевому газу, прежде всего арабские государства и Россия. Украинские химические предприятия держатся на плаву за счет выпуска удобрений. «Стоимость карбамида в порту Южный составляет $270 за тонну, тогда как аммиачной селитры отечественного производства на внутреннем рынке — 2100–2200 грн. Эти цены позволяют выпускать удобрения с минимальной рентабельностью», — говорит Дмитрий Гордейчук, руководитель департамента АПК и химической промышленности ГП «Госвнешинформ». Если бы надбавки на стоимость газа не были отменены и топливо достигло $350–360 за тыс. куб. м, заводы оказались бы перед угрозой полной остановки.
Химики рассчитывают, что в феврале—апреле удобрения подорожают в связи с посевной. В начале января норвежский концерн Yara, крупнейший в мире производитель удобрений, прогнозировал, что стоимость карбамида повысится до $330 (FOB порты Черного моря) за тонну. Тем не менее о сверхприбылях, заработанных на дешевом газе, владельцам химических комбинатов придется забыть надолго, если не навсегда. Чтобы выжить, скорее всего, они предпримут усилия для сохранения высокой стоимости аммиачной селитры на внутреннем рынке, ограждая его от дешевой продукции российских конкурентов.
Во II половине 2008 года экономический кризис обрушил также цены на сталь, поэтому покупка газа по $300 стала невыгодна и металлургическим комбинатам. Более дешевой альтернативой оказался угольный кокс, спрос на который осенью резко упал из-за сокращения выпуска стали. По словам гендиректора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, с декабря меткомбинаты отказались от использования газа в доменном производстве, увеличив потребление кокса. В домнах сжигалось 3–3,5 млрд куб. м газа из 7,5–8 млрд кубометров, которые ежегодно закупают металлургические предприятия. Полностью отказаться от газа, который также применяется в мартеновских печах и при производстве проката, комбинаты не могут из-за устаревшего оборудования.
По мнению экспертов, несмотря на значительное сокращение доходов из-за падения цен на сталь и подорожавшего газа, меткомпании останутся прибыльными. «Доля этого энергоносителя в себестоимости металлургической продукции не превышает 6–8%, — отмечает аналитик инвесткомпании Dragon Capital Сергей Гайда. — Наибольшие расходы на газ у предприятий с мартеновским производством стали — Запорожстали, Мариупольского меткомбината им. Ильича.
Инфляционная спираль
Представители остальных отраслей, которые ориентируются преимущественно на внутренний рынок, с резким повышением гривневой цены газа будут вынуждены повысить стоимость своей продукции. Речь идет прежде всего о цементе и других строительных материалах, стеклянных изделиях, в себестоимости которых велика доля топлива. «Если мы не повысим цены на цемент, то по результатам 2009 года получим убытки», — заявил гендиректор компании «Дикергофф Украина» Отто Лозе. По прогнозу Украинской аграрной конфедерации, подорожание газа приведет к повышению стоимости хлеба на 5%. Эта тенденция остановит начавшийся в сентябре процесс снижения промышленных цен. По данным Госкомстата, с сентября по декабрь индекс цен производителей уменьшился на 9,8%. Однако основным фактором возобновления роста промышленных цен станет не повышение стоимости российского газа для Украины, а девальвация гривни, которая стала причиной подорожания импортного сырья и материалов. Цены производителей замедлили падение еще в конце минувшего года: если в ноябре индекс упал на 6,5%, то в декабре — всего на 0,4%.
Надбавок меньше, цена больше
Структура цены газа для промышленных потребителей, грн
По мнению экономистов, негативно отразится дорогой газ и на потребительских ценах — из-за заниженных коммунальных тарифов. Дело в том, что сейчас стоимость голубого топлива для котельных, обеспечивающих теплом население, экономически неоправдана — 872,78 грн/тыс. куб. м, или $109,1 (с учетом НДС, тарифов на транспортировку и поставку). При этом котельные являются крупными потребителями газа — в минувшем году они использовали 10,1 млрд кубометров топлива. Госбюджет-2009 предусматривает предоставление «Нафтогазу України» 1,614 млрд грн для компенсации потерь от поставок топлива по заниженным тарифам, но этого недостаточно: после подорожания российского газа до $228,8 убытки компании от продажи топлива котельным увеличатся до $1,9 млрд в год. Чтобы избежать банкротства НАК, правительству придется повысить стоимость газа для теплокоммунэнерго, что приведет к резкому росту тарифов на тепло для населения, либо компенсировать убытки компании из госбюджета.
Повышение тарифов приведет к витку инфляции и дальнейшему сокращению потребительского спроса. Но накануне президентских выборов власти вряд ли пойдут на этот шаг. Глава Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Валерий Кальченко заявил, что комиссия не планирует пересматривать стоимость газа для котельных. Однако найти в госбюджете 12–14 млрд грн на компенсацию потерь «Нафтогаза України» едва ли удастся без увеличения дефицита госбюджета-2009, который запланирован в размере 31,5 млрд грн (3% ВВП). Денежная эмиссия, к которой, согласно закону о госбюджете, имеет право прибегнуть правительство для финансирования дефицита, также приведет к высокой инфляции. А она, вероятнее всего, значительно превысит прогнозируемый на этот год уровень 15–18%.