На сети дорог имеется большое количество крупных песчаных и гравийных карьеров, которые поставляют балласт для ремонтов главных и станционных путей на гравийном и песчаном балластах. Карьеры ракушечного балласта обеспечивают балластом дороги.
При разработке карьеров выполняются следующие работы: подготовительные: удаление вскрышных пород; выемочно-погрузочные, подробнее читайте на http://ukrnews24.net/.
Подготовительные работы включают валку леса и корчевание пней, снос или перенос зданий, устройство водоотводов и др.
Вскрышные работы выполняют с целью удаления пустых пород (супеси, суглинка и др.), которые покрывают полезное ископаемое или находятся в его толще. Толщина пустых пород в песчаных и гравийных карьерах обычно незначительная (около 3 м). Выполняют вскрышные работы экскаваторами с перевозкой породы автомобильным транспортом. В ряде случаев используют скреперы, бульдозеры, гидромеханизацию. Самоходные скреперы с ковшами вместимостью 8-15 м3 целесообразно применять при дальности возки до 3000 м, прицепные -до 700 м, бульдозеры мощностью 74-295 кВт рекомендуются при перемещении грунта на расстояние до 100 м.
Складируют породы в отвалы, которые размещаются или за пределами контура залегания полезного ископаемого, или в выработанном пространстве карьера (при разработке месторождения сразу на полную мощность). Верхний растительный слой складывается отдельно. Обычно песчаные и гравийные балластные карьеры работают только в теплое время года. Вскрышные работы выполняются также сезонно, но они должны обеспечивать достаточный фронт работ по выемке полезного ископаемого.
Выемочно-погрузочные работы заключаются в извлечении горной массы, ее перемещении и погрузке. Они могут выполняться одноковшовыми, многоковшовыми, роторными и башенными экскаваторами, погрузчиками, средствами гидромеханизации и др. В балластных карьерах наиболее распространены одноковшовые экскаваторы.
Разработка месторождения может начинаться с устройства разрезной траншеи на полную глубину уступа. При проходе траншеи с расположением железнодорожного пути на ее подошве к экскаватору подводят один или два погрузочных тупика. По мере разработки траншеи тупики удлиняют. При таком способе простои экскаватора из-за обмена вагонов и укладки новых звеньев достигают 30-50%. Этот недостаток отсутствует при укладке пути вверху на кровле уступа.
Источник: Ukrnews24.net