Контракти.ua

36449  —  06.02.09
Российский связной. Гендиректор компании МТС-Украина Андрей Дубовсков считает бизнес-литературу бесполезной
Российский связной. Гендиректор компании МТС-Украина Андрей Дубовсков считает бизнес-литературу бесполезной

В интервью Контрактам Андрей Дубовсков, генеральный директор компании «МТС-Украина», рассказал о том, что: 1) у него никогда не было никаких амбиций 2) управление собственным бизнесом обучает не хуже, чем курсы МВА 3) в жизни человека происходит то, во что он верит 4) соглашаться можно со всем, исключая криминал и моральную нечистоплотность.

Вера ТКАЧЕНКО, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ, КОНТРАКТЫ

Вы окончили ВГИК по специальности «режиссер художественного кино- и телефильма», но стали менеджером телекоммуникационной компании. Как так получилось?

— Я окончил институт и получил предложение работать в телекоммуникационной отрасли. Сотовая связь была новым для России бизнесом — мне стало интересно. Пошел работать — не пожалел.

Кто вам сделал такое предложение, ведь вы наверняка общались в творческой среде актеров и режиссеров?

— Актеры, режиссеры — люди состоявшиеся, а я был всего лишь студентом. Не налаживал никаких связей в кинематографической среде, специально не развивал себя. Просто когда-то решил, что хорошо было бы учиться во ВГИКе и стать режиссером, снимать фильмы и учить людей добру.


Андрей Дубовсков не любит рассуждать на левые темы

До ВГИКа я замечательно работал на заводе кузнецом, молотил по горячему металлу и радовался жизни. Летом подумал, что можно отослать свои документы в какой-нибудь вуз. И отправил их во ВГИК. Перед тем как сдавать экзамены, нужно было пройти творческий конкурс — как-то выразить свою творческую личность. Сочинил несколько рассказов, в одном из них, например, описал свою работу на заводе. Приемная комиссия ВГИКа почему-то сочла представленные материалы достойными того, чтобы дальше общаться с их автором, и пригласила меня на экзамены.

У вас разве не было амбиций стать выдающимся режиссером?

— Никогда. У меня вообще никогда в жизни не было никаких амбиций, я не претендовал на что-то исключительное. Мне вообще стыдно на эту тему говорить. Есть люди, создающие фильмы, очень хорошие фильмы, а я — человек, который никогда ничего не снял, — вынужден достаточно часто на подобные темы рассуждать. Это стыдно.

Но можно ли сделать карьеру в киноиндустрии без амбиций стать лучшим? И вы ведь, чтобы стать студентом ВГИКа, прилагали усилия: писали рассказы для творческого конкурса. Зачем? Поступили бы, например, в торгово-экономический.

— А я до этого учился в других вузах — Ленинградском институте киноинженеров, Ростовском инженерно-строительном институте, на подготовительном факультете физического факультета Ростовского университета. Но ни один из них не окончил — на каком-то этапе терял интерес к учебе. Наверное, искал себя.

Почему же в конце концов остановили свой выбор на телекоммуникациях?

— Если бы мне предложили работу где-то в другом месте, пошел бы туда. И на завод мог пойти работать. Хотя во время учебы во ВГИКе два или три сезона подрабатывал у своего мастера, который снимал тогда картину. Формально это называлось ассистент режиссера, реально же я делал все подряд: и чертил, и писал, и водителем работал, и чемоданы таскал с оборудованием — всячески помогал съемочной группе, чтобы она могла нормально функционировать.

С чего начался ваш путь в бизнесе?

— Предложение стать менеджером проекта мне поступило от люксембургской коммуникационной компании Millicom International Cellular. Она тогда инвестировала в неразвитые рынки. Жизнь ведь — цепь случайностей. В те времена квалифицированных кадров не было. Представители Millicom увидели, что есть человек с образованием, вроде говорит складно и что-то умеет. И решили: пусть он будет менеджером проекта.


Millicom International не была оператором, а создавала совместные предприятия, инвестировала в них, привносила новые технологии. Я был представителем этой компании в некоторых из ее СП. Затем несколько лет работал на других ее предприятиях.

Позже трудился в консалтинговой компании, оказывавшей услуги в области телекоммуникаций и сотовой связи, в шведской компании «Теле2» и наконец в МТС.

Когда между этими переходами вы успели организовать собственный бизнес?

— В начале 1999 года. Я к тому моменту уже знал, что нужно для создания оператора сотовой связи. Нашел партнеров — российскую телекоммуникационную компанию, которая до сих пор работает на рынке РФ, и организовал совместный бизнес. Мы купили оборудование, получили лицензию и начали строить сотовую сеть.

А говорите, лишены амбиций.

— Просто в тот момент понял, что так будет интересно, удобно, выгодно, правильно. И все. Я вовсе не хотел стать телекоммуникационным королем.

Но много ли рядовых менеджеров той же Millicom создавали собственные сотовые компании?

— Конечно, много. В 1990-е в России и Украине, когда экономика становилась рыночной, огромное количество людей, таких как я, пытались основать собственные компании. С 1991 года, когда в РФ появилась мобильная связь, российский регулятор выдал около 140 лицензий на предоставление подобных услуг. Сейчас же мобильных операторов там осталось десятка два с половиной.

Ваш бизнес был успешным?

— Я рассчитывал, что через пять лет у меня будет 100 тыс. абонентов. Но, конечно, такого не произошло — через год продал компанию. Тогда у нее было около 2–3 тыс. абонентов.

Почему?

— Компания работала в аналоговом стандарте, который к тому моменту уже был мало востребован. Кроме того, появлялись новые крупные компании с серьезными инвестициями, работавшие в цифровых стандартах. Наверное, в ретейле одежды можно работать и в формате крупной сети Marks & Spencer, и бутика. Но на таком массовом рынке, как мобильная связь, не думаю, что есть смысл существовать тысячам сотовых компаний. Поэтому здравый смысл заставил меня принять решение о продаже своего предприятия.

Работа в собственном бизнесе была для меня чем-то вроде МВА. Я чрезвычайно доволен тем жизненным и профессиональным опытом, который дал этот проект.

В МТС вы ушли из компании «Теле2», где работали региональным директором. Как отличается корпоративная культура шведского оператора мобильной связи от российского?

— Когда речь идет о компаниях такого уровня, оборот которых исчисляется в десятках миллиардов долларов, говорить о национальных особенностях корпоративного управления я бы не стал. Это уже однозначно интернациональные компании. В топ-менеджменте «Теле2» работали и англичане, и немцы, и шведы, и русские — кого там только не было. То же самое сейчас происходит в МТС.

Иностранный менеджер, занимавший руководящие посты на нескольких предприятиях корпорации «Система», которая владееи МТС, рассказывал, что в них действуют менее демократичные, чем в западных компаниях, принципы, больше напоминающие армейские. Вы считаете, что такой подход эффективен?

— Я глубоко убежден, что жизнь преподносит человеку то, во что он верит. Если человек верит, что он работает в компании с жесткой авторитарной системой управления, которая подавляет его личность, так и есть. Я вас уверяю, он будет чувствовать себя точно так же, даже если будет работать в детском саду. Если же человек верит в то, что он является системообразующим звеном в менеджменте компании, созидателем внутрикорпоративной культуры и политики, считает, что организует вокруг себя пространство в соответствии со своим видением, значит, так оно и есть.

Люди, рассказывающие о том, что они такие белые и пушистые, а проклятые начальники — деспоты и тираны, меня всегда поражают. Такое впечатление, что все делятся на две категории: всегда хороших подчиненных и всегда плохих начальников. У каждого есть своя мотивация, какую бы должность он ни занимал. Если ты умеешь понять мотив человека, который принимает то или иное решение, значит, правильно оценишь это решение.

Одно дело — понимать мотив, другое — соглашаться с решением.

— Соглашаться можно со всем, кроме криминала и моральной нечистоплотности. Все остальное — это уже просто иной взгляд на вещи. А у нас в любой компании тьма народу, считающего, что, кроме криминала и моральной нечистоплотности, ни в коем случае нельзя соглашаться еще с тем-то, тем-то и тем-то — список на талмуд. И когда жизнь все-таки заставляет людей с чем-то согласиться, они начинают стенать, какие же они бедные и несчастные, как их принуждают менять принципы. Не надо свою субъективную точку зрения возводить в догму и думать, что если что-то в нее не вписывается, то все вокруг не правы.

Ваш предшественник на посту генерального директора МТС-Украина Павел Павловский лично перевел книги Йонаса Риддерстрале и Кьелла Нордстрема «Бизнес в стиле фанк», «Караоке-капитализм», Джима Коллинза «От хорошего к великому» на русский язык. Что переводите вы?

— Я бизнес-литературу почти не читаю.

Почему?

— Ежедневный объем внутри- и околокорпоративной бизнес-литературы таков, что прочитать еще что-то, что объясняло бы мне то, что я вижу ежедневно, не представляется возможным. Что такое бизнес-литература? Это рассказ о том, какие в мире существуют методы, практики, примеры. Зачем они мне? Я ежедневно их наблюдаю в течение многих-многих лет с разных точек зрения: менеджера любого уровня, владельца, абонента.

То есть вы считаете бизнес-литературу бесполезной, по крайней мере для себя?

— Да, мне мало что даст какой-нибудь «Бизнес в стиле фанк» некого Риддерстрале.

Но в названиях вы ориентируетесь.

— Это все проклятая реклама. Она же все равно какое-то влияние на меня имеет.

 

Персона

Андрей Дубовсков родился в 1966 году

Образование: в 1993 году окончил ВГИК им. С. А. Герасимова

За что стыдно: за неправильно принятые решения

Чем гордится: ничем не горжусь, я не гордый человек

Жизненное кредо: нет

Хобби: нет

Последняя прочитанная книга: Брайан Бурроу и Джон Хельяр «Варвары у ворот»

Женат, воспитывает сына и дочь

Карьера

С 1993 года работал в таких компаниях, как Millicom International Cellular S.A., Millicom International Cellular B.V., ООО «Региональная сотовая связь», ЗАО «800» и других фирмах в Москве, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге

2002 — 2004 гг. — генеральный директор одной из компаний Группы «Теле2» в Нижнем Новгороде

2004 — 2006 гг. — директор филиала МТС в Нижнем Новгороде

2006 — 2007 гг. — директор макрорегиона МТС «Урал»

С декабря 2007 г. — работает в компании МТС-Украина

Компания

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — крупный оператор сотовой связи в России и странах СНГ, обслуживающий вместе с дочерними предприятиями более 87,26 млн абонентов. Население, проживающее в зоне действия сети МТС, — более 230 млн человек. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владеет 52,8% акций сотового оператора. 46,7% бумаг находятся в свободном обращении

МТС-Украина — 100%-ая дочерняя компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Охватывает более 97% территории Украины, на которой проживает 99% населения. Обслуживает свыше 18,60 млн абонентов

Доход за 2007 г.: $1,608 млрд

Статьи по теме
Біткойн виріс на 40% після перемоги Трампа і наблизився до позначки 100 тисяч доларів
Біткойн виріс на 40% після перемоги Трампа і наблизився до позначки 100 тисяч доларів

Курс біткойна продовжив рух до позначки 100 тисяч доларів. Інвестори роблять ставку на те, що більш дружній підхід США до регулювання криптовалют за обраного президента Дональда Трампа ознаменує початок епохи буму для цього класу активів.
вчера, 11:26 — 203

NASA б’є на сполох: на російській частині МКС п’ять років триває витік повітря
NASA б’є на сполох: на російській частині МКС п’ять років триває витік повітря

Експерти занепокоєні можливістю катастрофічного збою.
18.11 — 256

Загроза астрономії: вчені закликають зупинити запуски Starlink та їхніх конкурентів
Загроза астрономії: вчені закликають зупинити запуски Starlink та їхніх конкурентів

Нині на навколоземній орбіті функціонує понад 9 тисяч супутників.
18.11 — 522