Снижение расценок на телерекламу в 2009-м неизбежно спровоцирует удешевление остальных рекламоносителей. Рынок телерекламы, скорее всего, просядет более чем на 10,6% (в гривне). Но рекламные прайсы будут верстаться исходя из курса 5,05 UAН/USD!
20января сейлз-хаусы группы «Интер» (продающие рекламу на телеканалах «Интер», «НТН», «К1», «К2», «Мегаспорт», Enter Music, Enter Film, «Новый», «СТБ» и ICTV) объявили расценки на 2009 год. В среднем, по подсчетам экспертной группы Kwendi, номинированные в долларах цены перечисленных телеканалов на 2009-й на 7% ниже, чем в 2008-м. Так, на Интере реклама подешевела на 18%, а стоимость размещения на СТБ выросла на 20%.
Но главным нововведением было не снижение цен и даже не увеличившиеся с 50% до почти 70% базовые скидки. Основной новостью стала фиксация курса на уровне 5,05 UAН/USD. Хотя еще в декабре представители многих телеканалов заявляли, что рекламные прайсы будут верстаться исходя из курса 7,5 UAН/USD.
Уменьшение объемов телерекламы в первой декаде января примерно на 30% по сравнению с прошлым годом связано не только с общим падением спроса на эфирное время, но и с конфликтом телеканалов с крупными рекламодателями. Procter & Gamble, например, вообще прекратила размещение, ожидая снижения цен сейлз-хаусами.
По подсчетам экспертов, с учетом нового рекламного курса и всех скидок цены на телерекламу (в гривне) в нынешнем году могут снизиться на 35–40%. Принимая во внимание, что большинство крупных рекламодателей формирует бюджеты исходя из стоимости размещения в телеэфире, это может означать существенное падение объемов всего рекламного рынка в 2009 году. Напомним, в конце декабря Всеукраинская рекламная коалиция прогнозировала снижение объемов медийной рекламы в 2009-м на 14% (до 5,831 млрд грн) — при условии падения объемов телерекламы всего на 10,6% (с 2,7 млрд грн в 2008-м до 2,415 млрд в 2009 году). Естественно, снижение расценок на телерекламу в определенной мере оживит рынок. Но с учетом существенных скидок и неизбежного во время кризиса уменьшения количества рекламодателей рынок телерекламы, скорее всего, просядет более чем на 10,6% (в гривне).
Очевидно, подобное будет происходить с рынком в целом. После того как телеканалы определятся с ценами и размерами скидок на нынешний год, рекламодатели приступят к выбиванию сопоставимых (а то и больших) бонусов у владельцев альтернативных носителей рекламы — от наружки и печатных СМИ до кинотеатров и радиоканалов.