Себестоимость добычи угля на государственных шахтах растет, а цена продажи падает. Сфера продолжает наращивать убытки. Решение предлагается традиционное – дотации из бюджета.
Министерство энергетики и угольной промышленности Украины отчиталось об итогах хозяйственной деятельности отечественных государственных угледобывающих предприятий в минувшем году. Так по сравнению с 2012-м их убытки выросли на 26,5% — до 15,13 млрд грн. Произошло это из-за колоссальной разницы между средней ценой товарной угольной продукции и себестоимостью ее производства. Если в прошлом году цена тонны угля, добытого на госшахтах, не превышала 493 грн, то ее себестоимость достигла 1353 грн. Эта статистика в емкой форме отражает как основные причины, так и следствия тех проблем, которые отрасль накапливала десятилетиями и которые сегодня достигли уровня неразрешимых.
Уголь в избытке
В период с 2005-го по 2009 год объем добычи угля в Украине постепенно сокращался, однако с 2010-го — вновь начал расти. Объем импорта, по данным Миндоходов, в 2012 году также вырос на 16,2% (по сравнению с 2011-м) — до 14,8 млн тонн. В 2012 году в стране оказалось 100,746 млн т угля. Но уже в I квартале 2013-го отрасль столкнулась с проблемой реализации производимой продукции и до сих пор ее не решила.
«Возникновение профицита было обусловлено резким падением спроса и цен на уголь как на внутреннем, так и на внешних рынках. Что касается внутреннего рынка, то обвал был вызван общим спадом промышленного производства и, соответственно, сокращением объемов выпуска электроэнергии, а также увеличением объемов производства электроэнергии атомными энергоблоками. Что же касается внешних рынков, то основной причиной ухудшения их конъюнктуры стал резкий рост добычи природного газа в США в 2011–2012 годах, вследствие которого местные угледобытчики развернули массированный экспорт невостребованного сырья в разные страны, в том числе в Европу», — комментирует аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.
Дорогая продукция государственных шахт осталась невостребованной, в том числе и из-за обычной рыночной конкуренции и изменения структуры рынка. «Некоторые ТЭЦ, которые ранее находились в собственности государства и были обязаны закупать уголь у государственных же шахт, перешли в собственность компании ДТЭК и стали приобретать сырье у входящих в ее структуру угледобывающих предприятий», — добавляет руководитель аналитического департамента АК Kreston GCG Дарья Головнина. В результате к концу 2012 года объем невостребованных запасов угля на складах ТЭЦ и ТЭС достиг рекордных 5,8 млн т.
В результате 2013 год был посвящен борьбе с излишками угля: впервые с 2010-го объемы производства угля в Украине сократились. По итогам года шахты, входящие в сферу ответственности Минэнергоугля, добыли 24,146 млн т, то есть на 2,9% меньше. Однако, как и предполагали эксперты, это также не стало решением проблемы.
«Тенденция к замедлению темпов экономического роста оставалась в силе, поэтому объемы потребления угля отечественными ТЭЦ продолжали сокращаться, а наряду с этим объем производства электроэнергии гидроэлектростанциями, наоборот, увеличился. В свою очередь на внешних рынках уровень спроса на уголь по-прежнему оставался низким. По сравнению с 2012 годом объем запасов угля уменьшился на 23%, тем не менее он превышает уровни 2010-го и 2011 годов на 13% и 16% соответственно. И сейчас на рынке все еще существует профицит угля, особенно марок Г и Д, которые могут быть использованы как в производстве электроэнергии, так и для выпуска кокса», — отмечает финансовый аналитик сектора ГМК группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Мартыненко.
В нагрузку к импорту
Положение дел, сложившееся в сегменте коксующихся углей, гораздо сложнее. Потребители нуждаются в этом сырье, но вовсе не того качества, что предлагают украинские шахты. С одной стороны, по данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в 2012 году объем дефицита коксующихся углей в Украине по сравнению с 2011-м увеличился на 6% — до 10,5 млн т и достиг 41,2% общего объема внутреннего рынка. С другой же стороны, руководство ГП «Уголь Украины» рапортует о том, что из-за отсутствия возможностей сбыта на складах скопилось почти 400 тыс. т нереализованной продукции.
Ситуацию традиционно регулировали ограничительными мерами: 13 марта прошлого года правительство приняло Постановление о квотировании импорта коксующегося, битумного и некоторых других видов угля и ограничило ввоз этих видов сырья 10,2 млн т, впоследствии увеличив квоту еще на 1 млн т.
В этом году правительство решило пойти другим путем. В декабре 2013 года состоялось совещание производителей угля и его потребителей, на котором была достигнута договоренность о том, что в январе–марте квоты на импорт углей введены не будут, а коксохимики и металлурги приобретут определенные объемы сырья отечественной добычи. По данным ассоциации «Укркокс», первоначально госструктуры требовали выкупить 6,1 млн т коксующихся углей за год, но впоследствии сошлись на том, что 4,3 млн т будет достаточно. Металлурги взяли на себя обязательство приобрести в январе–марте не менее 1 млн т угля украинского производства, но выдвинули встречные условия: качество сырья должно улучшиться, цена должна быть приемлемой, а механизм квотирования применен не будет.
«По сути договоренность о выкупе 4,3 млн т коксующихся углей обеспечивает государственным шахтам долю в общем объеме потребления этого вида сырья в Украине в размере 15%. И даже если она и не станет спасением для этого сегмента отечественного углепрома, то, по крайней мере, окажется для него весьма неплохим бонусом», — отмечает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин.
Реформы нам не нужны
Себестоимость добычи тонны угля на госшахтах почти в три раза выше ее рыночной цены
Отрасль находится в кризисном состоянии и уже давно. Это признают и чиновники, и эксперты, но радикальных действий никто не предпринимает. Проще, по-видимому, дождаться, когда колосс на глиняных ногах завалится сам, пусть и погребя под собой не один десяток шахтерских жизней, чем разрабатывать программы и что-то менять. «По неофициальным (но вполне достоверным) данным, свыше 70% основных фондов углепрома нуждаются в капитальном ремонте, который не проводили уже более 30 лет. Наряду с этим, на большинстве шахт до сих пор очень велика доля ручного труда, что вызвано не только технической отсталостью, но и особенностями вырабатываемых пластов: они слишком узки и искривлены для использования крупной буровой техники. Кроме того, как устаревшие фонды, так и геологические особенности добычи обусловливают высокий уровень аварийности, что требует реализации крупных социальных программ для шахтеров, а значит — значительных бюджетных дотаций. Все это и многое другое ведет к постоянному росту себестоимости и без того дорогого украинского угля», — рассказывает Александр Куксин.
Эксперты полагают, что способы решения этих проблем достаточно очевидны. «Прежде всего должна быть проведена постепенная модернизация всех предприятий отрасли — самих шахт и обогатительных фабрик. И привлечь необходимые для этого средства можно только путем приватизации угольных активов или сдачи их в концессию на длительный срок. Договоры купли-продажи или концессии должны непременно включать условия о реализации программ переоснащения производства», — подчеркивает Александр Куксин. «В целом по отрасли модернизация тех шахт, где она экономически оправдана, и закрытие тех шахт, где ее проведение нерационально, позволили бы достичь некоторого снижения себестоимости и повышения качества угля, а значит, во-первых, сократить объем профицита этого сырья на внутреннем рыке, и, во-вторых, уменьшить колоссальные бюджетные затраты на дотирование убыточных шахт. А сэкономленные таким образом средства могли бы быть использованы для создания новых рабочих мест и для переквалификации шахтеров», — продолжает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.
Правительство могло бы принять ряд мер, направленных собственно на повышение спроса. «Необходимо стимулировать рост промышленного производства вообще, который повлечет за собой увеличение объемов выпуска электроэнергии. А наряду с этим не менее важно проводить сбалансированную политику выработки электроэнергии из различных энергоносителей, таких как уголь, атомная энергия и альтернативные источники», — уточняет Роман Тополюк. «Увеличить объем спроса может переориентация тепло и коммунэнерго на использование угля. На это тоже понадобятся инвестиции, но они окупятся, в том числе и за счет снижения потребления российского природного газа», — добавляет Иван Дзвинка.
Пока же в принятом парламентом бюджете-2014 на господдержку угледобывающих предприятий и частичное покрытие расходов по себестоимости запланировано 13,3 млрд грн (ровно столько же было и в прошлогоднем бюджете, но реальная картина оказалась еще плачевнее). Что, наверное, и неудивительно, ведь украинское правительство возглавляет не Маргарет Тэтчер. И наш девиз — никаких радикальных мер, только медленное сползание в пропасть.