Украинцы перестали увеличивать алкогольную дозу, но все больше пьют дорогие напитки. Выручка производителей и импортеров ежегодно растет на 20-30%.
Прогноз на 2008-й: $3,3-3,6 млрд +25-30%
46 млн дал, или около 920 млн полулитровок с крепким алкоголем выпьют украинцы в уходящем году. Примерно 35 млн дал из 46 млн произведено и импортировано легально, остальные почти 10 млн — контрафакт, серый и черный импорт. В 2006-м., по данным СОВАТ, доля нелегального алкоголя сократилась с 20% до 18%, в 2007-м снова выросла до 24%.
Потребление крепких напитков в Украине растет в лучшем случае на 5% в год. «Основная тенденция украинского рынка крепкого алкоголя — стагнация водочного сегмента. Потребление водки падает на 1-1,5% в год, в то время как потребление других крепких напитков — коньяка, виски и прочих — активно растет», — констатирует Сергей Блажко из Союз-Виктана. «Объем производства водки все же растет, но незначительно — в основном за счет продукции на экспорт. По данным СОВАТ, за десять месяцев 2006 года в стране было произведено почти 25 млн дал водки, за этот же период 2007 года — 27 млн дал.
Внутреннее потребление уже несколько лет держится на отметке чуть более 30 млн дал в год», — комментируют в компании «Национальные алкогольные традиции» (ТМ «Хлебный дар», «Цельсий», «Перша гільдія» и др.). Основным конкурентом водки все эксперты называют коньяк. Однако в Первом национальном винодельческом холдинге (ТМ «Таврия») считают, что потенциал роста коньячного сегмента на самом деле не так уж и высок. «Рынок достаточно насыщен, годовой рост в натуральном выражении незначителен — от 2% до 5%, — говорит руководитель аналитической службы ПНВХ Кирилл Прихно. — В уходящем году объем потребления коньяка составил 2,5 млн дал, в 2008-м прогнозируется увеличение спроса только до 2,6 млн дал».
Тем не менее выручка отечественных производителей крепкого алкоголя стабильно растет на 20-30%. Основная причина роста доходов — повышение розничных цен и увеличение спроса на более дорогие напитки. «Коньяки стоимостью до 30 грн становятся менее популярными, одновременно растет спрос на более дорогие — по 40-50 грн, — подтверждает Кирилл Прихно. «Все больше спиртных напитков потребляется в сегменте HoReCa, — добавляет Сергей Блажко. — По итогам первого полугодия 2007 года продажи алкогольных напитков в барах и ресторанах составили 18,2% внутреннего рынка в натуральном выражении — это на 46,7% больше, чем в 2006 году. В деньгах на долю HoReCa пришлось 28,5%, рост по сравнению с 2006-м составил 81,6%».
Операторы уверены, что в 2008 году рынок крепкого алкоголя в деньгах вырастет на 20-30% — с $2,75 млрд до $3,3-3,6 млрд. «Основные тенденции 2007 года плавно перетекут в 2008-й.