Нефтепродукты в Украине дорожают вслед за ростом мировых цен на нефть. В 2008 г. украинские цены вполне могут преодолеть новую «психологическую» планку —EUR1 за литр.
Андрей Бережанский, Контракты
Прогноз на 2008-й: $11 млрд +10%
В 2007 году объем рынка нефтепродуктов Украины впервые преодолел отметку в $10 млрд. Потребление топлива увеличилось на 5-7%. По предварительным оценкам экспертов, в 2007-м украинцы приобрели более 550 тыс. новых легковых автомобилей, по итогам года автопарк увеличился до 7- 7,5 млн легковушек — совокупно колесная техника в 2007-м «съест» около 12 млн тонн топлива. При этом все больше автолюбителей переходят на качественное и более дорогое высокооктановое топливо. Средняя стоимость А-95 в рознице выросла за год на 31%, ДТ — 35% (см. Взлет-2007). Для сравнения: в 2006 году топливо подорожало всего на 10-15%.
Увеличение стоимости бензина и ДТ более чем на гривню за литр украинцы восприняли спокойно. Подорожание (в отличие от прошлых лет) было плавным. Уровень цен на украинском рынке определяли привозные нефтепродукты. Доля импорта увеличилась с 30% в начале года до 40% в декабре-2007. «Высокая доля импортных нефтепродуктов и большое количество нефтетрейдеров означают, что рынок открыт, а цены — рыночные», — отмечает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
Открытым рынок стал после введения в мае 2005 года нулевой импортной пошлины на топливо — доля зарубежных нефтепродуктов начала стремительно увеличиваться. Импорт вырос с 5-7% в начале 2005-го до 30% в декабре 2006-го. Год назад эксперты прогнозировали замедление роста импортных поставок. Однако по итогам 2007 года его доля выросла еще на 10%. Это означает, что тяжелые времена для отечественной нефтепереработки в 2007 году не закончились. За 11 месяцев переработка нефти на украинских НПЗ уменьшилась почти на 5%. Главная причина — резкое снижение поставок нефти в октябре на Кременчугский НПЗ. Основному акционеру предприятия и поставщику нефти на завод — «Татнефть» — не понравился новый председатель правления НПЗ. В знак протеста российская компания прекратила поставки. Новому руководству НПЗ пришлось срочно искать альтернативных поставщиков. «Спустя месяц после начала конфликта нефть стали поставлять на НПЗ морем и по ж/д. Затраты на логистику увеличились, экономика предприятия ухудшилась», — объясняет Сапегин.
Впрочем, эксперты считают, что в первой половине 2008-го отечественные нефтяники могут отвоевать потерянные в 2007 году 10% рынка. Тот же Кременчугский НПЗ в состоянии оптимизировать логистику. Наращивает производство Лисичанский НПЗ. В конце прошлого года рентабельность предприятия снизилась до 0,3%. «После дифференциации акцизов (чем качественнее нефтепродукты, тем меньше ставка) завод, производящий топливо по европейским стандартам, смог увеличить долю прибыли в выручке», — объясняет исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. Наконец, в первой половине 2008 года после модернизации заработает Одесский НПЗ, принадлежащий компании «ЛУКОЙЛ». В итоге из шести украинских НПЗ не будет работать только Херсонский, модернизацией которого занимается НК-Альянс.
По самым скромным прогнозам, в 2008 году потребление топлива в Украине увеличится до 12,5 млн тонн, а оборот рынка превысит $11 млрд. Все эксперты уверены, что бензин дешеветь не будет — нынешние цены продержатся до конца зимы, потом начнут расти. Насколько подорожает топливо по итогам 2008 года, никто из операторов и аналитиков прогнозировать не берется: слишком много факторов будет влиять на ценообразование. Уровень цен в первую очередь будут определять мировые цены на нефть, которые в свою очередь зависят от спроса в США, политической ситуации в странах Ближнего Востока, природных катаклизмов и т. д. Будут зависеть цены и от правительства: чем меньше «нововведений» по административному регулированию рынка примет новый Кабмин, тем стабильнее будут цены. С этой точки зрения год-2007 был идеальным для отрасли: государство в деятельность компаний практически не вмешивалось, ограничиваясь пересчетом «рекомендованных розничных цен на нефтепродукты» по согласованной с нефтяниками формуле. Конфликтов на этой почве возникнуть не могло — наценка в 40-60 коп. на литре позволяет владельцам АЗС работать с рентабельностью около 15% — больше, чем в предыдущие годы.
Бензин дешеветь не будет: нынешние цены
продержатся до конца зимы, потом начнут расти