Контракты.ua

20020  —  04.01.08
На игле. Нефть дорожает
На игле. Нефть дорожает

Нефтепродукты в Украине дорожают вслед за ростом мировых цен на нефть. В 2008 г. украинские цены вполне могут преодолеть новую «психологическую» планку —EUR1 за литр.

Андрей Бережанский, Контракты

Прогноз на 2008-й: $11 млрд +10%

В 2007 году объем рынка нефтепродуктов Украины впервые преодолел отметку в $10 млрд. Потребление топлива увеличилось на 5-7%. По предварительным оценкам экспертов, в 2007-м украинцы приобрели более 550 тыс. новых легковых автомобилей, по итогам года автопарк увеличился до 7- 7,5 млн легковушек — совокупно колесная техника в 2007-м «съест» около 12 млн тонн топлива. При этом все больше автолюбителей переходят на качественное и более дорогое высокооктановое топливо. Средняя стоимость А-95 в рознице выросла за год на 31%, ДТ — 35% (см. Взлет-2007). Для сравнения: в 2006 году топливо подорожало всего на 10-15%.

Увеличение стоимости бензина и ДТ более чем на гривню за литр украинцы восприняли спокойно. Подорожание (в отличие от прошлых лет) было плавным. Уровень цен на украинском рынке определяли привозные нефтепродукты. Доля импорта увеличилась с 30% в начале года до 40% в декабре-2007. «Высокая доля импортных нефтепродуктов и большое количество нефтетрейдеров означают, что рынок открыт, а цены — рыночные», — отмечает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

Открытым рынок стал после введения в мае 2005 года нулевой импортной пошлины на топливо — доля зарубежных нефтепродуктов начала стремительно увеличиваться. Импорт вырос с 5-7% в начале 2005-го до 30% в декабре 2006-го. Год назад эксперты прогнозировали замедление роста импортных поставок. Однако по итогам 2007 года его доля выросла еще на 10%. Это означает, что тяжелые времена для отечественной нефтепереработки в 2007 году не закончились. За 11 месяцев переработка нефти на украинских НПЗ уменьшилась почти на 5%. Главная причина — резкое снижение поставок нефти в октябре на Кременчугский НПЗ. Основному акционеру предприятия и поставщику нефти на завод — «Татнефть» — не понравился новый председатель правления НПЗ. В знак протеста российская компания прекратила поставки. Новому руководству НПЗ пришлось срочно искать альтернативных поставщиков. «Спустя месяц после начала конфликта нефть стали поставлять на НПЗ морем и по ж/д. Затраты на логистику увеличились, экономика предприятия ухудшилась», — объясняет Сапегин.

Впрочем, эксперты считают, что в первой половине 2008-го отечественные нефтяники могут отвоевать потерянные в 2007 году 10% рынка. Тот же Кременчугский НПЗ в состоянии оптимизировать логистику. Наращивает производство Лисичанский НПЗ. В конце прошлого года рентабельность предприятия снизилась до 0,3%. «После дифференциации акцизов (чем качественнее нефтепродукты, тем меньше ставка) завод, производящий топливо по европейским стандартам, смог увеличить долю прибыли в выручке», — объясняет исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. Наконец, в первой половине 2008 года после модернизации заработает Одесский НПЗ, принадлежащий компании «ЛУКОЙЛ». В итоге из шести украинских НПЗ не будет работать только Херсонский, модернизацией которого занимается НК-Альянс.

По самым скромным прогнозам, в 2008 году потребление топлива в Украине увеличится до 12,5 млн тонн, а оборот рынка превысит $11 млрд. Все эксперты уверены, что бензин дешеветь не будет — нынешние цены продержатся до конца зимы, потом начнут расти. Насколько подорожает топливо по итогам 2008 года, никто из операторов и аналитиков прогнозировать не берется: слишком много факторов будет влиять на ценообразование. Уровень цен в первую очередь будут определять мировые цены на нефть, которые в свою очередь зависят от спроса в США, политической ситуации в странах Ближнего Востока, природных катаклизмов и т. д. Будут зависеть цены и от правительства: чем меньше «нововведений» по административному регулированию рынка примет новый Кабмин, тем стабильнее будут цены. С этой точки зрения год-2007 был идеальным для отрасли: государство в деятельность компаний практически не вмешивалось, ограничиваясь пересчетом «рекомендованных розничных цен на нефтепродукты» по согласованной с нефтяниками формуле. Конфликтов на этой почве возникнуть не могло — наценка в 40-60 коп. на литре позволяет владельцам АЗС работать с рентабельностью около 15% — больше, чем в предыдущие годы.

Бензин дешеветь не будет: нынешние цены
продержатся до конца зимы, потом начнут расти

 
Статьи по теме
Урожай на межі зриву. Чи стане картопля для українців
Урожай на межі зриву. Чи стане картопля для українців "золотою"

Різкі погодні зміни – від аномальної спеки до рясних дощів – можуть позбавити українців картоплі за помірною ціною. Аграрії різних областей нарікають: на півдні овочі гниють, на півночі – засихають. Розбиралася в проблемі кореспондент новин "Сьогодні" на каналі "Україна".
30.07 — 1030

У Мінінфраструктури назвали орієнтовну вартість проїзду платними дорогами
У Мінінфраструктури назвали орієнтовну вартість проїзду платними дорогами

В Україні планують побудувати шість автомобільних доріг у співпраці з приватними інвесторами. Максимальна вартість користування ними залежатиме від транспортного засобу та сягатиме від 0,023 до 0,133 євро за кілометр.
27.07 — 1334

В Україні зміняться тарифи на електроенергію
В Україні зміняться тарифи на електроенергію

Міненерго має намір представити нові тарифи на електроенергію, які повинні запрацювати з 1 серпня.
26.07 — 1048