Контракти.ua

41237  —  01.01.08
Чтоб все так жили! Прогноз роста потребительских рынков
Чтоб все так жили! Прогноз роста потребительских рынков

В Украине бум личного потребления. Отобрав по итогам 2007-го 20 самых больших потребительских рынков с оборотом от $1 млрд и темпами роста более 10% в год, мы попытались спрогнозировать их рост в 2008 году.

Владимир Хомяков, Контракты

Результат получился довольно интересным. В 2007-м оборот 20 крупнейших потребительских рынков превысил $70 млрд — это примерно на 25% больше, чем в прошлом году. При средней официальной зарплате около $290 только на товары и услуги из Топ-20 украинцы тратят $125 в месяц (без учета коммунальных платежей, расходов на образование, товаров первой необходимости и т. п.). В следующем году украинцы продолжат тратить направо и налево, причем немножко останется и на черный день — по итогам девяти месяцев 2007-го прирост вкладов в украинских банках составил почти 35%.

Прогноз роста расходов на 2008-й: +23%. На радость рекламистам, маркетологам и производителям украинцы не по средствам отдыхают, пьют, курят и покупают автомобили. По числу покупаемых машин премиум-класса страна с населением 46,4 млн и средней зарплатой в $290 — вторая (после России) в Восточной Европе.

Если судить по очередям в автосалонах, гипермаркетах, молах и турагентствах, к среднему классу смело можно относить больше половины киевлян. Наш «средний класс» кардинально отличается от европейского как раз своим расточительством. В Европе middle class — это экономия, экономия и еще раз экономия. Например, в ЕС около половины зарплаты инженера в EUR4-10 тыс. съедается налогами: от 35% в Великобритании до 65% в Норвегии. Около трети чистой зарплаты уходит на аренду жилья, пятая часть — на бензин, всевозможные страховки и поездки в общественном транспорте. На покупки и развлечения у такого инженера остается EUR1-3 тыс. И то если автомобиль куплен не в кредит. Средний класс на Западе — это работа, экономия и жизнь по средствам.

У них точка отсчета — доход. У нас — расходы по формуле: «Чем больше, тем лучше». Украина — спасение для западных компаний, работающих в потребительском секторе. В Европе потребление практически не растет, а норма рентабельности редко превышает 3-5%. В Украине наоборот — доходность продаж редко опускается ниже 10%. Например, розничные наценки на одежду в украинских магазинах достигают 200-300%. Неудивительно, что 2007 год был как никогда богат заявлениями западных компаний о выходе на украинский рынок.

Топ-20 потребительских рынков-2007
Место в рейтинге
Рынок
Оборот в 2007 г., $ млрд
Рост оборота к 2006 г., %
1Автомобили10+64
2Организованный туризм1,44 +58
3Кофе1,55+40
4Автоуслуги3+30
5Безалкогольные напитки2,4+30
6Фармацевтика2,2+29
7Крепкий алкоголь2,75 +25
8Пиво2+25
9Нефтепродукты10+25
10Жилая недвижимость (строительство)12+22
11Одежда и обувь3,5+20
12Парфюмерия и косметика2,88+20
13Мобильная связь4,7 +20
14Компьютеры1,2+20
15Крупная бытовая техника1,56+17
16Мебель1,6 +15
17Кондитерские изделия2+11
18Аудио-, видеотехника1,33+11
19Ресторанный рынок2,4 +10
20Табачные изделия2,2+10
Топ-20 потребительских рынков 2008 года — стр. 54-74


На что хватит*

Мебель — $34. Дешевый офисный стул со спинкой

Лекарства — $47,4. Лечение 5 простуд в год, или прием таблетки анальгина каждые 3 часа 365 дней подряд, или двухнедельный прием рецептурного антидепрессанта «Паксил» (упаковка Паксила — 160 грн + взятка психотерапевту), или 31 таблетка «Виагры» сомнительного качества, приобретенная в интернет-магазине

Сигареты — $47,4. Этих денег достаточно, чтобы каждый украинец, включая грудных младенцев и табаконенавистников, на протяжении года выкуривал по три сигареты в день (при цене около 4,5 грн за пачку)

Общепит — $51,7. Бутылка водки и чаевые в дорогом столичном ресторане, или 50 г коньяка в дешевом киевском ресторанчике каждую пятницу после работы, или банкет на троих во Львове в недорогом питейном заведении — с выпивкой, домашней колбасой и жареной картошкой (сдачи хватит или на щедрые чаевые, или на такси)

Компьютеры — $25,8. Супервентилятор для процессора, или хороший корпус для ПК, или навороченная игровая клавиатура

Аудио- и видеотехника — $30,1. Хватит, чтобы 7 украинцев в складчину купили 20-дюймовый ЭЛТ-телевизор

Недвижимость (новостройки) — $247,8.

За эти деньги можно купить площадь примерно 10 х 10 сантиметров в новой квартире в Киеве, или примерно 14 х 14 сантиметров в новостройке во Львове

Мобильная связь — $101. 2 минуты разговора с абонентом другой сети ежедневно, или 35-40 песен в формате mp3 с WAP-сайта, или полуторачасовой разговор с родственником из Австралии

Автомобили — $215,5. Хватит на ежемесячные выплаты за автомобиль стоимостью $10-12 тыс., приобретенный в кредит примерно на 6 лет

Нефтепродукты — $215,5.

Примерно 5 поездок из центра Бердичева в центр Киева и обратно на «восьмерке» (расстояние между городами около 180 км + 40-45 литров бензина на пробки)

Крепкий алкоголь — $59,3. За год можно купить бутылку коньяка (35 грн), бутылку мартини (100 грн), бутылку водки (15 грн) и небольшую бутылку джина (50-70 грн). Еще 30-40 грн останется на десерт — марочный портвейн

Автосервис — $64,6. Одна «переобувка» машины на фирменной СТО (без стоимости покрышек), или 6-8 автомоек, или замена моторного масла (без стоимости работ)

* Приведенные цифры — чистейшей воды спекуляция, показывающая, какая часть оборота того или иного рынка в 2007-м приходилась на одного украинца из 46,4 млн


Самые быстрорастущие рынки-2008

1. Организованный туризм

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,44 млрд
Темпы роста +58%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,2-2,3 млрд
Рост +50-60%

Чуть более 4 млн выездных туристов в 2008 году заплатят туроператорам примерно по $530. В этом году украинцы тратили на отдых не более $400. Мы уже тратим на отдых больше экономных поляков (в среднем $105 на одного туриста) и венгров (около $150). Но до немцев ($944), американцев ($1081) или французов ($1418) украинцам еще далеко. Даже россияне в среднем платят за тур около $660. 10 десять лет назад средняя стоимость туров, покупаемых россиянами, не превышала $550-580. Исходя из этой цифры эксперты считают, что украинский рынок будет расти на 40-60% в год минимум до 2012 года.


2. Легковые автомобили

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $10 млрд
Темпы роста +64%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $13-15 млрд
Рост +30-50%

В Украине третий год бум автопродаж. По итогам этого года в стране будет продано более 550 тыс. новых легковых машин — абсолютный рекорд за все 15 лет независимости. По темпам роста продаж украинский авторынок — первый в Европе. Правда, почти половина автомобилей приобретается в кредит — все больше украинцев живут не по средствам. Год назад средняя стоимость приобретаемого украинцами нового автомобиля не превышала $16,5 тыс., в 2007 г. — $18,2 тыс.


3. Автоуслуги

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $3 млрд
Темпы роста +30%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $3,9 млрд
Рост +30%

Около 10 млн водителей, из которых примерно каждый десятый сел за руль год-два назад, обеспечили работой авторемонтников на десятилетия. Но предложение пока не соответствует спросу: большинство СТО перебирает клиентами, рентабельность некоторых автоуслуг превышает 60% при средней рентабельности в Европе на уровне 8-12%.


4. Компьютеры

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,2 млрд
Темпы роста +20%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $1,56 млрд
Рост +30%

1 компьютер на 5 украинцев — таким будет уровень проникновения ПК по итогам 2008 года. Примерно половину выручки продавцам компьютеров принесут ноутбуки. По итогам 2006 года средняя цена ноутбуков составляла около $900, к концу 2007 г. снизилась почти до $800. После того как вендоры начали снижать цены, продажи лэптопов растут примерно на 50% ежегодно.


5. Фармацевтика

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,2 млрд
Темпы роста +29%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,8 млрд
Рост +29%

Годовой бюджет украинца на покупку лекарств — около $50.

В сумме на порошки, таблетки и инъекции за год украинцы потратили более $2,2 млрд — больше, чем на отдых, покупку мебели или бытовой техники. Это не предел, например, англичанин тратит на лекарства в пять раз больше, чем украинец. Впрочем, если доходы граждан до 2013-2015 гг. будут расти на 30% в год (темпы роста украинского фармрынка соответствуют темпам роста доходов населения), Украина догонит Англию по этому показателю уже через 6-8 лет.


6. Безалкогольные напитки

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,4 млрд
Темпы роста +30%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $3 млрд
Рост +25-30%

Здоровый образ жизни — не только таблетки. С каждым годом украинцы все меньше тратятся на лимонад и все чаще покупают соки и минералку. Больше всего в уходящем году выросли доходы производителей питьевой бутилированной воды.

Выручка в этом сегменте за год увеличилась на рекордные 60% — до $650 млн.

Растущая популярность минералки и соков привлекла в страны бывшего СССР крупнейших производителей лимонада, которые с конца 90-х активно осваивают смежные сегменты. С 2005 г. второй по величине российский производитель соков, Мултон, перешел под контроль Сoca-Cola. В 2007 г. Pepsi купила украинскую Сандору — крупнейшую соковую компанию страны. Сейчас Сoca-Cola и Pepsi ведут борьбу за крупнейшего в СНГ производителя соков —российское ОАО «Лебедянский».


7. Кофе

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,55 млрд
Темпы роста +40%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $1,95 млрд
Рост +25-30%

В среднем на одного украинца приходится 1,2 кг кофе в год. Чехи и венгры потребляют этого напитка в два-три раза больше. Но и украинские 1,2 кг приносят отечественным продавцам кофе более $1,5 млрд в год — торговля кофе один из самых высокорентабельных видов бизнеса в мире. Килограмм зеленой арабики на мировых биржах стоит около $3, в Украине 1 кг обжаренных кофейных зерен продается по $35-40. По дороге от плантации до магазина стоимость кофе увеличивается в 14-15 раз.


8. Крепкий алкоголь

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,75 млрд
Темпы роста +25%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $3,3-3,6 млрд
Рост +20-30%

Потребление крепкого алкоголя в Украине в последние два года практически не растет. В переводе на привычные для славян полулитровые емкости украинец в год выпивает 20 бутылок крепкого алкоголя. Однако выручка производителей и импортеров ежегодно растет на 20-30% — с каждым годом украинцы увеличивают дозу дорогого алкоголя.


9. Пиво

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2 млрд
Темпы роста +25%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,4-2,5 млрд
Рост +20-25%

Пик пивного рынка позади — в 2008-2010 гг. темпы роста этого рынка будут снижаться.

Активное продвижение (крупные пивные компании «опекают» практически 100% мелкой розницы) и реклама сделали свое дело: в 2007 г. годовое потребление пива выросло до 60 литров на человека.

Большинство экспертов считают, что украинцы вполне могут выпивать и 70-80 литров, что соответствует уровню потребления в Чехии.


10. Недвижимость (новостройки)

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $12 млрд
Темпы роста +22%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $13,8-14,4 млрд
Рост +15-20%

На одного жителя Украины приходится около 22 кв. м жилья — меньше обеспечены жилплощадью только россияне — 21,6 кв. м на душу населения. В странах ЕС этот показатель составляет от 30 до 60 кв. м. В Португалии (41,3 кв. м на человека) в расчете на одного жителя строится 1 квадратный метр в год. В Украине — 0,2 кв. м.

Скорее всего, в 2008 г. в Украине больше строить не будут. Платежеспособный спрос на подорожавшие новостройки практически исчерпан — многие строители уходят из сегмента жилья в более рентабельный сегмент коммерческой недвижимости.


11. Одежда и обувь

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $3,5 млрд
Темпы роста +20%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $4,2 млрд
Рост +20%

Пожалуй, единственный в Топ-20 потребительский рынок, на котором считается нормальной розничная наценка в 200-300%. Правда, значительную часть прибыли украинских одежных и обувных магазинов съедают высокие арендные ставки. Например, в центре Киева они доходят до $200-400 за квадратный метр в месяц. Украинцы тратят на одежду и обувь 30-40% месячного дохода.

В Западной Европе этот показатель значительно ниже: в Швеции и Дании на наряды тратят не более 10% доходов, во Франции — лишь 6,5%. Объем рынка, превышающий $3,5 млрд, и стабильный рост выручки на 20% в год делает Украину привлекательной для крупных ритейлеров — в следующем году Sela, Argo, Maratex и другие планируют удвоить количество магазинов.


12. Парфюмерия и косметика

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,88 млрд
Темпы роста +20%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $3,3-3,5 млрд
Рост +15-20%

Красота — страшная сила. За год на косметику и парфюмерию украинцы тратят почти $3 млрд — больше, чем на пиво, отдых или покупку лекарств. И это не предел.

Уровень потребления косметики на душу населения у нас в 19 раз меньше, чем у французов и в 3,5 раза — чем у поляков. Тем не менее по величине оборота украинский рынок — третий в Восточной Европе после России (48%) и Польши (17%). На долю украинцев приходится почти 14% всех расходов восточноевропейцев на косметику и парфюмерию.

Эксперты считают, что у украинского рынка большой потенциал — $7-8 млрд в год.


13. Мебель

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,6 млрд
Темпы роста +15%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $1,8-1,9 млрд
Рост +15-20%

Если мебель некуда ставить, ее не покупают. Темпы роста мебельного рынка зависят от объемов жилищного строительства — 60% всей выручки мебельщики получают от продаж предметов домашней обстановки. Например, в 2006 г. построено почти на 10% больше жилья, чем в 2005 г. — обороты мебельщиков выросли на 17%. В 2007 г. темпы прироста строительства упали до 5,5%, выручка мебельной розницы выросла только на 15%.

Производителям и импортерам добавляет оптимизма растущий спрос на дорогую мебель, пессимизма — прогнозы о падении в 2008 г. темпов жилищного строительства до нуля.


14. Крупная бытовая техника

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,56 млрд
Темпы роста +17%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $1,79 млрд
Рост +15%

Уходящий год неожиданно порадовал продавцов холодильников, кухонных плит и стиральных машин — их выручка выросла. Еще в начале 2007 года большинство ритейлеров прогнозировали падение продаж.

По итогам 2006 г. 95% жителей Украины были обеспечены относительно новой техникой, срок службы которой должен был закончиться не ранее чем через 2-4 года. Однако украинцы начали менять технику, не дожидаясь, пока старая выйдет из строя. В 40% случаев новый холодильник или стиральную машину в 2007 году покупали в кредит.


15. Табачные изделия

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,2 млрд
Темпы роста +10%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,5 млрд
Рост +14%

Украина — рай для табачных компаний. Число курильщиков в США, Японии и странах ЕС сокращается, в Украине — растет. По данным Украинского информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков (ADIC-Ukraine), число курильщиков в 2001-2005 гг. среди мужчин выросло с 55% до 67%, среди женщин — с 11,5% до 20%.

Сейчас, по данным ВОЗ, ежегодно в Украине от болезней, вызванных курением, умирают более 100 тыс. человек.


16. НЕФТЕПРОДУКТЫ

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $10 млрд
Темпы роста +25%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $11 млрд
Рост +10%

Удовольствие ездить на собственном автомобиле с каждым годом дорожает: в ноябре 2007-го цена высокооктанового А-95 преодолела психологический рубеж в $1 за литр. Украинцы платят за литр бензина больше американцев (в США высокооктановое топливо стоит около $0,6/литр), россиян ($0,8) и канадцев ($0,9), однако намного меньше европейцев. Во Франции, Германии или Италии литр 95-го в пересчете на доллары стоит $1,2-1,6. Почти 40% автомобильного горючего импортируется в Украину из Европы, поэтому в 2008 г. украинские цены вполне могут преодолеть новую «психологическую» планку —EUR1 за литр.


17. Аудио- и видеотехника

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $1,33 млрд
Темпы роста +11%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $1,46 млрд
Рост +10%

Телевизор для украинцев — товар №1. В этом году на голубые экраны пришлось более 60% из $1,33 млрд выручки продавцов аудио- и видеотехники. Правда, наши соотечественники до сих пор покупают устаревшие, по европейским понятиям, телеприемники. В Западной Европе на модели с кинескопом приходится менее 30% от общих продаж телевизоров.

В 2007 г. на современные плазменные и жидкокристаллические модели украинцы потратили лишь $194,5 млн — лишь 14% всей выручки от продаж телевизоров.


18. Ресторанный бизнес

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2,4 млрд
Темпы роста +10%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,6 млрд
Рост +8-10%

В столице на одно место за столиком в ресторане, кафе или фастфуде претендуют 38 киевлян. Заведений общепита не хватает во всех крупных украинских городах: например, во Львове на одно место в кофейне, баре или ресторанчике претендуют 28 человек. В столице Франции этот показатель почти в пять раз меньше — 8 парижан на одно место в ресторане.


19. Кондитерские изделия

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $2 млрд
Темпы роста +11%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $2,2 млрд
Рост +8-10%

Украинец за год покупает сладостей на $40.

Жители Западной Европы только на шоколад ежегодно тратят свыше $100.


20. Мобильная связь

Показатели 2007 г.:
Объем рынка $4,7 млрд
Темпы роста +20%

Прогноз на 2008 г.:
Объем рынка $5-5,2 млрд
Рост +7-10%

Проникновение мобильной связи в Украине превысило 120%. Рынок будет расти только за счет увеличения продаж дополнительных услуг и времени разговоров.

Запас для роста есть — среднестатистический украинец говорит по телефону около двух часов в месяц, французы — более четырех, финны — 6 часов.


Отбор потребительских рынков осуществлялся по двум критериям: оборот в 2008 году — от $1 млрд, темп роста — не менее 10%. Если темпы роста совпадали, рынок с большимгодовым оборотом занимал в рейтинге более высокую позицию. Данные и прогнозы получены путем экспертного опроса операторов, расчеты Контрактов.

Статьи по теме
Україна запевняє газових трейдерів у безпеці сховищ після удару ракети, - Bloomberg
Україна запевняє газових трейдерів у безпеці сховищ після удару ракети, - Bloomberg

Україна прагне переконати європейських торговців природним газом у тому, що зберігати паливо у величезних підземних сховищах країни, як і раніше, безпечно після російського ракетного удару.
27.03 — 186

Кабмін хоче підвищити акцизи на сигарети, пальне та алкоголь для гармонізації з нормами ЄС
Кабмін хоче підвищити акцизи на сигарети, пальне та алкоголь для гармонізації з нормами ЄС

Кабінет міністрів зареєстрував законопроекти, що передбачають підвищення акцизів на алкоголь, пальне та тютюнові вироби для приведення законодавства України у відповідність із нормами Євросоюзу.
27.03 — 403

Україні пропонують відмовитись від прив'язки курсу гривні до долара
Україні пропонують відмовитись від прив'язки курсу гривні до долара

Рада оверсайту індикаторів грошового та валютного ринків не виключає необхідність переходу на курсову привязку гривні до євро.
26.03 — 207