Одни детективы выступают за принятие профильного закона, где будут определены их специальные полномочия. Другие опасаются, что рынок в корень зарегулируют. Но есть закон или нет, услуги частных детективов перспективны, и они будут развиваться.
В представлении многих украинцев они – скорее герои бестселлеров и сериалов. На самом деле частный детектив – обычная профессия, зарегистрированная в Национальном классификаторе профессий ДК 003:2010 под №3450. Соответствующая деятельность подпадает под все законы, регулирующие предпринимательство в частности, и гражданско-правовые отношения в целом. Однако в Украине до сих пор нет профильного закона, наделяющего детективов специальным статусом, определяющего уровень их прав и обязанностей. Опыт других стран, в ром числе России, показывает, что такой закон необходим. Пока же законодатели и участники рынка до конца не определились, какие полномочия должны быть у детективов, кто и как их будет контролировать.
Рынок только формируется
Характеризируя рынок, сами его участники делят субъектов детективной деятельности на четыре категории. Первая – лица, официально оформленные как субъекты хозяйствования с соответствующим видом деятельности. Они более всего заинтересованы в прозрачности рынка, установлении на законодательном уровне четких и понятных правил работы. Вторая группа – лица официально не зарегистрированные. Тем не менее, - это порядочные профессионалы, которым можно доверять. Третьи – мошенники. Могут что-то обещать, обхаживать потенциального клиента, но их цель не предоставить качественные услуги, а получить с клиента побольше денег. Последняя четвертая группа – лица, явно работающие за гранью закона. Больше всего субъектов рынка можно отнести ко второй группе. Это во многом связано с общими проблемами ведения бизнеса в Украине. Но для гарантии, что не попадешь на мошенника лучше обращаться к официально зарегистрированным детективам. Услуги субъектов четвертой категории, очевидно, создают для клиента риск уголовного преследования в дальнейшем.
В Украине пока нет обязательной профессиональной подготовки частных детективов. Мария Бумбару, президент Ассоциации частных детективов Румынии рассказала, что в их стране существуют специальные законы, регулирующие детективную деятельность, в том числе детективы должны пройти специальное обучение. Но у нас многие детективы – бывшие работники правоохранительных структур. Обычная история: к уволившемуся из органов специалисту сначала обращаются за помощью знакомые, рассчитывая на его опыт и знания. За это люди готовы платить. По словам участников рынка, спрос на такие услуги есть. «Если бы в Украине не было людей, которым нужны такие услуги, не было бы и детективов. Другое дело, что люди, которые нуждаются в таких услугах, даже не подозревают, что есть те, кто достаточно профессионально и эффективно может эти услуги оказать», - говорит частный детектив Александр.
Детектив милиции не конкурент
Президент Всеукраинской ассоциации частных детективов Игорь Цминский считает в корне неверным мнение, что частные детективы являются альтернативой либо конкурентами милиции. «Как мы можем сравнивать деятельность МВД – правоохранительную деятельность, с коммерческой: производство мяса, летательных аппаратов, предоставление услуги по доставке?», - говорит он. Для наглядности эксперт привел пример, что солдат с автоматом имеет отличные функции от тех, которые присущи охотнику с ружьем. Невзирая на то, что оба с оружием.
Детектив в своих правах ничем не отличается от обычного гражданина, кроме права на ношение травматического оружия
Не видит в детективах конкурентов милиции и экс-руководитель управления по связям с общественностью УМВД Владимир Полищук. Он рассказал, что к нему часто обращались люди с вопросом – почему следователь не проводит все необходимые действия, на протяжении двух-трех недель даже не вызывает к себе потерпевшего, не опрашивает его. Причина в том, что, к примеру, в прошлом году в системе работало 16 тыс. следователей, которые расследовали более 600 тыс. уголовных дел. От следователя, у которого в производстве 20 – 40 дел, эффективности ожидать не приходится. Он направляет работу только на раскрытие резонансных, тяжких преступлений. Но когда у человека украли ноутбук, мобильный телефон, совершили мелкое хулиганство, на раскрытие таких преступлений просто не хватает времени. Здесь многим могли бы помочь частные детективы. К тому же, считает Мария Бумбару, услуги частного детектива – отличная возможность для человека перед тем, как обратиться в правоохранительные органы собрать необходимую информацию, узнать правду. А уже потом на основе этой информации принимать решение обращаться в правоохранительные органы или нет.
Две истории
Когда Анна вернулась домой с учебы в США, она поняла, что в квартире давно никого не было. Повсюду пыль, состояние нежилое. Сестра пропала. Анна обратилась в милицию, написала заявление. Вскоре поняла, что реальных поисков так можно и не дождаться. Решила обратиться в детективное агентство. «В интернете нашла. Выбирала интуитивно. У меня просто не было времени искать дальше», - рассказала девушка. В агентстве ее выслушали, подписали стандартный договор о поиске человека на территории Украины. Через два дня позвонил детектив, сообщил новую информацию. В ходе расследования выяснилось, что сестра Анны выехала в Болгарию, потом она оказалась в Турции. У нее отобрали паспорт и принуждали к оказанию сексуальных услуг. Подписали новый договор о поиске человека вне Украины. Сестру удалось переправить обратно на родину. В расследовании принимали участие три детектива. Услуги агентства обошлись Анне в $8 тыс. Но деньги не главное, когда речь идет о близком человеке, - считает она. «Я очень благодарна агентствам, которые помогают, находят родственников. Это важнее денег, важнее всего», - говорит девушка.
Сергей Сенник - частный детектив. «Был заказ. Дело в том, что правоохранительные органы работали в данном случае хорошо…» - начал он свой рассказ. История о том, что изнасиловали и убили девушку. Убийцу установили, но он скрылся за границей. Розыск Интерпола результатов не дал. Родители девушки обратились к частным детективам. Они выяснили, что убийца выехал во Францию, и под вымышленным именем устроился на службу в иностранный легион. Решили поехать и попытаться вернуть его в Украину. «Это была авантюра, потому что положительный результат гарантировать не мог никто, даже на первом этапе – вступление в легион», - вспоминает Сергей Сенник. Тем не менее, от идеи не отказались. Детектив подал документы в легион, прошел экзамены по физподготовке, тесты на логику. Его приняли. Через пару месяцев, став одним из лучших, получил право выбрать полк, для дальнейшей службы. Таким образом, детектив стал однополчанином объекта розыска, и смог завязать с ним приятельские отношения. Сергей служил в легионе уже больше полугода. И вот как-то находясь в отпуске «приятели» отправились чего-то выпить. Выпитого показалось мало. «Мы решили продолжить в одном из городов Европы. Сели в самолет, но, к сожалению, перепутали самолет и оказались в Украине», - раскрыл свой план Сергей Сенник.
Взаимодействие с правоохранителями нужно прописать в законе
В Украине пока нет обязательной профессиональной подготовки частных детективов
Комментируя ситуацию, произошедшую с Анной Джордж Хиртл из Федерации ассоциаций частных детективов (Австрия) заметил, что, очевидно, девушка обратилась в милицию, но ей не могли помочь. Потому, что не было возбуждено уголовное дело. Частный детектив собрал всю необходимую информацию, и дело было возбуждено, девушке смогли помочь. «Главное - правильное регулирование этой деятельности», - отметил специалист. Риманас Олегас, частный детектив из Литвы с многолетним опытом (работал еще в МВД СССР, стаж работы в уголовном розыске 27 лет), также отметил, что взаимоотношения частных детективов и правоохранительных органов должны быть законодательно урегулированы. К сожалению, в правоохранительных органах розыск без вести пропавшего – это текучка. «Приходите через три дня, тогда начнем искать. Неделя проходит – подождите, что вы так рано обращаетесь. А человеку каждый день болит, что нет сестры, мамы, папы, ребенка», - говорит детектив. По его словам, розыск людей – именно та область, где частные детективы могут во многом помочь правоохранителям. Но подойти к ним, обменяться информацией не всегда представляется возможным. «Там закрываются на все замки. Нет, - это секретно, это тоже секретно, мы не можем вас пустить. Такие моменты должны быть в закреплены в законодательстве, о взаимодействии частных детективов и о допустимой доле этого взаимодействия», - полагает Риманас Олегас.
Попытки принять профильный закон для детективов предпринимаются еще с 2000 года. Однако пока далее разработки и обсуждения разных вариантов законопроектов дело не дошло. Ныне дискуссии активизировались. Один из важных вопросов для обсуждения – доступ к информации, которой располагают правоохранительные органы. Сегодня, вроде бы, этот вопрос урегулирован для адвокатов их профильным законом. Однако на практике адвокатские запросы практически не работают.
Шпионская техника не нужна
Еще один дискуссионный вопрос – стоит ли наделять частных детективов специальным статусом субъекта оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и дать ли им право использовать спецтехнику для снятия информации. Ведь ныне, детектив в своих правах ничем не отличается от обычного гражданина, разве что имеет право на ношение травматического оружия. В таких условиях, по мнению некоторых экспертов, без преступления закона эффективная детективная деятельность просто невозможна. Другие замечают, что вести ОРД – прерогатива государства в лице соответствующих органов. А частному детективу должно законными методами собирать информацию, которая впоследствии в судебном процессе может стать доказательствами: показания свидетелей, законно полученные документы, аудио, видеоинформация и пр. При чем, как отмечают многие украинские и не только детективы, при проведении расследований для снятия информации им достаточно обычного смартфона.
Риманас Олегас рассказал, что в Литовском законодательстве вообще отказались от понятия спецтехники. Чтобы использовать камеру, микрофон и т.д. ненужно никаких санкций судей или прокуроров. Вопрос в том, для чего применяется техника. Если такое применение нарушает частную жизнь граждан, тогда техника может применяться лишь в специальном порядке. Потому практика уголовного преследования лиц, которые покупают брелоки с микрофонами через интернет, там отсутствует. Однако здесь необходимо четко определить, что входит в понятие частная жизнь. Ведь в некоторых странах случаются и переборы, частная жизнь – все, что связано с личностью: дома, на улице, на работе, в школе и пр.
В помощь адвокату
От следователя, у которого в производстве 20 – 40 дел, эффективности ожидать не приходится
Одного из подзащитных главы АО «Солодко и Партнеры» Евгения Слолодко незаконно задержали, после чего вынуждали написать явку с повинной. Адвокату здесь бы не помешала помощь частного детектива. «Я бы попросил детектива найти свидетеля, который показал бы, как подзащитного «приглашали» на беседу», - говорит он. Детектив мог бы постарался проследить путь автомобиля от места задержания к месту проведения «переговоров», отследить передвижение мобильного телефона.
Но здесь важен вопрос легализации собранной информации, чтобы она впоследствии могла стать допустимыми доказательствами в суде. Детектив должен иметь определенные полномочия официальной фиксации информации. Ведь, скажем, если он опросит свидетеля, это не будет официально зафиксировано, а впоследствии в суде под давлением этот свидетель откажется от сказанного детективу, все старания последнего тщетны. «Детективу нужно иметь возможность отобрать объяснения, нужно прописать это в законе, или привести свидетеля к адвокату, чтобы он отобрал объяснения, или привести к следователю, или следователя привести к свидетелю», - поясняет адвокат. В то же время у детектива должна быть и ответственность за ложную информацию. Потому, что он собирает не просто факты, а доказательства. «Ну, вы говорите – я русалку поймал. Как? Чтобы мы не перешли от одной крайности - возможности легализовать информацию, к другой – фабрикации доказательств», - замечает Евгений Солодко.