В нынешних условиях ретейлеры намерены максимально оптимизировать свою деятельность. Цель крупных игроков — аккумулировать резервы для покупки наименее успешных конкурентов.
Эксперты единодушно отмечают, что в нынешних условиях необходимо прежде всего более эффективно сотрудничать с поставщиками — сузить круг партнеров и не задерживать выплаты. И совместно с ними искать возможности для снижения цен. Также желательно добиться отсрочки выплат по уже полученным финансовым кредитам. Кстати, по мнению экспертов, пережить кризис будет значительно легче отечественным торговым сетям — они могут гибко реагировать на нынешнюю ситуацию.
Корректировка спроса
Торговые сети вынуждены оперативно корректировать свое позиционирование. Cегодня все сети, независимо от специализации, отмечают повышенный спрос либо на наиболее дешевую продукцию, либо, наоборот, на дорогую. По словам управляющего партнера консалтинговой компании «АСТЕРС групп» Евгения Кулинича, покупательские предпочтения напрямую зависят от позиционирования сети: если игрок работал в премиальном сегменте, растут продажи дорогих товаров, если в среднем и низшем, увеличивается товарооборот дешевых. «Дело в том, что средний класс потребителей сегодня оказался наиболее уязвимым — на них приходится наибольшая доля авто- и ипотечных кредитов, обязательства по которым, несмотря на уменьшение заработков, выполнять нужно. Поэтому покупатели с некогда средним уровнем доходов постепенно переориентируются на потребление более дешевых товаров, продажи которых будут расти. Вместе с тем можно с уверенностью прогнозировать рост продаж и премиального сегмента — платежеспособные потребители привыкли к дорогой продукции. Таким образом, сегодня постепенно формируются два сегмента торговых сетей: продающих дорогую продукцию и ориентирующихся на покупателя со скромными возможностями», — рассказывает г-н Кулинич.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
Вынужденные меры
В то же время некоторые сети делают радикальные шаги — снижают цены на продукцию. Так, в Fozzy Group подешевели 200 популярных товаров, в «Эко-маркете» стартовала акция «Антикризисные цены». Сеть центров оптовой торговли Metro Cash & Carry снизила цены на тысячу артикулов для профессиональных (оптовых) клиентов компании: отелей, ресторанов, торговцев и других бизнес-клиентов. Стоимость продукции под собственной ТМ Aro уменьшилась на 10%. Кстати, снижение цен — это не украинское ноу-хау для привлечения финансов. Крупнейшие немецкие сети дискаунтеров Aldi, Penny и Lidl еще ранее опустили цены на товары первой необходимости.
Кроме того, кризис заставил наладить выпуск товаров private label даже тех игроков, которые в прошлом не проявляли активность в этом направлении. Например, сеть «О’Кей» недавно презентовала свою ТМ «Краща ціна». В сентябре 2008 г. группа компаний Fozzy Group начала продажи товаров в низком ценовом сегменте под торговой маркой «Повна чаша». За последние несколько месяцев это предприятие вывело на рынок более 20 наименований продукции.
Как Гvардия расчитывает рейтинг смотрите здесь
Против тренда
Крупнейшие игроки рынка утверждают, что кризис является благоприятной почвой для развития сетей — большинству украинских торговых сетей удается не только удерживать свои позиции, но и расширять бизнес. Несмотря на кризис на рынке заемных средств, некоторые даже добиваются кредитов от иностранных инвесторов. Так, Международная финансовая корпорация (IFC) выделит группе «Евротэк» $75 млн на развитие розничной сети под ТМ «Фреш». Эксперты, прогнозируя развитие украинского ретейла, говорят о грядущей череде слияний и поглощений. Евгений Кулинич утверждает, что именно приобретение торговых сетей — наиболее выгодный способ инвестиций в нынешней ситуации.
По его мнению, многие игроки не смогут найти ресурсы для развития по приемлемым ценам, большинство испытывают затруднения в привлечении портфельного или стратегического инвестора. Соответственно, ретейлеры будут вынуждены продавать свои объекты, причем по более низким ценам, нежели этот актив стоил, к примеру, еще в начале года. А это хорошая возможность для инвесторов либо укрепить свои позиции в сфере розничных продаж, либо войти в рынок. Выгодно инвестировать и в строительство объектов, ведь количество торговых площадей на одного потребителя в Украине еще далеко от показателей в странах ЕС. Тем более что ретейлеры одними из первых ощутят новый рост экономики. Следовательно, деньги, заработанные в тот момент в ретейле, можно будет выгодно вложить в еще замороженные кризисом секторa.