Тенденции в отечественной экономике, прямо скажем, пугают: пятый квартал подряд падение. И темпы сокращения ВВП постоянно растут: на 1,1% в первом квартале, на 1,3% — во втором, на 1,5% — в третьем.
Вошли в штопор
Экономика Украины находится в состоянии упадка начиная с третьего квартала 2012 года. Причинами такого печального положения дел являются сложные внешние условия на рынке, налоговое давление на бизнес и политическая нестабильность. Снизившийся внешний спрос, низкие цены на сталь и другие сырьевые товары привели к сокращению в таких ключевых секторах, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность.
Страна пребывает в состоянии рецессии, и прогнозы на ближайшее будущее оптимизмом не отличаются. Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2014 году на 1 п. п. — до 1,5%. Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП Украины в 2013 году с 1% до нуля. Агентство Fitch также предполагает, что стране удастся выйти на нулевой рост до конца года. А вот агентство Standard & Poor's опубликовало самый пессимистический отчет, согласно которому экономика Украины по итогам этого года сократится на 1%.
Наиболее оптимистический взгляд на состояние ВВП Украины продемонстрировал Международный валютный фонд (МВФ), который улучшил прогноз роста нашей экономики в 2013 году. Если в апреле он ожидал нулевого роста экономики, то в октябрьском отчете World Economic Outlook прогнозирует рост на 0,4%.
На этом фоне прогнозы украинских властей кажутся как минимум странными. Так, по мнению Министерства финансов Украины, рост ВВП в 2013 году составит 1–1,5%. Кабмин пошел еще дальше и заложил в госбюджете рост ВВП на текущий год на уровне 3,4%. Правда, недавно он признал, что, скорее всего, реальный показатель будет несколько ниже.
Не так страшна девальвация
Сложившаяся ситуация не сможет разрулиться сама собой. Необходимо проведение реформ. Хотя само слово надоело до невозможности, поскольку ассоциируется не с конкретными действиями, а с предвыборными обещаниями. Тем не менее реформы необходимы. Основная сложность состоит в том, что проводить их надо на всех уровнях, начиная с законодательства и заканчивая модернизацией производства на предприятиях.
Улучшить ситуацию с ВВП возможно, если подстегнуть экспорт. Целесообразной была бы умеренная девальвация гривни, чтобы продукция Украины была более конкурентоспособна по цене. Но у наших властей пунктик по поводу стабильного курса валюты. Чтобы удержать гривню на текущих уровнях, НБУ тратит золотовалютные резервы, которые и так в печальном состоянии. Экономической логики в этом нет. Скорее это просто реверанс электорату, мол, вот она — стабильность.
Золотовалютные резервы Национального банка Украины в октябре сократились еще на $1 млрд — до $20,632 млрд. С начала года резервы уменьшились уже на $4 млрд, их падение не прекращается с мая. С апреля 2011 года, когда запасы валюты и золота в стране были максимальными и равнялись $38,35 млрд, они сократились на $17,7 млрд.
Улучшить ситуацию с ВВП возможно, если подстегнуть экспорт
Хотя, справедливости ради, гривня потихоньку сдает позиции. А это уже привет от наших Международному валютному фонду, который выдвигал более гибкий валютный курс как одно из условий возобновления сотрудничества с Украиной. Похоже, попытка усидеть на двух стульях, при этом кардинально ничего не меняя, — любимая политика отечественного руководства.
По данным Госстата, уровень инфляции в стране достаточно низкий. В некоторые месяцы наблюдалась дефляция. При этом учетная ставка НБУ сейчас составляет 6,5%, ставки по кредитам такие, что предприятия просто не в силах их потянуть. По всем экономическим законам требуется смягчение монетарной политики, которое, кстати, сейчас наблюдается во всем мире и призвано поддержать производство. В нашем случае ставки Нацбанка живут своей отдельной никому не понятной жизнью. Благотворно на экономике Украины сказался бы приток инвестиций из-за рубежа. Но инвесторы предпочитают обходить нашу страну десятой дорогой, потому что у нас нет законодательства, защищающего инвестора. Плюс коррупция и политическая нестабильность. Отличный коктейль для желающих экономического экстрима.
На перекрестке двух дорог
Определенные надежды по выходу Украины из рецессии возлагались на подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которая открыла бы рынок ЕС для украинских товаров. Противники евроинтеграции пугают тем, что поток импорта из Европы задавит украинского производителя. Не хочется никого расстраивать, но украинский производитель уже почти задавлен и без участия европейцев. А что касается производства продуктов питания, то как раз в этом сегменте европейцы нам не конкуренты.
В случае евроинтеграции в течение двух лет Украина должна будет ввести нормы, по которым все госзакупки (кроме товаров для армии) могут делаться на конкурентной основе как у украинских производителей, так и у производителей ЕС. Это приведет к уменьшению коррупции при госзакупках.
Компании, желающие экспортировать свою продукцию в ЕС, должны будут внедрить евростандарты качества. Соответственно, наше законодательство должно будет учитывать европейские санитарные и технические нормы. Для этого отводится год. В целом это приведет к повышению качества товаров, продаваемых в Украине.
Естественно, отношения с Россией на какое-то время испортятся. Это проходили все страны бывшего СССР, пожелавшие стать самостоятельными. По сути, мы сейчас переживаем такой же прессинг, как Прибалтика 20 лет назад. Работать придется в условиях жесткой конкуренции, и правила ведения бизнеса несколько изменятся. Естественно, это выгодно не всем. Гораздо проще катиться по инерции.
Впрочем, на данный момент, мы ближе к провалу, чем к успеху евроинтеграции. Это значит, что ситуационно выиграют предприятия, основным партнером которых является Россия. Им не придется ничего менять. Да и в экономике не изменится ровным счетом ничего.
«Ничего» в данном случае значит продолжение скатывания в долговую яму. Если ассоциация с Евросоюзом не будет подписана, велика вероятность того, что с МВФ отношения тоже не сложатся, и вожделенный кредит Украина не получит. Остро встанет вопрос возвращения долгов по ранее взятым кредитам. В этом случае «руку помощи