В интервью Контрактам коммерческий директор компании Club Med в странах Европы и Ближнего Востока Шарль Фланаган рассказал, как конфликты в Северной Африке перераспределили туристические потоки, какой потенциал у украинского туризма и где вообще любят отдыхать украинцы.
Как начинался Club Med? И что он представляет собой сегодня?
Шарль Фланаган: Компания основана в 1950 году благодаря мечте двух людей — ее основателей Жерара Блица и Жильбера Тригано. Первый городок Club Med появился на острове Майорка (Балеарские острова). Затем, спустя шесть лет, Club Med открывает первый горнолыжный городок в Лейзине (Швейцария). Следующий шаг — экспансия на рынки Европы и за ее пределы. Сегодня у Club Med существует уникальная система 80 городков в 23 странах мира на пяти континентах. У нас собственная классификация уровней комфорта — трезубцы. Две трети всех наших городков имеют статус 4 и 5 трезубцев — это наивысший уровень комфорта. Club Med — это более 1,4 млн отдыхающих из более чем 100 стран мира. Инвестиции Club Med в обновление своих городков за последние несколько лет составили около $530 млн. В 2012 финансовом году выручка Club Med равнялась EUR1,5 млрд.
Компанию считают новатором на рынке туристических услуг. В чем вы были первыми?
Шарль Фланаган: Club Med первой в мире предложила формат all inclusive. Нашей инновацией является и создание детских клубов для детей от четырех месяцев, а также спортивных секций в отелях. Но самое главное — Club Med создал уникальную концепцию отдыха. Это мир, где больше не существует барьеров в общении, где нет места для лишних мыслей, где вы можете отдыхать, активно развиваясь и занимаясь спортом, познавая новые культуры и уникальные регионы мира. Если хотите, мы создаем для туристов уникальную концепцию счастья.
Как ваши клиенты впервые приходят к вам?
Шарль Фланаган: Чаще всего туристы приходят в Club Med по рекомендации друзей или знакомых. Друзья рассказывают о своих впечатлениях настолько восторженно, что будущие клиенты переступают порог нашего офиса уже с определенным кредитом доверия к нашей компании. Побывав у нас один раз, турист понимает, его это стиль отдыха или нет. В Club Med ты попадаешь к друзьям, которые тебе рады. Люди открыты и стремятся к общению. Недавно 52-летняя туристка перезвонила нам после отдыха в Турции и заявила, что водные лыжи ей покорились, а в следующем году она твердо намерена преодолеть цирковую трапецию и очень хвалила наших G.O (персонал Club Med — ред.), которые сподвигли ее на этот эксперимент. Все наши клиенты говорят об уникальной атмосфере наших городков. Вечером все гости и G.O танцуют Crazy signs, своеобразный flashmob, который мы придумали давно и клиенты ждут этого момента. Бывало такое, что клиентам что-то не понравилось, они жаловались по возвращении домой и вновь бронировали у нас тур, объясняя, что альтернативы нет, поскольку дети были в восторге.
Как вы оцениваете потенциал украинского туризма?
Шарль Фланаган: Я считаю, что украинский выездной туризм имеет серьезный потенциал. Могу сказать, что у нас показатели роста составляют 20–25% ежегодно, и в нашем премиум-сегменте нет прямых конкурентов.
Какие дополнительные сервисы пользуются у украинцев наибольшим спросом?
Шарль Фланаган: Club Med сегодня предоставляет возможность заниматься более чем 60 видами спорта и активного отдыха. Украинцы открыты ко всему. И сила Club Med заключается именно в том, что тебе не нужно владеть каким-то видом спорта — ты едешь в Club Med, чтобы ему научиться. Ведь в других отелях, если тебе обещают водный спорт, это значит, что на берегу стоят три-четыре лодки и каяк — бери и катайся. В Club Med туристу помогают спортивные инструкторы: они все покажут и всему обучат. Все занятия, обучение и сопровождение инструкторами включены в стоимость путевки. Из личного опыта скажу: украинские туристы всегда хотят все попробовать.
Меняются ли предпочтения и привычки украинского туриста?
Шарль Фланаган: Интересно, что в Украину приходит традиция раннего бронирования и планирования путешествий для всей семьи. Так, 8 октября у нас открылись продажи туров на лето 2014 года, но уже сейчас есть пул постоянных клиентов, которые записываются в городки на этот период.
Шарль Фланаган: украинский выездной туризм имеет серьезный потенциал
Club Med подыскивает персонал (G.O) и в Украине. Кого вы отобрали?
Шарль Фланаган: Русскоговорящая клиентура в наших городках растет, и нам необходимы G.O со знанием русского языка, поэтому в этом году мы впервые провели отбор в Украине для работы в наших турецких городках — их у нас четыре. Тщательно работали с резюме, затем встречались с соискателями лично. Для первого раза мы запланировали подобрать 8–10 человек, но нам очень понравились 15! Отбор проводился в Киеве в конференц-зале отеля Radisson. К нам пришло всего несколько парней, один из них прошел отбор. К отбору некоторые соискательницы относились с недоверием, рассказывая не очень приятные истории о предыдущих опытах работы в турецких отелях. Нам важно было найти энергичных, целеустремленных людей с высшим образованием и знанием нескольких иностранных языков. Украинцы очень талантливы, так что среди соискателей были и прекрасные певцы, и гимнастки, и танцоры, а это тоже очень важно для работы G.O и постановок вечерних шоу. Отбор прошли люди из разных регионов — Харькова, Киева и Сум. К концу октября у некоторых закончился сезон и нам не терпится узнать об их впечатлениях.
Club Med славится своими детскими клубами. Почему они стали так популярны? Как малыши проводят день в этих клубах?
Шарль Фланаган: Одни наши туристы недавно отдыхали с двумя девятимесячными детьми. Их папа по возвращении сказал нам, что он и предположить не мог, что таких маленьких можно оставить дольше, чем на час. В Club Med им это удалось, и они всей семьей смогли отлично отдохнуть. Детские клубы были придуманы в Club Med в 1967 году. Идея заключалась в том, чтобы все могли отдыхать и учиться разным видам спорта. В свое время эта идея была революционной. С тех пор нас активно копировали разные сети и отели. И благодаря конкурентам мы должны вновь придумывать давно придуманное. Программа для занятий с детьми в Club Med называется Happy Nature, ее цель — прививать детям любовь к окружающей природе и заботе о ней. Всевозможные активности разработаны в рамках этой программы. Дети всегда поощряются, их ждет специальная церемония награждения за достижения в разных видах спорта.
Возможно, Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Если это произойдет, как увеличится спрос на отдых в Европе?
Шарль Фланаган: Это, безусловно, отразится на визовом режиме, и украинцы смогут гораздо свободнее и проще перемещаться. Поток украинских туристов увеличится, но прогнозы пока давать рано. А вообще, я считаю, что это очень здорово. Украина этого заслуживает!
Чем ознаменовался 2013 год для Club Med?
Шарль Фланаган: В мировой туристической отрасли началась переориентация на быстрорастущие азиатские рынки. В июне этого года состоялось официальное открытие новых отелей сети — роскошного городка Club Med Belek на Турецкой Ривьере и Club Med Guilin в Китае, расположившегося на территории лучшего в Азии арт-парка. И, наконец, 28 августа мы объявили о новом флагманском проекте — строительстве 24-го горнолыжного городка Club Med в регионе Val Thorens во Французских Альпах с объемом инвестиций EUR80 млн.
Оправдал ли туристический сезон 2013 года ваши ожидания?
Шарль Фланаган: В глобальном смысле наши результаты неплохи. Правда, они ниже, чем мы ожидали, в том числе из-за беспорядков в ряде туристических стран. Но мы сейчас заканчиваем этот сезон лучше многих конкурентов. Связано это с тем, что большинство наших отелей находится в собственности Club Med. А если мы их арендуем, то арендуем полностью весь гостиничный комплекс, а не закупаем часть номеров, как многие туроператоры. Таким образом, у нас есть возможность оптимизировать свой бизнес в случае необходимости. Например, закончить сезон в каком-то городке раньше, или полностью закрыть какой-то отель.
Как повлияли политические события в ряде туристических стран на распределение туристического потока?
Шарль Фланаган: Последние несколько лет очень изменили мировой туристический рынок. Конфликт в Северной Африке привел к тому, что из предложенных нами пакетов клиенты все больше выбирают Грецию, Италию, Турцию. Конечно, мы, как и другие туроператоры, надеемся на скорейшее разрешение ситуации в Египте, так как мы широко представлены в этом регионе. Также уже можем говорить еще об одном тренде: на 30% выросли продажи экзотических направлений, таких как Маврикий, Мальдивы, Бали.